Его друзья, прочитав записи мыслителя, были в ужасе и оказались поставленными перед выбором: если печатать все, то это означало бы выступать против самих себя, а если сокращать, то значит погрешать перед памятью друга.
Они выбрали меньшее из зол и «отредактировали» «Мысли» как хорошие цензоры, выбросив самые неприятные для себя мысли. Даже иезуиты им показались мальчиками по сравнению с теми максимами, которые излагал Блёз Паскаль.
В его мире все не так, все наоборот. Человек – ничтожество и самое слабое творение природы, но в то же время, именно благодаря этому, он велик.
Разум может все и одновременно ничего. Дело не в том, признавать ли разум, а в том, признавать ли только разум.
Есть области, в которых разум бессилен и даже вреден, потому что создает иллюзию безопасности. Если бы все подчинялось разумным доводам, то в мире не было места таинственному и сверхъестественному, открывающемуся только сердцу.
Разум создает ложную иллюзию прочности и устойчивости, которой на самом деле нет и быть не может. Человек не может адекватно познавать мир и природу, потому что имеет сложный состав, а природа и материя – односложны. Человек бессилен в познании не подобного себе.
Затерянный и распятый между двумя бескрайними бесконечностями, вовне и внутри, человек является всего лишь песчинкой, которая пытается скрыться от ужаса в иллюзиях, услужливо поставляемых ему разумом. Бездна страшит человека, она – иррациональная, понять ее невозможно и потому она пугает человека, являясь причиной его неустойчивости и страхов.
Потратив на науку большую часть сознательной жизни, Блёз Паскаль называет ее всего лишь ремеслом, которое не имеет никакого отношения к жизни. И это так, потому что жизнь богаче, любого вымысла, а человек гораздо сложнее, чем может представиться даже самому изощренному уму.
….Я потратил много времени на изучение отвлеченных наук, но потерял к ним вкус – так мало они дают знаний. Потом я стал изучать человека и понял, что отвлеченные науки вообще чужды его натуре и что, занимаясь ими, я еще хуже понимаю, каково мое место в мире.
….Разум нам повелевает более властно, чем любой хозяин. Ведь не повинуясь второму, мы несчастны, не повинуясь первому, мы — глупцы
….Не будем же искать уверенности и прочности
…Мы только отчасти обладаем истиной и благом вперемежку с ложью и злом.
….Люди безумны, и это столь общо, что не быть безумцем было бы тоже своего рода безумием
….Мы постигаем истину не только разумом, но и сердцем. Именно сердцем мы познаем первые принципы, и тщетно рассудок, не имея в них опоры, пытается их опровергнуть. Ибо познание первых принципов: пространства, времени, движения, чисел – столь же прочно, как и познание посредством рассудка, именно на познания сердца и инстинкта должен опираться разум и на них базировать все свое суждение. Бесполезно и смешно разуму требовать у сердца доказательства его первых принципов, которые он чувствует…
….Все достоинство человека заключено в мысли, но что такое мысль? Как она глупа!.. Как она величественна по своей природе, как она низка по своим недостаткам.
….Мы любим безопасность. Мы любим, чтобы папа был непогрешим в вере, чтобы важные доктора были непогрешимы в нравах, — мы хотим иметь уверенность
….Мы горим желанием найти твердую почву и последнее незыблемое основание, чтобы воздвигнуть башню, возвышающуюся до бесконечности; но основа наша раскалывается и земля разверзается до самых недр своих. Перестанем же искать надежности и прочности
….Если бы все следовало делать только там, где существует достоверность, не нужно было бы ничего делать для религии, потому что в религии нет достоверности
….Как я люблю видеть этот гордый разум униженным и умоляющим
….Вечное молчание этих бесконечных пространств ужасает меня
….Величие не в том, чтобы впадать в крайность, но в том, чтобы касаться одновременно двух крайностей и заполнять промежуток между ними.
….Я одобряю только тех, кто ищет, стеная
….Взвесим выигрыш и проигрыш, ставя на то, что Бог есть. Возьмём два случая: если выиграете, вы выиграете всё; если проиграете, то не потеряете ничего. Поэтому, не колеблясь, ставьте на то, что Он есть.
…разум по-прежнему клеймит страсти за их низость и несправедливость, нарушая покой тех, кто им предается, и страсти по-прежнему бушуют в тех, кто жаждет от них избавиться.
….Самой жестокой войной Бога с людьми было бы прекращение той войны с ними, которую Он принес, когда пришел в мир. "Я пришел принести войну", говорит он, а средства этой войны: "Я пришел принести меч и огонь". До него Свет жил в этом ложном мире
….Мы беззаботно бежим к пропасти, поместив перед собой что-нибудь мешающее ее видеть
….Мы до того тщеславны, что хотели бы быть известными всему миру и даже последующим поколениям; суетность так сильна в нас, что уважение пяти-шести окружающих лиц нам льстит и доставляет нам удовольствие
….Суетность так укоренилась в сердце человека, что и солдат, и грубиян, и повар, и носильщик похваляются и хотят иметь своих поклонников; даже философы хотят этого; и те, кто оспаривает их, хотят иметь славу хороших писателей; и те, кто это читает, хотят похваляться тем, что прочти; и я, пишущий это, желаю, может быть, того же
….Вера должна предшествовать разуму, — это разумный принцип. В самом деле, если это правило не разумно, то оно противно разуму, от чего упаси Бог! Если же, стало быть, разумно, что вера должна предшествовать разуму, чтобы достичь еще недостижимых для нас высот, очевидно, что тот разум, который нас в этом убеждает, сам предшествует вере
….Ничто так не согласно с разумом, как это отречение от разума
….Две крайности: исключать разум и признавать только разум
….Крайний ум обвиняется в безумии, как крайний недостаток. Одна только посредственность хороша... выйти из середины, значит выйти из человечества
…..Бог есть Бог униженных, несчастных, отчаявшихся и тех, которые обращены в ничто. Его природа в том, чтобы подымать униженных, питать голодных, возвращать зрение слепым, утешать несчастных и печальных, оправдывать грешников, воскрешать мертвых, спасать проклятых и утративших надежду и т.д. Он ведь всемогущий Творец, из ничего творящий все. Но до этого существенного и собственного дела Его не допускает зловреднейшее чудовище — самомнение праведности, которая не хочет быть грешной, нечистой, жалкой и проклятой, а справедливой и святой и т. п. Оттого Бог должен прибегнуть к молоту, а именно, к закону, который разбивает, сокрушает, испепеляет и обращает в ничто это чудовище с его самоуверенностью, мудростью, справедливостью и властью, дабы оно знало, что оно погибло и проклято из-за зла, которое в нем
….Вот почему нужно, рассуждая о справедливости, о жизни и о вечном спасении, удалить совершенно с наших глаз закон, как будто бы он ничего не значит и никогда не должен был бы что-нибудь значить
….Ничего нельзя понять в творениях Божиих, если не исходить из того, что он хотел ослепить одних и просветить других
….Смирись, бессильный разум; умолкни, глупая природа: знай, что человек — существо, бесконечно непонятное для человека, вопроси у твоего Владыки о неведомом тебе истинном твоем состоянии. Послушай Бога
….Этот прекрасный развращенный разум все развратил
…Удивительно между тем, что самая непостижимая для нашего разумения тайна — преемственность первородного греха — и есть именно то, без чего мы никоим образом не можем познать самих себя! И действительно, ничто не шокирует так наш разум, как ответственность за грех первого человека, распространяющаяся на тех, кто, по-видимому, не мог соучаствовать в нем и не может нести вину за него. Эта наследственность вины кажется нам не только невозможной, но и крайне несправедливой; с нашим жалким правосудием никак не согласуется вечное осуждение безвольного ребенка за грех, в котором он принимал, по-видимому, так мало участия, ибо оно произошло за шесть тысяч лет до его появления на свет. Конечно, ничто не может оскорбить нас больше, чем это учение; тем не менее без этой тайны, самой таинственной из всех тайн, мы не будем понятны самим себе. В этой бездне... завязывается узел нашей участи; так что без этой тайны человек непонятен еще больше, чем сама эта тайна
…Настоящая и единственная правда в том, чтобы ненавидеть себя
….Никогда люди не делают зла так много и так радостно, как тогда, когда делают это сознательно.
….Люди ненавидят друг друга – таков а их природа. И пусть они пытаются поставить свое корыстие на службу общественному благу – эти попытки только лицемерие, подделка под милосердие, потому что в основе основ все равно лежит ненависть.
….У сердца свои основания, которых разум не знает. У разума свои основания, которых сердце не знает
….Ничто так не важно для человека, как его положение; ничто ему так не страшно, как вечность. Поэтому совершенно противоестественно, что находятся люди, равнодушные к утрате своего бытия и к опасности вечного ничтожества. Совсем иначе относятся они к любой другой вещи: боятся всего вплоть до сущей безделицы, стараются все предусмотреть, всему сочувствуют; и тот самый человек, который проводит столько дней и ночей в досаде и отчаянии по поводу потери должности или какого-нибудь воображаемого оскорбления своей чести, — тот же самый человек, зная, что со смертью он потеряет все, не беспокоится об этом, не волнуется. Чудовищно видеть, как в одном и том же сердце в одно и то же время уживаются такая чувствительность к мелочам и эта странная бесчувственность к самому важному. Эта непостижимая завороженность и сверхъестественное отступление свидетельствуют о всемогущей силе, которая их вызывает
….Если человек восхваляет себя, я его уничижаю, если уничижает – восхваляю и противоречу ему до тех пор, пока он не уразумеет, какое он непостижимое чудовище.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Элиот: "Песнь для Симеона"
- Вознесение. Дальше дело за нами...
- Пасха. Христос Воскресе!
- Павел и Петр – апостолы Первоверховные
- Запрет: Не вари козленка в молоке матери его
- Блудный сын. Размышления о притче
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Джон Донн. Простимся. Ибо мы - одно. Часть 2
- Святитель Николай Японский (Николай До).
Мне просто хочется, чтоб вы взглянули на мир шире—
не только через ум.
—————————————————————————-
Не через разум, а через что? Через сердце что ли?
Я предпочитаю смотреть на мир глазами, и слушать ушами, и дышать носом, которые отвечают перед моим мозгом, а никак ни сердцем…
Сердце не любит эмоции, они его даже могут остановить, так что берегите свое сердце, Карина из Армении, не взваливайте на него миссии, которая ему не предназначена.
Природа так великолепно устроила живой организм, так строго по назначению распределила все органы, что нам остается только познавать это и восторженно удивляться!
И еще, дорогая соотечественница, спешу заверить вас
(это чтобы вы меня не перевоспитывали более ), в добрые старые атеистические времена, я верила в божественное и мистическое, но сейчас, О ЧУДО — разум победил ( не подвел таки 😉
Уважаемая Надилель !
Наконец выбрала время, чтоб вам ответить.
Я ничуть не возмущена ! Досадно мне просто стало, что такой
хороший и разумный человечек воспринимает сердце, только
как мотор.
Столько есть интересных статей на эту тему !
Вот словно специально в тему попалась статья, где берут
интервью у профессора, действительного члена Академии
космонавтики / дальше идут регалии/ Вячеслава Успенского.
Даю вам ссылку, солнышко ! Посмотрите какое открытие
он сделал в отношении сердца.
А вот ещё прекрасная статья про сердце, где оно
рассматривается, как духовный орган. Правда интересно !
Ещё живёт в нас атеистическое наследие, крепко сидит
и кажется таким постыдным признаться в том,
что есть Высшие Силы. Как признаешься, так сразу
обнаружишь себя малограмотной суеверной особой.
Я понимаю ваше желание и стремление опираться на логику,
науку, законы физики.
Но разве благодатный огонь подчиняется каким либо
законам ?
Мне просто хочется, чтоб вы взглянули на мир шире—
не только через ум. Я сама такое проходила, всё должна
была сама отфильтровать, отсеять, разобраться,
пока не столкнулась с такой мистикой, с которой пришлось
считаться и которая раздвинула рамки восприятия мира.
Напоследок я хочу вам привести слова апостола Павла,
сказавшего:,
,,Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом,,.
__________________________________
Спасибо вам за добрые пожелания. Взаимно !
А у Тины прошу прощения, что пишу не по теме.
Андрей, я обязательно о нем напишу, соберусь с духом и напишу.
Вот кстати про Ван Гога я и собирался спросить! Это было раньше.
Но Вы уже и ответили. И я, кстати, вполне это понимаю.
Я и сам по самым важнейшим темам как-то так и не тороплюсь писать.
Написать можно. А вот будет ли тот результат, который самому нужен?
Интернет, к сожалению очень формален и роботизирован!
Как впрочем, и сама жизнь нас окружающая.
А хочется ведь творчества и новизны, а не обязаловки и «правильности»!
А за Паскаля спасибо!
И темнее менее о Ван Гоге тоже хочу почитать!)))
Это я так шучу!))
Тайна жизни и, я бы добавила, тайна гениев. Вообще непонятно, почему они не хотят жить как все, Наверное, потому что не могут. У них внутри все устроено не так, как у обычных людей. Гениальность — загадка для ученых, прежде всего, психологов. Как мне думается. Книга про Ван Гога у меня тоже есть, читала ее тоже давно. И есть двухтомник писем Ван Гога, и очень люблю его, а написать про него — не могу себя заставить. Что-стопорит. Чем ближе тебе кто-то, тем труднее его охватить, тем более, написать о нем.
И Паскаль относится тоже к ним. Я долго не могла заставить себя написать о нем, но пересилила, потом болела, не могла отойти от него. Так же, как и от Ницше, и от Кьеркегора. Всех, кого люблю. А вот с Сартром такого не случилось.
Наконец-то я внимательно прочитал о Паскале!
Совсем недавно в качестве отдыха перечитывал роман Ирвинга Стоуна «Жажда жизни» о Ван Гоге. Первый раз читал лет в 15-17. Давно. Сейчас совсем другой взгляд.
Обратил внимание на очень приличную семейно-родственную устроенность Ван Гога.
И подумал: да мне бы твою устроенность, я бы если не первым, то вторым или третьим лицом в Голландии того времени стал.
Да. У него один дядя был крупный коммерсант, другой священник, третий адмирал вообще. Люди, добившиеся успеха.
Но пойди Ван Гог по их пути, то и не знали бы мы вообще этих Ван Гогов.
Не было бы такого явления как Ван Гог.
И его неудачи и ошибки его успехи и достижения!
И ведь у Паскаля точно также!
И к нему могут быть всякие претензии!
Да у меня и есть претензии.
Мне не нравиться якобы его излишний мистицизм.
Очень он напоминает Гоголя!
Тот же духовный надлом, мистические ужасы и самоуничтожение!
Но….так было! И наверно иначе и быть не могло?
Я на десять лет старше Паскаля! Но не могу сказать, что при всей своей «правильной» жизни что-то оставлю этому миру! А он гений и наследство его бесценно и огромно!
Так что…тайна жизни такая получается!
Уважаемая Карина из Армении, я понимаю ваше возмущение по поводу моих убеждений и заблуждений… Живите в здравии и верой в сердце, с полным набором чувств и эмоций, что присущи человеку и если вы думаете, что Природа все эти функции взвалила на сердце, то пусть оно будет у вас богатырским…
Я же предпочитаю верить, доверять и проверять исключительно мозгами, которые заключены у меня в голове, а сердце — пусть стучит столько сколько ему отпущено матушкой Природой, она только и занята тем, чтобы сердца всех земных тварей стучали подольше — естественный отбор называется
Читала молча интереснейшие статьи и не менее интереснейшие комментарии, но тут не могу не подключиться.
Вы считаете реанимацию более эффективной ?
Но ведь жизнь и смерть определяют Небеса !
И сколько было таких случаев, когда мертвецы оживали сами без всякой реанимации !
Когда я умерла от заражения крови и врачи констатировали смерть, то пришлось забинтовать руки и ноги скрюченные судорогами и агонией, чтоб можно было ровненько в гроб положить. Но фокус не удался—меня вернули, хотя мне очень не хотелось возвращаться !!! Как мог ожить человек с заражением крови, которого привезли в больницу на позднем сроке уже без сознания, умереть, быть подготовлен к моргу и ожить. Куда делось заражение?
Наш мир, мы сами, устроен куда сложнее, чем нам представляется. Вы называете сердце ,, мотором,,.
Как это по-советски !!!
Сердце качает кровь только с точки зрения физиологии, а на духовном плане является средоточием чувств и интуиции. Глубокое сердце обладает духовным зрением, без которого невозможно брать иные высоты.
Мне думается, Блёз Паскаль знал, что говорит.
Глаз только смотрит, а видит — душа, дух и немного разум. А больше всего определяет в фотоискусстве, как и вообще в искусстве, — уровень культуры человека, насколько он готов видеть то, что другие не видят. Молитва способна возродить человека, физически в том числе. А помните фильм «Дикое поле» М.Калатозишвили, где убитого молнией закопали голым в землю, оставив наружу только голову и левую руку . Через несколько часов он очнулся. Без всякой реанимации. Все в этом мире мистично и таинственно. Науку я не отрицаю, просто мы с ней несовместимы. Она хороша в тех пределах, которые меня мало волнуют.
Глаз человека видит то, что попадает в его поле зрения, а главное — отбирает уже разум, который мозг, и сердце здесь не причем, сердце — мотор… вы,Тина ненавидите науку, но наверняка знаете, что клиническая смерть — это когда сердце остановилось, а мозг — еше нет, а значит есть надежда завести сердце вновь…. А как? Молитвой, Тина? Я более чем уверена, что научный метод ( реанимация) — более эффективный…
Я очень хорошо понимаю Паскаля: со студенческой скамьи нас учили, что философия — это прежде всего разум и умение абстрактно мыслить. Помню, как нас проверяли на тест: насколько наш разум соответствует философии. Те, кто рисовал конкретные картинки, например, на слово «дождь», тех отбраковывали, а кто рисовал круги, линии или еще что-то подобное, те считались годными. На всю жизнь это запомнила и считала себя бракованной, пока не стала читать Ницше, Паскаля, Кьеркегора, Хайдеггера. И поняла, что советская философия никогда не была настоящей, потому что признавала только марксизм и убогий ленинизм. Маркс, хоть и гений, но рационалист до мозга костей. А таких философов, как вышеназванных, считали буржуазными учеными (!!!), которых мы изучали по критическим статьям советских идеологов. Так что я могу отличить рационализм от интуитивизма и мои потуги переделать себя под рационалистические стандарты (написать диссертацию) привели к тому, что я возненавидела науку и уже никогда ею заниматься не буду. И когда я читаю философские тексты наших философов, меня начинает тошнить, потому что большинство из них не философствуют и не мыслят, а только имитируют то и другое. Но главное я поняла, что в философии разум — не главное. Это как глаз, который видит только то, что хочет видеть и не видит самого главного, что может увидеть только сердце.
Ах, эти противоречия! Как они близки и как об’яснимы… Все тайное рано или поздно становится явным… мог ли Паскаль, в XVII веке, иметь представления об органах человека, о сердце напр., которое он так обожествляет? Конечно нет, иначе не истязал бы свое бренное тело разумом гвоздей… гений чела уживается в нем с такими «странностями», что мазохизм кажется самоотречением и жертвенностью…
Чем разумнее человек, тем гармоничнее его связь с природой и обществом… и не надо подчиняться разуму, или подчинять разум себе, надо его иметь, и чем больше — тем лучше…;)
Блестящая работа, поздравляю. Удачи!
все хорошо,что хорошо заканчивается :во веки веков