Двойники: Рихтер — Гульд. Часть 1. Святослав Рихтер

Святослав РихтерДвадцатый век подарил миру двух великих художников-пианистов: Святослава Рихтера и Гленна Гульда. По отдельности о том и другом написано много книг, статей и эссе,  и столь же много снято фильмов. Но мне хотелось бы сравнить их, если не противопоставить, тем самым подчеркнув особенность и величие каждого из них.

Оба были гениями, личностями,  обоих отличал свой индивидуальный стиль исполнения, оба предпочитали одиночество, оба имели свою точку зрения на музыку, музыкантов и исполнителей.

Гленн Гульд в одном из своих интервью всех исполнителей поделил на две категории: первая – музыканты-виртуозы, которые больше показывают, чего можно добиться в игре на том или ином инструменте. Такими были, например Лист и Паганини. Вторые - делают акцент на самой музыке,  выступая для слушателей проводниками в мир музыки и композитора.

Молодой Святослав РихтерГленн относил  Рихтера ко второй группе музыкантов, считая его  самым мощным (из живущих в конце двадцатого века) коммуникатором между слушателем и композитором, который зачастую менял позицию слушателя  относительно того или иного композитора на прямо противоположную.

Это, в частности он говорил и о себе.Когда Гульд слушал Шуберта в исполнении Рихтера, то был в состоянии, как он выразился, близком к гипнотическому трансу. Такова была сила  мощности личности Святослава Рихтера. И в этом – суть Рихтера.

Из дневника: «Я обрел свободу, замкнувшись в себе».

Рихтер - фигура трагическая.  Трагизм сопровождал всю его жизнь.  Не все эпохи и времена порождают трагизм. Гульд, в отличие от Рихтера, не был фигурой трагической, хотя и отличался от других особенностями своего поведения и жизни, чем немало  эпатировал публику.

Рисунок РихтераРодился Святослав Рихтер накануне революции семнадцатого года (20 марта 1915),   в семье интеллигентов: отец –  предок обрусевших немцев, преподаватель музыки в консерватории;

мать – из семьи дворян, которые тоже имели предками немцев. Родился в стране, где был и остался чужаком: немцем, интеллигентом, художником-музыкантом.

Потом – семейная трагедия: расстрел отца в 1941 году за то, что был немцем. Мать ушла к другому, его первому преподавателю музыки, двадцать лет притворявшемуся и ждавшему прихода немцев.

С их приходом - вставший на их сторону, а потом, женившись на матери Рихтера, взял ее фамилию и  они вместе  ушли с немцами в Германию. Рихтеру всегда был неприятен и этот человек, и то, что мать так быстро вышла замуж за этого, чужого ему, человека, и то, что мать так сильно изменилась за время второго замужества, что он вынужден был однажды сказать «Мамы больше нет», и то, что второй муж взял фамилию его отца.

Святослав Рихтер за работой

Потом - трагедия стилистическая, уже  с советской властью.  В советскую реальность Святослав Рихтер не вписывался: ни по своим музыкальным пристрастиям, ни по пристрастию к конкретным композиторам.

Среди любимых был Сергей Прокофьев, попавший в опалу, дружбу с которым он длил всю жизнь, так же, как и с Пастернаком.

Хотя Рихтер был обласкан советской властью и немало почтен и награжден ею, Рихтера долго не выпускали за границу, а когда выпустили, то триумф был потрясающим и необыкновенным.

Но он по-прежнему оставался крепостным Росконцерта, которому обязан был отдавать все деньги, заработанные за границей. Однажды он их не отдал, потому что… потратил на лечение тяжело больной матери, что послужило поводом для  конфликта с этой конторой.

Внешний и  внутренний трагизм Рихтера находил выход в музыке. Это был духовный гигант. Он мало говорил, а в дневнике писал:

«музыка, созданная для игры и слушания, в словах не нуждается — всякие толкования по ее поводу совершенно излишни, — к тому же я никогда не обладал даром слова. Одно время я вообще был почти неспособен разговаривать, особенно в обществе, причем среди людей, к которым не испытывал ни малейшей неприязни, совсем напротив».

Личный трагизм Святослава Рихтера и  сосредоточенность на музыке, стремление его как можно более точно передать мысль композитора и его произведение, сделали его той личностью, мощь которой поражала не только Гульдена. Когда смотришь и слушаешь его записи, не покидает ощущение чего-то громадного, недоступного, монолитного, неотмирного. Он жил в другом мире – в мире музыки, в собственном мире. Это спасало его и делало свободным.

(Продолжение следует)

Тина Гай
[youtube http://www.youtube.com/watch?v=mOO3ryzTQg0&version=3&hl=ru_RU&rel=0]

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Музыка, русские имена. Bookmark the permalink.

12 Responses to Двойники: Рихтер — Гульд. Часть 1. Святослав Рихтер

  1. Да, это так.

  2. Магомед. says:

    В его картине небо звучит музыкой.

  3. Да, жаль, что убрали комментарий, но так бывает, не расстраивайтесь! И с Новым годом Вас и наступающим Рождеством Христовым!

