Демон Лермонтова, шире - демоническое – сквозная тема поэта, которая звучит уже в раннем стихотворении «Мой демон», написанном в пятнадцать лет, и продолжающаяся в позднем «Герое нашего времени».
Демон
«дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
В самом начале девятнадцатого века Лермонтов, как настоящий пророк и художник, человек с очень тонкой нервно-психической организацией души, поставил своего рода диагноз своему времени и грядущему, став клиницистом новой эпохи, описав симптомы, которые еще только-только начали проявляться, но с годами становились яснее и очевидней.
Потом тема присутствия демонического в самой глубине человеческого сердца станет основной в творчестве философов Кьеркегора, Ницше, Достоевского, Кафки, Камю, Сартра, поэтов серебряного века и художников века двадцатого. Демон Лермонтова – это дух свободы и бунтарства, который не может смириться с несправедливостью земного, он жаждет идеала, который на земле недостижим. Демон напевает волшебные песни и вводит человека в золотой сон, где:
Средь полей необозримых
В небе ходят без следа
Облаков неуловимых
Волокнистые стада.
Час разлуки, час свиданья -
Им ни радость, ни печаль;
Им в грядущем нет желанья
И прошедшего не жаль.
В день томительный несчастья
Ты об них лишь вспомяни;
Будь к земному без участья
И беспечна, как они!
Человек не может избавиться от Демона, он должен признать его в себе и заботиться о том, чтобы Демон не поглотил его совсем. Демонические страсти не приходят со стороны, они живут в человеке от рождения, всеянные в его плоть. С годами они прорастают, требуя своего удовлетворения. Лермонтов в течение всей жизни пытался преодолеть своего Демона. Удалось ли?
Лермонтов первым в русской литературе и искусстве коснулся трагической тайны человеческого бытия, которую не видели не только его современники, не позволившие напечатать «Демона» при жизни, а потом и вовсе его запретившие, но и более поздние поколения, к которым относится, например, такой почитаемый философ как Владимир Соловьев.
Мой Демон
Собранье зол его стихия.
Носясь меж дымных облаков,
Он любит бури роковые,
И пену рек, и шум дубров.
Меж листьев желтых, облетевших,
Стоит его недвижный трон;
На нем, средь ветров онемевших,
Сидит уныл и мрачен он.
Он недоверчивость вселяет,
Он презрел чистую любовь,
Он все моленья отвергает,
Он равнодушно видит кровь,
И звук высоких ощущений
Он давит голосом страстей,
И муза кротких вдохновений
Страшится неземных очей.
1829
В России поэму напечатали только через двадцать лет. Но и потом отголоски запрета на эту тему давали себя знать вплоть до начала века двадцатого. Так, к пятидесятилетию со дня смерти поэта начали готовить сборник его стихов, который должен был выйти в 1891 году.
Каждый художник мог выбирать то произведение, которое хотел бы проиллюстрировать. Врубель выбрал «Демона», интерес к которому начал проявлять задолго до юбилейного издания. Он очень точно почувствовал дух не только поэмы и поэта, но и своего времени, и состояние собственной души.
Демон, которого Лермонтов ощущал только на уровне симптомов, во времена Врубеля говорил уже в полный голос, все больше и больше очеловечиваясь. И, тем не менее, это было еще далеко не всем очевидно. На Врубеля обрушился шквал критики: и за искаженное понимание поэмы, и за искажение Лермонтова, и за непонимание темы.
Это сейчас врубелевская «Демониада» считается шедевром, на которую приходят смотреть тысячи поклонников творчества художника. А тогда каких только обвинений он не услышал в свой адрес от именитых академиков.
К теме Демона Лермонтова потом обращались Брюсов, Сологуб, Блок, Белый, Бальмонт, Пастернак. Антон Рубинштейн написал в 1872 году одноименную оперу, которую опять запрещают.
И только через четыре года разрешают. Трагический дух Демона смог передать исполнитель главной партии Ф.Шаляпин, позднее сказавший:
«Кто не слышал меня в Демоне, тот меня не знает».
Но на похоронах Врубеля в 1910 году Александр Блок уже открыто признает:
«Врубель пришёл с лицом безумным, но блаженным. Он – вестник; весть его о том, что в сине-лиловую мировую ночь вкраплено золото древнего вечера. Демон его и Демон Лермонтова – символы наших времён…»
Лермонтов работал над «Демоном» в течение двенадцати лет, было восемь его редакций: первый набросок появился в пятнадцать лет, последняя редакция – в начале 1841 года, за полгода до трагической гибели. Впервые поэма была напечатана за границей, в Карлсруэ в 1856 году и только четыре года спустя – в России.
Многочисленные переделки поэмы были попыткой снять возможные требования цензуры и желанием поэта увидеть «Демона» напечатанным, но не случилось. Демон Лермонтова – это тема, которая является ключевой для творчества поэта, близкая нам по трагическому ощущению жизни и одновременно по ее мистической таинственности.
Тина Гай
Рада это слышать и всегда рада знакомству с Вашим творчеством на Вашей страничке!
искренне благодарен….!
Спасибо… времени правда не было, но не удержалась…и не пожалела… еще одна доза поэзии никогда не бывает лишней, хотя до летального исхода может довести, особенно, когда после приема внутрь, обнаруживаешь, что все вокруг действительно глупая шутка
Спасибо, Юрий. Гениально, завораживающе, пронзительно-трогательно и очень искренне.
А вот и мой Лермонтов…, время будет — взгляните …