Двойники: Рихтер — Гульд. Окончание

Рихтер и Гульд

(Начало 1 2) Ни Рихтера, ни Гульда повторить невозможно. Ни тот ни другой не оставили после себя школы; ни тот, ни другой никогда не занимались преподавательской деятельностью. Их широта и гениальность определялись силой воздействия и влияния на современников и последующие поколения.

Но творили они совершено в разных условиях: один в свободной стране, второй – в тоталитарно-коммунистической, где любой художник был полностью зависим от государства. И, как показывает история этих двух гениев, свобода, при прочих равных условиях, дает гораздо большие возможности развития личности, формируя перспективу на много лет вперед.

Гленн Гульд в детствеГульд родился в сентябре 1932 года (в 2012 г. ему бы исполнилось 80 лет!). Мать Гленна Гульда была органисткой и играла на фортепиано, отец – играл на скрипке.

Учила мальчика музыке до 10 лет мама, у Гленна были хорошие музыкальные способности. В 10 лет он поступил в консерваторию. Воспитывался же он, как сам говорил, на Бетховене в исполнении А.Шнабеля, для которого фортепиано, как инструмент, не имел значения.

Он был только средством постижения Бетховена, шире – того, что может быть выражено посредством инструмента, а не сам по себе инструмент. Он был музыкантом, прежде всего, а потом уже пианистом.

Идея, что инструмент лишь дает возможность выразить то, что выше его, стала одной из ключевых в творчестве Гленна. Гульд говорил, что он не был вундеркиндом в исполнении, он был вундеркиндом в смысле умонастроения, сформированное в детстве А.Шнабелем.

Потом он во многом формировал себя сам, осознав  свои психологические особенности и склонности характера, чувствуя их сначала на интуитивном уровне, позднее - переведя на ментальный. Но на выстраивание себя у него ушла почти вся жизнь.

Ему хотелось заниматься многими вещами, не сковывая себя только исполнительским мастерством. Он написал 45 статей, не считая аннотаций к своим записям, участвовал в съемках фильмов, давал различные интервью, интересовался разными музыкальными направлениями и новинками: от «Битлз» до Барбары Стрейзанд. Он хотел быть композитором,  и т.д.

Так Рихтер представлял Революционный этюд Шопена

Так Рихтер представлял Революционный этюд Шопена

Святослав Рихтер   тоже не учился в музыкальной школе и не получил систематического музыкального образования. Его учил отец. Потом Святослав стал учиться игре на фортепиано самостоятельно по произведениям великих композиторов таких, как, например, Шопен. Поступил он в консерваторию в 22 года, когда и поступать-то было поздно, но поступил с первого раза.

И в этом смысле Рихтер был вундеркиндом, вундеркиндом-самоучкой. Его дважды отчисляли из консерватории за своенравность, но его учитель, Г.Г.Нейгауз, возвращал Рихтера снова, сразу поняв, кто перед ним.

Можно восхищаться стойкостью духа Святослава Рихтера, глубиной проникновения в произведение композитора, его темпераментом, страстью, честностью и детскостью.

Он был личностью! Личностью, которая смогла своим талантом пробить стену на много веков вперед, встать один на один с обществом, несвободным, подавляющим всякое отклонение от нормы и выйти победителем. Но насколько больше бы он мог сделать, не будь этого давления. Потенциал Рихтера был выше и мощнее.

Поэтому смею высказать свое мнение: влияние Гульда на пианистическое и музыкальное искусство в целом все-таки оказалось более сильным. И не в последнюю очередь, потому что он жил и творил в свободном обществе. Он создал прецедент использования технических возможностей в музыкальной среде, он оставил теорию и метод, которыми могут воспользоваться его последователи; он сделал попытку направить формирование духовной и культурной среды в иное русло.

И потому его влияние огромно. Кроме того, что он оставил совершенно оригинальные шедевры исполнительского мастерства произведений Баха, Шёнберга, Бетховена, Берга и других композиторов, Гленн Гульд сам стал эпохой.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Музыка. Bookmark the permalink.

8 Responses to Двойники: Рихтер — Гульд. Окончание

  1. Спасибо, Валерий! Вы — меломан и очень хорошо разбираетесь в музыке, в отличие от меня. Я гораздо меньше слушаю музыку, не хватеает времени и сил. Вот, например, от усталости снова погрузилась в свое любимое уединенеи, чтобы восстановиться и на какое-то время набраться сил. Мой музыкальный круг сегодня ограничен в основном церковной музыкой, которую очень люблю, особенно великопостные песнопения. Наверное, поэтому мне близка любая церковная музыка, а не только православная.

    Что касается Рихтера и Гульда, то здесь они двойники с точки зрения их абсолютной противоположности и в то же времени похожести своей гениальностью, о чем Вы и пишите и с чем абсолютно согласна. Они такие же двойники как, например, Ахматова и Цветаева, патриарх Никон и протопоп Аввакум, Ван Гог и Сезанн, Нил Сорский и Иосиф Волоцкий, скульпторы Микешин и Шредер, писатель Печерский, принявший католичество, сбежав из России, и его друг Чижов, о чем уже писала, или Василий Великий и Григорий Богослов. У меня в заготовках — целая серия материалов о таких двойниках-антиподах. Их много, больше, чем кажется.

    Если ближе к теме, то действительно, Гульд — рационалист и аналитик, Рихтер, как Вы правильно заметили, романтик. Они оба — великие и оба интересны не только как музыканты-исполнители, но прежде всего как Личности. Об их исполнительском мастерстве — не мне судить, хотя мне лично больше нравится Бах в исполнении Гульда. Но я, прожившая жизнь, точно могу сказать, кто мне близок по судьбе, по характеру, по пониманию жизни. Здесь мне тоже ближе Гленн Гульд. Рихтер меня впечатлил в последнем фильме о нём. Такой Рихтер — недовольный собой, рефлектирующий, страдающий — мне очень близок. Гульд, по-моему, был в этом смысле более счастливым человеком.

    Вот как-то так, если мой ответ Вас устроит или как-то удовлетворит. Спасибо Вам, что откликнулись на этот материал, который мне очень дорог, потому что именно с него у меня началась серия текстов о необычных людях, гениальных и близких мне по мироощущению.

  2. Валерий Стерлигов says:

    Спасибо Вам, Тина, за этот пост, посвященный двум гигантам музыкального исполнительства, гигантам масштаба нашей планеты.

    Вы назвали материал «Двойники. …». Честно говоря, это название меня сильно обескуражило: невозможно представить себе двух, столь разных пианистов, причем разных по идеологии, по стилистике, по предпочтениям!

    В моем же понимании, двойники — это люди, в этом случае, музыканты, которые близки до неразличимости, может быть, даже более близки, чем «близнецы». Есть редкие случаи такого единства, я, пожалуй, могу вспомнить только сестер Katia и Marielle Labeque, вот их, может быть, с натяжкой и можно было бы назвать двойниками. Но я не могу себе представить — в чем Вы усмотрели близость Рихтера и Гульда?

    Я вот думал о возможной причине, и единственный фактор, который, как мне кажется, их сближает — масштаб музыкальной личности, оба — велики. Но на основании этого назвать их двойниками? Это — скорее две горных вершины, но соврешенно разных. Да и вообще, среди вершин двойников нет, насколько я знаю…

    А их различия, они многочисленны. По предпочтениям, вершина Рихтера — Шуберт, вершина Гульда — Бах. Рихтер тоже играл Баха, но его Бах знаком с Шубертом и любит его, это — Бах постромантиков.

    Я поискал записи Гульдом Шуберта, и все, что я нашел — сорокасекундна запись фортепианного переложения фрагмента 5 симфонии, и все. Не его это композитор.

    Но, более фундаментальна разница между ними в художественном методе. Рихтер — рафинированный, глубоко чувствующий романтик, в то же время для Гульда важно понять структуру музыкального произведения, его архитектонику, аналитически ее проанализировать и показать ее слушателю. Именно поэтому так легко слушать Баха в его исполнении. Мне кажется, что именно с этой целью он разработал и развил свою неповторимую манеру звукоизвлечения, которая делает ясной, видимой, прозрачной самую сложную полифонию

    Но, несмотря на эти мои домыслы, спасибо Вам за то, что напомнили еще раз об этих великих музыкантах.

  3. Гленн Гульд — это для меня что-то непостижимое, какая-то загадка природы. Очень рада, что Вы заметили это. Значит хорошо его знаете и надеюсь, разделяете моей мнение о нем.

  4. sergey says:

    Одна из редких записей где Г.Гульд не подпевает ))

  5. Наталья, пишу третий раз, но почему-то не доходит письмо до Вас. Сообщите, пжл, получили ли Вы ответ.

  6. Наталья! Я рада, что Вас заинтересовала статья,потому что она интересна только тем, кто любит музыку и знает исполнителей. Тем более, как Вы: знаете о Рихтере больше, чем я. Например, я не знала, что он был мистиком и философом, хотя по его дневнику можно понять, что он философски осмысливал все события. Про Гленна Гульда я вообще молчу, потому что его не все знают и не все любят. Поэтому особенно приятно получить от Вас такую оценку статей про этих великих музыкантов.

  7. Наталья, я очень рада, что Вам понравились мои статьи. Они интересуют только тем, кто любит музыку и разбирается в ней, знает исполнителей. Если Вам было интересно, значит я уловила что-то важное в них. И потому рада Вашему комментарию.

  8. Наталья says:

    Спасибо за такую замечательную статью! Я восхищаюсь Святославом Рихтером. Он был не только Великим музыкантом, но и знатоком изобразительного искусства, мистиком и философом. Но слушать старинную музыку предпочитаю в исполнении Гленна Гульда. Мне импонирует даже тот факт, что Гульд был равнодушен к музыке Шопена. Я тоже не испытываю большой любви к Великому поляку. Возможно, в этом есть что-то иррациональное…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *