Единственная женщина, не вписывающаяся в библейскую матрицу ни по каким стандартам, это легендарная царица Савская (Шеба).
Ее имя обросло не только легендами, сказаниями и невероятными историями, но и сама она стала героиней множества картин, книг, музыкальных произведений, кино и телевидения.
Не в последнюю очередь это связано с тем, что царица Савская совсем не похожа на остальных героин из Библии. Это было что-то выдающееся, выбивающееся из всех канонов, явление.
Она вызывает интерес вот уже три тысячи лет в разных культурах и религиях мира: арабской, эфиопской, иудейской, мусульманской, европейской.
При чем с разными интерпретациями образа - от просветленной, образованной, необыкновенно умной до дьявольского исчадия ада, сатанинского отродья в образе женщины-детоубицы Лилит с волосатыми ногами, похожими на козлиные и с копытом.
В Библии ни одно имя не является случайным и если эта женщина не просто упомянута, а стоит рядом с мудрым Соломоном, единственная из всех разговаривавшая с ним на равных, да еще испытывавшая его мудрость, это значит, что она была женщиной большого ума и большой щедрости, что скрыть было невозможно.
Интересно уже то, как сухо сказано в Библии об этой язычнице, пришедшей испытывать загадками (кого?!) самого Соломона, а в Танахе, где каждое имя и каждый факт оброс обширными комментариями, об этой женщине вообще ничего не говорится. Эпизод с женщиной словно выпал из библейской истории.
Я сначала подумала, что плохо искала, но оказывается, то не было моей ошибкой. Известна попытка раввинов вообще удалить этот эпизод из библейской истории, объяснившими факт появления царицы тем, что произошла ошибка перевода: была не царица, а некто из царства Савского (Шеба), а эпизод следует трактовать аллегорически - как покорение Соломоном царства Шебы. Но обратимся к самой Библии, а не к ее комментариям.
«Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками. И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями, великим множеством золота и драгоценными камнями, и пришла к Соломону, и беседовала с ним обо всем, что было у ней на сердце.
И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего он не изъяснил ей. И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил. И пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться.
И сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей. Но я не верила словам, доколе не пришла и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано. Мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят перед тобой и слышат мудрость твою! Да будет благословен Господь, Бог твой, который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем — творить суд и правду.
И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такое множество благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону» (Третья Книга Царств, 10,1-10).
Хотя ничего странного в таких метаморфозах, если углубиться в эту историю, в общем-то, нет. Общество, в котором все решает мужчина, по умолчанию стоящий по уму выше женщины, где она виновата уже в том, что красива и для мужчин соблазнительна, уже по одному этому не может быть равной с мудрым и всезнающим мужчиной, тем более таким, как царь Соломон.
Библейский эпизод с испытанием мужчины женщиной, да еще язычницей, ломает всю идеологию мужского превосходства, утверждаемую Библией, потом во многом воспринятую христианством. Уже сам факт испытания мудрости Соломона загадками, делает его позицию уязвимой, а ее – сильной, так как нет равенства между учеником и учителем, экзаменующимся и экзаменатором.
И только по одному этому основанию историю с царицей Шебой можно объявить историей нон-грата. А если уж эпизод с царицей невозможно вычистить вовсе, то хотя бы интерпретировать его так, чтобы сохранить преимущество мужчины. Легче всего это сделать, представив ее в образе роковой женщины-дьяволицы, соблазняющей царя своей красотой и умом.
Говорят же, что когда-то существовала картина Иеронима Босха, на которой царь Соломон стоит перед царицей Савской на коленях, признавая ее превосходство над собой. Так вот этого никак нельзя было допустить. И картина исчезла, и интерпретаторы, как могли, не допускали этого, вплоть до выдумки историй с прозрачным полом, под которым плавали рыбки, вынудившие царицу поднять подол и обнажить волосатость ног, а царь Соломон не удержался и съязвил:
«Красота твоя - красота женщины, а волосы - волосы мужчины. У мужчины это красиво, а у женщины – это изъян».
Но самое интересное в этой истории - сами загадки. Чем испытывала эта женщина царя и что ей отвечал мудрый Соломон? И разгадал ли он потаенный смысл ее загадок и кто в конечном итоге вышел из этого единоборства победителем? Ни одной загадки царицы в Библии нет, как нет и ответов на них.
Но существуют довольно обширные сборники с загадками царицы и ответами на них Соломона. Четыре вопроса-ответа приводит «Мидраш мишле», сборник проповедей десятого-одиннадцатого веков. Самое интересное в загадках то, что все они – на сексуальную тему, причем в каждой скрыто содержится предпочтение женской сексуальности над мужской.
Кроме того, в загадках присутствует радикальное несовпадение мужской и женской логик, как сказали бы сегодня мужской и женской ментальности, и судя по ответам Соломона, он это не понял и скрытый смысл загадок царицы Савской не разгадал. Наверное, поэтому во всех существующих легендах и мифах, возникших вокруг этой истории, неизменно подчеркивается ум этой женщины. Перейдем к загадкам.
Первая: «Семь выходят, девять заходят, двое готовят, один пьет? О чем это?» Вторая: «Женщина сказала своему сыну: «Твой отец — это мой отец, а твой дед — это мой муж, ты — мой сын, а я — твоя сестра. О ком это?» Третья загадка касалась различения пола: среди одинаково одетых людей надо было отличить мужчин от женщин. Четвертая касалась тоже отличия, но только обрезанных от необрезанных.
Все четыре загадки царь отгадал: на первую, что речь идет о менструальном цикле, во время которого женщина должна уединиться по иудейскому обычаю на семь дней. Девять – это месяцы беременности; двое – это грудь кормящей матери и один – младенец, который пьет молоко матери. Но почему женщина, которая ничего не знала ни о вере иудеев, ни об их обычаях, загадывала о том, что Соломон не мог не знать? Или загадка была о другом? Ведь изложенная версия - версия раввинов.
На вторую загадку ответ последовал немедленно: это дочери Лота, бежавшие вместе с отцом на гору из Содома, напоившие его и зачавшие от него сыновей. Племена, произошедшие от них, Моав и Аммон, стали врагами Израиля, что скрытым образом несет негативную оценку поведения дочерей Лота.
Но дело в том, что далеко не во всех народах кровосмешение считается не допустимым, да и не все изначально осуждали изобретательность дочерей Лота, где мужчина (их отец) выглядит как невинная жертва, а женщина - виновной в случившемся. Но если посмотреть на это глазами женщины, то этот поступок можно оценить по-другому: бесплодие для женщины большее наказание, чем кровосмешение, а инстинкт продолжения рода – более сильный, чем моральные ограничения.
Для отгадки третьей задачи, Соломон попросил принести орехи и предложил каждому из стоящих взять по горсти. Мужчины не стыдились поднимать край одежды и класть угощения в карманы, а женщины – стыдились и прятали их в головной убор. В третьей загадке присутствует скрытый смысл, косвенно указывающий на порядки, берущие начало еще в матриархате.
В те времена мужчины и женщины носили одинаковую одежду, что служило прежде всего для сокрытия мужского достоинства. Кроме того, на востоке сохранялась традиция переодевания мужчин в женскую одежду, указывающее на стремление мужчин проникнуть в таинственный женский мир, почувствовать себя женщиной, особенно соблазнительное в обществе, управляемом женщинами. В патриархальном обществе уже женщины стремятся переодеваться в мужчин.
Наконец, в четвертой загадке речь идет об обрезании, но и она оборачивается положительной стороной женской сексуальности, как и первые три загадки. Обрезание мальчиков в иудейской традиции означало акт вступления в общество святых, каковыми считались все мужчины теократического Израиля, женщины в это число не входили. Поэтому в Библии счет всегда ведется по числу мужчин с примечанием: "Кроме детей и женщин".
Но царица Савская предлагает эту загадку не случайно. Она касается таинства, принадлежавшего в патриархальном иудейском обществе мужчинам, но в матриархальном - делающее более сильной женщину.В этом обществе обрезание делали женщины, которые обрезанную крайнюю плоть дарили, носили ее как амулет или как украшение, иногда съедали как культовую пищу, обладавшую особыми плодоносными свойствами.
Другими словами, каждая из предложенных загадок является загадкой-перевертышем, ответ на которую зависит от того, кто отвечает: мужчина или женщина. И в том, и другом случае ответ будет верным. В конечном итоге, как мне думается, царица Савская, хотела испытать не столько мудрость царя Соломона, сколько его мужскую силу.
Наверное, потому эта история имеет в большинстве культур продолжение чисто сексуального характера: царь Соломон хитростью овладевает царицей Савской, от которого она рожает, по одной версии, сына Менелика, ставшего родоначальником эфиопской династии властителей, а по другой - Навуходоносора, разрушившего храм, построенный Соломоном, что очень симптоматично, если давать ответ на вопрос: "Кто же победил в этой схватке в конечном итоге?"
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Притча о Страшном суде
- О соли
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Букет
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Алфавит и образ: мужчина и женщина
- «Пепельная среда» Томаса Элиота
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
Весь Израиль, кроме самого дом Соломонова, Иудеи (поэтому она и не входила в число тех, кто кормил ее), должен был платить натуральный податью, что было делом обычным. Об этом израильтян предупреждал еще Самуил, когда народ захотел заиметь себе царя. А то, что двенадцать — так это по числу месяцев в году: каждый месяц подать вносилась в порядке очереди. Разделение на два царства произошло совсем по другой причине и как раз по коленному принципу: преемник Соломона, сын Ровоам, решил еще больше иметь, чем отец (по совету своих молодых друзей, бывших в его окружении). Как говорится, «жадность фраера сгубила». Если бы причиной было то, о чем говорите Вы, то разделение бы произошло не по границе колен, а по границам податных областей. Но десять колен (!!!) образовали одно царство (Израильское), а два других (два колена — Иудино и Вениаминово) — другое (Иудейское). А земля Вениаминова была в числе тех, кто тоже должна была вносить свою долю подати. Как всегда, новому поколению властителей надо нахапать сверх того, что оставили им родители, а пока не насытятся, не остановятся.
Он, как известно, разделил всю страну на двенадцать налоговых округов, что давало ему возможность гибкого и оперативного управления страной. Он был прав, когда при установлении границ по округам старался не следовать сугубо национальному признаку, так что в результате одно колено порой находило на другое. Это было мудро, потому что мешало национальным ограничениям и распрям. Однако бросается в глаза, что среди округов, платящих налог, отсутствует территория Иуды, то есть того колена, к которому принадлежало племя Давида и Соломона. Скорее всего, это было сделано для того, что бы колено царствующего Соломона не платило, в отличие от других, никакого налога. То была привилегия, вызывавшая, надо думать, немало обид и нареканий. Подобное выделение Иудеи способствовало впоследствии расколу страны на два отдельных враждующих царства.
Есть и такая версия: якобы он послал в Шебу письмо, в котором грозил, что если царица не придет к нему на поклон, то он пойдет на ее царство войной. Влюбился? Сомневаюсь, скорее его заело мужское самолюбие. А в-третьих, не он делил землю между коленами, а Иисус Навин, преемник Моисея, живший задолго до царя Соломона, когда и царей-то у иудеев не было, а всем правил Бог. Потому государство израильское тогда и было теократическим, потому что во главе его стоял Бог. А потом они захотели себе царя, как у других народов и Бог сказал судье Самуилу, возмутившемуся желанием евреев иметь царя: «Пусть будет, как они хотят, только скажи, чем они за это будут платить».
Про христианство: действительно, Эфиопия стала одной из первых стран христианской, которое, по легенде, туда принесла сама Царица. Но все это не может, на мой взгляд, ничем быть подтверждено. Там ведутся какие-то раскопки, но пока ничего окончательного нет.
Yes!!! И полное с Вами, Тина, мое согласие!!!
Я думаю, что Шеба не имеет отношения к той Шебе, которую увековечили в истории.
Во-первых, Шеба не пришла бы к Соломону, еслиб он не дал на это добро…
Во-вторых, Соломон не на шутку влюбился, а это всегда грозит отречением от престола в худшем случае ( а евреем надо?;)))))
В третьих, Соломон был не настолько мудр, как его рисуют, иначе не наследовал бы так несправедливо земли между коленами израильскими, обрекя их на междоусобные войны, а что говорить об отношении к Шебе, если бы вдруг Соломон решил бы сделать Шебу одной из своих многочсленных жен, то она бы точно стала бы главной, а это неустроило бы многих сильных мира того, не говорю уже о слабых 😉
А так, Эфиопию евреи прибрали к рукам, и отправили Шебу обратно, закрепив связь «наследником» Менеликом, в последствии Эфиопия стала третьей, после Армении и Осроенского царства страной принятой христианство.
Спасибо, Лиля! Да, мужская логика не улавливает тонкости женской и пытается унизить женщину своим пренебрежительным тоном, а порой и просто хамством. Это так в нашем обществе, где бал правят мужчины. С этим трудно бороться, и надо ли? Можно поступать умнее и хитрее, как поступила царица Савская: сделать вид, что Соломон — самый мудрый и отгадал все, что он не отгадал.
Ух! И, как всегда, Тина, для меня Ваш материал — актуальнее не бывает!)
Дело в том, что с некоторого времени чувствую в переписке с одним давним знакомым, год как увлекшимся учением иудаизма(хасидизма), появившиеся нотки в его ко мне отношении как к язычнице — неумёхе ))), что удивляет и развлекает одновременно…) Ох, уж эта «высокомерность» некоторых мужчин к дамской логике)) и женскому восприятию мира!
Спасибо, прочла с огромным интересом и, к тому же, можно сказать, «вооружилась»….)))))
Вам, Тина, всяческих благ! Люблю Вас!!!!