  4. Увы, спасибо за обсуждение, но мой комментарий только что убрали, вероятно, все те же компетентные органы. С уважением В.Смирнов

  5. Знаете, не думаю, что любящего сына так легко настроить против родной матери. Интервью Мосанжону достаточно откровенно, практически сделано перед смертью и не мог человек так искренне обманываться, хотя соглашусь, что мать уехала в 1944 году за границу. Но сердце сына по сути не могло так обманываться, ведь он любил мать. Впрочем, этот спор бессмысленный. Пусть каждый остается при своем. Я — на стороне Рихтера, Вы — на стороне факта.

  6. Возьмите хотя бы один вопиющий факт. который и Вы вряд ли могли исключить под напором «всевидящего ока». Интервью Мосанжону незадолго до смерти Рихтер сказал, что «мать уехала с этим в 1941 году» т,.е. сразу, когда пришли оккупанты. Но ведь это была обыкновенная ложь!На самом деле и это следует из дневников Швеца и не нужно ссылаться, что вам это было неизвестно, мать С.Рихтера обвенчалась у пастора 25 марта 1944 года и потом она не могла при Кондратьеве обо всем говорить с сыном. который уже был дезинформирован достаточно подробно и ныне этой дезинформацией продолжают заниматься, как видим. многие. в том числе и в «Поле чудес»
    Кондратьев , чтобы получить аусвайс в Германию, должен был взять фамилию жены, а сын конечно не мог этого простить, хотя Кондратьев давал ему уроки по композиции и др консерваторским курсам и был его первым консерваторским учителем. И ненависть С.Рихтера к нему была искусственно вызвана ревностью Светика Рихтера. Ведь нужно было компетентным органам настроить Рихтера против матери, чтобы он не вздумал остаться за границей! Советую, все-таки более внимательно ознакомиться с материалами дела в 1-й части серии книг «Реквием ХХ века» с тем. чтобы жизнь великого музыканта не обрастала заведомо лживыми фактами. В.Смирнов

  7. В.С., напишите по-другому. Факты — ничто, интерпретация — все. Любой факт можно интерпретировать так или эдак. Я не знала, действительно, всех подробностей этой истории, но фактом остается и то, что С.Рихтер не узнавал свою мать после ее переезда из России, так она изменилась. И его внутренняя связь с ней прервалась. Думаю, что если было все так, как Вы говорите, то у них с матерью было много времени выяснить все эти неточности еще при жизни, что, наверное и произошло и почему он охладел к матери и никогда не признавал Кондратьева (или как его там звали по-другому?) за отчима. Он его ненавидел.

  8. Несмотря на то, что я как первый прочитавший и исследовавший материалы архивно-следственного дела Теофила Рихтера и мною в группе «Я пишу» давал материалы моей статьи и в интернете была показана статья , помещенная как в газетах еще в 1990-х годах, так и в 1-й части серии книг «Реквием ХХ века», автор темы повторил бытующую версию о трагизме жизни С.Рихтера, В частности, автор повторяет снова версию о якобы притворявшемся больным,профессоре Кондратьева, хотя Сидоренко-Малюкова, на специальной научной конференции в Одессе , доцент Одесской консерватории , которая была близко знакома с семьей Рихтера, утверждала. что Кондратьев был действительно тяжело болен костным туберкулезом и лечился во время оккупации. Расстрелян же Теофил Рихтер по ложному обвинению агента НКВД Оскара Юндта, а не из-за немецкого происхождения Т.Рихтера. Уехала мать С.Рихтера из Одессы за несколько дней до прихода Красной Армии и это был единственный выход, чтобы не быть арестованной КГБ. Все эти и другие указанные мною перекручивания фактов говорят при наличии приведенных мною архивных материалов о желании автора следовать фактически вымышленному повторению варианта трагедии Рихтера, который не знал до конца своих дней о истинных причинах гибели отца. Эти же факты были повторены немецким музыковедом Гайови в его монографии, вышедшей в Германии. Жаль, что автор так легко относится к приведенным в частности мною архивным материалам и позволяет личные соображения, не вяжущиеся с фактами. В.Смирнов

  9. Елена, но он и прожил в общем-то счастливую жизнь. Другое дело, что окружение его (Советское) было мрачным. Но то, что у него была счастливая семья (с женой прожил боле 50 лет), был всегда желанным исполнителем за границей, в России его обожали и т.д. Но истинно талантливый человек почти всегда не доволен собой. Но часто как раз какие-то детские несложения дают толчок будущему гению. Так что, у него по сравнению с многими и многими другими жившими в то время писателями, художниками и музыкантами судьба сложилась удачной.

  10. статья познавательная. но мрачная. все плохо.
    по мне лучше бы Рихтер не оставил музыкального наследия, но прожил бы счастливую жизнь.

  11. Наталья, спасибо. Рихтер действительно очень сдержан и мягок. И неповторим

  12. Наталия says:

    Спасибо, Тина! Святослав Рихтер любим мною с детства — за проникновенность, филигранность и неповторимую мужественную сдержанность в исполнении самых эмоциональных произведений. Он — неповторим, как истинный Гений!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *