Двойники: Рихтер — Гульд. Окончание

Рихтер и Гульд

(Часть 1Часть 2) .

Ни Рихтера, ни Гульда повторить невозможно. Ни тот ни другой не оставили после себя школы; ни тот, ни другой никогда не занимались преподавательской деятельностью. Их широта и гениальность определялись силой воздействия и влияния на современников и последующие поколения.

Но творили они совершено в разных условиях: один в свободной стране, второй – в тоталитарно-коммунистической, где любой художник был крепостным и полностью зависимым от государства. И, как показывает история этих двух гениев, свобода, при прочих равных условиях, дает гораздо большие возможности развития личности и формирует перспективу на много лет вперед.

Гленн Гульд в детствеГульд родился в сентябре 1932 года (в 2012 г. ему бы исполнилось 80 лет!). Мать Гульда Гленна была органисткой и играла на фортепиано, отец – играл на скрипке.

Учила мальчика музыке до 10 лет мама, у Гленна были хорошие музыкальные способности. В 10 лет он поступил в консерваторию.

Воспитывался же он, как сам говорил, на Бетховене в исполнении А.Шнабеля, для которого фортепиано, как инструмент, не имел значения.

Он был только средством постижения Бетховена, шире – того, что может быть выражено посредством инструмента, а не сам по себе инструмент. Он был музыкантом, прежде всего, а потом уже пианистом.

Идея, что инструмент лишь дает возможность выразить то, что выше его, стала одной из ключевых в творчестве Гленна. Гульд говорил, что он не был вундеркиндом в исполнении, он был вундеркиндом в смысле умонастроения, в том числе и того, которое было сформировано в детстве А.Шнабелем.

Потом он во многом формировал себя сам, осознав  свои психологические особенности и склонности характера, чувствуя их сначала на интуитивном уровне, позднее - переведя на ментальный. Но на выстраивание себя у него ушла почти вся жизнь. Он был эрудитом и мог быть гидом по всем музыкальным эпохам.

Ему хотелось заниматься многими вещами, не сковывая себя только исполнительским мастерством. Он написал 45 статей, не считая аннотаций к своим записям, участвовал в съемках фильмов, давал различные интервью, интересовался разными музыкальными направлениями и новинками: от «Битлзов» до Барбары Стрейзанд. Он хотел быть композитором,  и т.д.

Так Рихтер представлял Революционный этюд Шопена

Так Рихтер представлял Революционный этюд Шопена

Святослав Рихтер   тоже не учился в музыкальной школе и не получил систематического музыкального образования. Его учил отец.

Потом Святослав стал учиться игре на фортепиано самостоятельно, по произведениям великих композиторов, таких, как, например, Шопен. Поступил он в консерваторию в 22 года, когда и поступать-то было поздно, но поступил с первого раза.

И в этом смысле Рихтер был вундеркиндом, вундеркиндом-самоучкой. Его дважды отчисляли из консерватории за своенравность. Но его учитель, Г.Г.Нейгауз, возвращал Рихтера снова и снова, сразу поняв, кто перед ним.

Можно восхищаться стойкостью духа Святослава Рихтера, глубиной проникновения в произведение композитора, его темпераментом, страстью, честностью и детскостью.

Он был личностью! Личностью, которая смогла своим талантом пробить стену на много веков вперед, встать один на один с обществом, несвободным, подавляющим всякое отклонение от нормы и выйти победителем. Но насколько больше бы он мог сделать, не будь этого давления. Потенциал Рихтера был выше и мощнее.

Поэтому смею сказать, что влияние Гульда на пианистическое и музыкальное искусство в целом все-таки оказалось более сильным. И не в последнюю очередь, потому что он жил и творил в свободном обществе.

Он создал прецедент использования технических возможностей в музыкальной среде, он оставил теорию и метод, которыми могут воспользоваться его последователи; он сделал попытку направить формирование духовной и культурной среды в иное русло.

И потому его влияние оказалось огромным, кроме того, что он оставил совершенно оригинальные шедевры исполнительского мастерства произведений Баха, Шёнберга, Бетховена, Берга и других композиторов. Гленн Гульд сам стал эпохой. Интеллект, соединенный с духовностью, дали свои плоды.

Тина Гай

Святослав Рихтер играет Революционный этюд Шопена

[youtube http://www.youtube.com/watch?v=8hOKcdZJJFU&version=3&hl=ru_RU&rel=0]

Glenn Gould playing Allegretto from Beethoven Piano Sonata n.17
[youtube http://www.youtube.com/watch?v=-sBTAfpr21I&version=3&hl=ru_RU&rel=0]

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Музыка. Bookmark the permalink.

6 Responses to Двойники: Рихтер — Гульд. Окончание

  1. Гленн Гульд — это для меня что-то непостижимое, какая-то загадка природы. Очень рада, что Вы заметили это. Значит хорошо его знаете и надеюсь, разделяете моей мнение о нем.

  2. sergey says:

    Одна из редких записей где Г.Гульд не подпевает ))

  3. Наталья, пишу третий раз, но почему-то не доходит письмо до Вас. Сообщите, пжл, получили ли Вы ответ.

  4. Наталья! Я рада, что Вас заинтересовала статья,потому что она интересна только тем, кто любит музыку и знает исполнителей. Тем более, как Вы: знаете о Рихтере больше, чем я. Например, я не знала, что он был мистиком и философом, хотя по его дневнику можно понять, что он философски осмысливал все события. Про Гленна Гульда я вообще молчу, потому что его не все знают и не все любят. Поэтому особенно приятно получить от Вас такую оценку статей про этих великих музыкантов.

  5. Наталья, я очень рада, что Вам понравились мои статьи. Они интересуют только тем, кто любит музыку и разбирается в ней, знает исполнителей. Если Вам было интересно, значит я уловила что-то важное в них. И потому рада Вашему комментарию.

  6. Наталья says:

    Спасибо за такую замечательную статью! Я восхищаюсь Святославом Рихтером. Он был не только Великим музыкантом, но и знатоком изобразительного искусства, мистиком и философом. Но слушать старинную музыку предпочитаю в исполнении Гленна Гульда. Мне импонирует даже тот факт, что Гульд был равнодушен к музыке Шопена. Я тоже не испытываю большой любви к Великому поляку. Возможно, в этом есть что-то иррациональное…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *