Читать его тексты и сложно, и просто. Просто, потому что наш опыт тоталитаризма сродни тому, в котором жил Дитрих Бонхёффер, и нам многое понятно.
То, откуда возникает глупость, и как религиозность становится инструментом манипулирования, и грех идолопоклонства – вождю, государству, церкви...
Нет сакрального государства и его правители вовсе не священные коровы, как впрочем, и священство. Человек, достигший возраста совершеннолетия, верит в Бога, Который приходит к нему в конкретной ситуации.
И только пережив личный опыт веры, он получает право говорить о Боге. Вне этого опыта, все разговоры о Нем – заблуждение, грех и безумие. Одним словом, многие мысли Дитриха Бонхёффера близки и понятны любому, кто может самостоятельно мыслить, не оглядываясь на церковные и светские авторитеты, пытаясь самостоятельно осмыслить происходящее с ним и с миром. В своей поэме, которую Бонхёффер писал в тюрьме, есть такие строчки:
К Богу приходят, когда заставляет нужда,
Хлеба и помощи просят у Бога тогда,
Чтоб от болезней и бед не осталось следа –
Так поступают язычники и христиане.Бог открывается там, где случилась беда,
Где Он осмеян, распят по решенью суда,
Где Он страдает, чтоб смерть победить навсегда –
С Ним христиане разделят всю меру страданий.Бог посещает, когда настигает беда,
Он исцеляет и хлеб нам приносит тогда,
Он милосердие дарит нам вместо суда –
Им прощены и язычники, и христиане.
(Путь к свободе, отрывок, 1945)***
Я верю, что Бог из всего, даже из самого дурного, может и хочет сотворить добро. Для этого Ему нужны люди, которые используют все вещи в благих целях. Я верю, что Бог в любой беде стремится дать нам столько силы сопротивления, сколько нам нужно. Но Он не дает ее заранее, чтобы мы полагались не на себя, а лишь на Него. Такая вера должна была бы освободить от всякого страха перед будущим. Я верю, что даже наши ошибки и заблуждения не напрасны и что Богу не сложнее с ними справиться, чем с нашими так называемыми благими делами..
***
Божья благодать быстро разрушает мечты…Бог по благодати Своей не позволит нам жить в мире грёз даже малое время. Он не оставляет нас на произвол восторженных переживаний. Бог не есть Бог эмоций, Он — Бог истины. Только тот опыт общения, который сталкивается с разочарованием со всеми его неприятностями и неприглядными моментами, начинает становиться тем, чем он должен быть в Божьих очах, и начинает различать в вере то обетование, которое дано. Чем быстрее наступит это разочарование и связанное с ним потрясение, … тем лучше для человека…
***
Христианин — это человек, ищущий свое спасение, избавление и оправдание не в самом себе, а в Иисусе Христе
***
Только тот, кто благодарит за малое, получает большое
***
Лютер должен был оставить монастырь и пойти назад в мир – не потому что мир был так уж свят и хорош, но потому что монастырь был ничем иным, как миром
***
Человеческая любовь не очень высоко ценит истину
***
Исповедь как благочестивое дело — изобретение дьявола
***
Глупость—еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны.
***
…в определенных обстоятельствах люди оглупляются или сами дают себя оглуплять… замкнутые и одинокие люда подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. … При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью. Создается впечатление, что это прямо-таки социологический и психологический закон. Власть одних нуждается в глупости других. ... В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители—на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей.
***
Бог, который позволил бы нам удостовериться в своем существовании, был бы не Богом, а идолом
***
…человек, ограниченный рамками долга, никогда не отважится совершить поступок на свой страх и риск, а ведь только такой поступок способен поразить зло в самое сердце и преодолеть его. Человек долга в конечном итоге будет вынужден выполнить свой долг и по отношению к черту. Но тот, кто, пользуясь своей свободой в мире, попытается не ударить в грязь лицом, кто необходимое дело ставит выше незапятнанности своей совести и репутации, кто готов принести бесплодный принцип в жертву плодотворному компромиссу или бесполезную мудрость середины продуктивному радикализму, тот должен остерегаться, как бы его свобода не сыграла с ним злую шутку. Он дает согласие на дурное, чтобы предупредить худшее, и не в состоянии понять, что худшее, чего он хочет избежать, может быть и лучшим. Здесь корень многих трагедий.
***
Нравственность общества определяется его отношением к детям
***
Только тот, кто верит, послушен, только тот, кто послушен, верит
***
Нам не важно, чего хочет тот или иной церковник; чего хочет Иисус — вот что мы хотим знать
***
Не лучше было бы спросить самих себя: не мы ли сами часто преграждаем путь слову Иисуса, слишком сильно привязываясь к некоторым формулам; к известному типу проповеди, который приспособлен к своему времени, месту, общественному устройству; проповедуя чересчур "догматически" и очень редко - "жизненно"; охотно повторяя одни места Писания и пропуская другие — не менее важные; слишком часто проповедуя собственные мнения и убеждения и слишком редко — самого Иисуса Христа
***
Любовь умеет ждать, долго ждать, ждать до конца. Она никогда не становится нетерпеливой, никого не заставляет торопиться и ничего не приказывает. Она рассчитывает на долгое время
***
То, что зло является под видом света, благодеяния, исторической необходимости, социальной справедливости, вконец запутывает тех, кто исходит из унаследованного комплекса этических понятий; для христианина же, опирающегося на Библию, это подтверждает бесконечное коварство зла
***
Если вы сели не в тот поезд, нет смысла идти по вагону в противоположном направлении
***
Когда Бог призывает человека, то предлагает ему прийти и умереть
Христианство не состоит из запретов: оно есть жизнь, огонь, творение, озарение
***
Когда строим свою жизнь на прочном основании – на Христе, идем по Его пути, обязательно подходим к Голгофе. Это Лобное место можно и обойти, и большинство людей его благополучно минуют. И только праведники, исполненные силы и смирения Христа, до конца испивают чашу страданий и поднимаются за Распятым на Голгофу
***
Пережить крест — это не трагедия; это — плод исключительной верности Иисусу Христу. Когда страдания приходят, это не случайность, но необходимость... Только человек... полностью приверженный ученичеству, может пережить значение креста. Крест находится здесь, рядом с человеком, нужно только принять его. Нет нужды куда-то идти и искать свой крест, нет нужды сознательно искать страданий. Иисус говорит, что у каждого христианина свой крест, ожидающий его. Крест, предназначенный и предписанный Богом
***
Я понял и продолжаю понимать всё глубже, что, только испытав всю полноту земной жизни, по-настоящему приходишь к вере. Когда наконец раз и навсегда откажешься от претензий сделаться «чем-то» — будь то претензии стать святым или грешником, обратившимся на путь истинный, или церковным деятелем, праведником или нечестивцем, больным или здоровым, — а ведь это я и называю посюсторонностью—жить в гуще задач, вопросов, успехов, неудач, жить, копя опыт и поминутно убеждаясь в своей беспомощности, — вот тогда-то и очутишься всецело в руке Божией, тогда ощутишь по-настоящему не только свою боль, но боль и страдание Бога в мире, тогда вместе с Христом будешь бодрствовать в Гефсимании, и я думаю, что это и есть вера, это и есть «метанойя». Тогда только и станешь человеком, христианином» («Сопротивление и покорность», письмо от 21.7.1944)
****
У христианина в отличие от верующих в мифы о спасении, нет последней лазейки в вечность для избавления от земных дел и трудностей, но, как Христос («Бог мой, почему Ты меня оставил?»), он должен сполна испить чашу земной жизни, и только в том случае, если он так поступает, Распятый и Воскресший стоит рядом с ним, а он—со Христом распинается и воскресает. Мир этот не может быть снят до срока. В этом общее у Нового и Ветхого Заветов. Мифы о спасении рождаются из человеческого пограничного опыта. Христос же настигает человека в средоточии его жизни (письмо от 26.6.1944)
****
Едва ли есть чувство, дающее больше радости, чем ощущение, что можешь приносить какую-то пользу людям. При этом главное вовсе не в количестве, а в интенсивности. Ведь в конце концов именно человеческие отношения и есть самое главное в жизни... Сам Бог дает нам возможность служить ему в сфере человеческого. Все остальное приближается к «гордыне»... Это, конечно, не означает, что можно пренебречь миром вещей и материальных достижений. Но что для меня самая прекрасная книга, или картина, или дом, или поместье по сравнению с моей женой, моими родителями, моим другом? Так, однако, может говорить лишь тот, кто нашел в своей жизни человека. Для многих наших современников человек ведь воспринимается просто как часть мира вещей. Это проистекает оттого, что им просто недоступно переживание человеческого. Мы должны быть счастливы, что в нашей жизни были щедро наделены этим переживанием... (письмо от 14.8.1944).
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Симона Вейль
- Мой Фридрих Ницше: Афоризмы
- Антонен Арто: Мысли и афоризмы
- Анатолий Мариенгоф - единственный денди в России
- Непричёсанные мысли Ежи Леца
- Михаил Светлов: мчатся тучи...
- Записные книжки Фазиля Искандера
- Лец: Строим на века, разрушаем навсегда
- Юлиан Тувим: Афоризмы и фрашки
- Жены-мироносицы. Хрупкая любовь
Это и определяет жизнь, а человек без этого — всего лишь «култышка» без роду и племени.
______________________________________________________________________________
сам… сам… сам… человек — определяет жизнь!!! Его предки и потомни — формируют его — личность, личность… личность — а это не есть человек, это его внешняя оболочка!
Когда я говорил о формировании жизни — это о формировании личности…, а духовность его — есть выход за уровень личности…
Род и племя есть — часть, частное…, отделенное от Целого, что и разделяет людей, дробит — а результат — ваша культяшка, образуемая вокруг вас…, взгляните на результат деятельности ваших — родов, племен, религий и прочей» мутотени»… ну и всякая прочая «любовь к отеческим гробам»… , наши гробы лучше ваших, мы — более православные, более культурные, наши скрепы — самые духовные…, и вообще изыди Сатана…, можно перекреститься для надежности…, поп, поп — толоконный лоб, я ваш поп, вы мой приход!!! Аминь!
«его предки и потомки…»
__________________________________________________________
Это и определяет жизнь, а человек без этого — всего лишь «култышка» без роду и племени.
Жизнь — то, что создает cам человек, его предки и потомки… что создали — то и имеем!
Да, жизнь — это то, во что рождается человек. До него жили люди, и после него будут жить. И человек, входя в мир, вынужден с этим считаться. Единицы (по Вашему мнению — 5%), которые пытаются пойти дальше мира или переосмыслить, выдерживают огромное сопротивление со стороны мира, который не хочет меняться. Меняться хочет человек, но за перемены он дорого платит. Поэтому, если он готов пойти на это, он становится Ницше со всеми вытекающими.
Ну уж нет… жизнь здесь ни при чем! И вообще, что есть жизнь…, она что, существует отдельно от человека…, или любой другой сущности на земле… Вот так вот…, здесь — жизнь…, а здесь все остальное?
Тогда Тина, давайте определение — жизни, которая существует отдельно от всего остального…, и человек в частности!
Нет, дорогая Тина…, жизнь, есть то, что мы сами формирует…, своим ощущением, деланием, взглядом, отношением, своим собственным существованием… Вы же столько прочитали мудрецов и философов…, Сократа к примеру…
Кто из них ( людей) может что — либо сотворить, кроме них самих…
Укажите мне, какие такие сущности…, так плохо повлияли на человека, кто лишил его комфорта под крышей?!
Гурджиев, вообще считал, что человек рождается как бы без души…, и в процессе жизни должен ее заработать( конечно он пугал человека, т.к. надеялся, что хоть страх даст надежду человеку на возможную трансформацию).
Мы Тина, все мы …, формируем весь мир вокруг нас…, и никто другой…, и ад и рай.. и бога и черта…, гадости и сладости. .ВСЁ ВООБЩЕ!
Проверкой является то, что мы имеем вокруг…, но есть и надежда…, личная трансформация каждого…, вот здесь, и только здесь — место оптимизму!
Хлебников — это вообще какое-то чудо. Словно он прилетел с какой-то другой планеты. Я не перестаю ему удивляться. Как он вмещал в себя все: и математику, и поэзию, и мистику. Гениальный человек, потому и непонятный.
Я не думаю, что 95% идиоты. Просто они нуждаются в защите от жизни и каждый находит ее там, где сможет и там, где ему будет комфортно под этой крышей. У Ницше вся его философия об этом. Человек — самое больное животное. Я жалею людей. Не они себя таким создали, другое дело, что у большинства нет сил, чтобы измениться и попытаться, как говорил Сартр, сделать нечто другое из того, что с нами сотворили.
По поводу Учителей и последователей… Это касается не только Иисуса…, тоже самое произошло и с Буддой и возможно с Мохаммедом, и другими многими…?! Да и современных Учителей это тоже коснется…
Потому как тенденция — очевидна ! 95 % — населения земного шара — идиоты…, в противном случае мы бы не имели в наличии то, что имеем…
Кроме поэзии Хлебников был еще и математиком и самое главное — мистиком!
Он мог прозревать тенденции будущего…, вот здесь нет никаких ярлыков!
Да и в поэзии, подчас …, у него есть ощущение момента сейчас…, что особенно ценно!
К заумным ярлыкам можно в общем-то отнести все, что угодно, в том числе и заумную поэзию Хлебникова.
И это тоже верно. Иисус Христом ни сном, ни духом не ведал, во что превратят Его учение и во что выродится христианство.
Рядом с христианством, ницшеанство — цветочки… то, как предсказывал Иисус, будет использоваться его учения в миру, далеко, весьма далеко от его учения…
Общее определяется частным и только им… Представьте, что вы никогда не видели отдельного дерева…, теперь отойдите от леса на пару километров…, и что вы сможете увидеть? Это будет пятно…, и ничего более, можно конечно напрячь воображение, но оно позволит увидеть лишь то, что отложилось у вас в памяти ранее…
И как же можно знать в какой лес вы зашли?!
Множественность, монологизм…, слова, ничего не поясняющие, увидите отдельное дерево…, тогда к этому можно прикрутить философского туману…, отсюда и мое личное недоверие к заумным ярлыкам… Sorry!
Но немцы очень даже его использовали в своих целях: белокурая бестия, воля к власти — были поставлены себе на службу, исказив его идеи и смыслы до безобразия. Наверное, Ницше предчувствовал, что немцы могут с ним нечто такое сотворить, как когда-то они сотворили с римской культурой. Но это мое предположение, а вовсе не утверждение, почему он так не любил все немецкое.
Множественность сопутствует активному началу, монологизм — пассивному, исключающему наличие другого (дерева). Здесь есть одно но, которое не могу себе объяснить до конца: чтобы перейти к деревьям, мне нужно сначала понять, в какой лес я забрела, а потом уже различать в нем осины, дубы, березы и прочие разновидности. Словом, я иду от общего к частному, а другие — от частного к общему. Наверное, это зависит от типа мышления и психологии.
Да, совершеннолетнему человеку Бог (внешний, потусторонний, не нужен, об этом, как я понимаю, Бонхёффер и говорит. Иисуса Христа можно понимать по-разному: как судящего на Страшном суде и как того, кто призывает к преображению себя и не где-то там, а на этой грешной земле, принимая все, что преподносит жизнь, как дар Божий. Это смена позиции и взгляда не только на Бога, но и на человека. «Изначальная традиция христианства» — это что такое? Православие, католицизм, протестантизма или арианство и христианский иудаизм? Слишком неопределенно и консервативно. Застывшая традиция ведет в прошлое, а ее жизнь требует нового осмысления и преобразования, учитывающего изменения в мире и жизни. Спасибо за интерес к проблеме и тексту.
спасибо, хороший пост. Только мне кажется, что этот богослов стоит в ряду писателей психологизирующих онтологические вопросы, а значит отходящих от изначальной традиции христианства. Конечно, в определенной среде его работы будут иметь успех, но мне кажется Вашему кризису веры они не помогут, а еще больше запутают. Если быть до конца честным, то совершеннолетнему человеку бог вообще не нужен. Он (т.е сам человек) берет ВСЮ ответственность на себя. А идея о том, что Бог познается через страдания, не нова, это попытка облегчить неизбежное. Еще раз благодпарю за пост и , особенно, за его первую часть о духовных терзаниях на путях веры, что мне очень близко.
По — поводу всего немецкого…, или русского…, как здесь много стереотипов…, придуманных филологами и философами от литературы…, думаю у них это от безденежья было — кушать хочется, вот и писали…
Человек — одинок, но многим хотелось бы найти общие черты…, да и к диссертации ближе…, опять же звания, названия и прочее… почему многие так хотят обобщения…, интеграции…, мне ближе дифференциация…, мне ближе деревья, чем лес — и что он вообще такое — неясный ярлык, ничего не определяющий…
Хотелось бы почитать представление о Ницше…
Тем не менее Ницше — немец 😉 Да и пророков в своем отечестве недолюбливают, вот пророки отвечают тем же 😉
Холодность и рациональность Вас притягивают, насколько я понимаю, потому что Вы сами — горячих кровей. Саша Черный — не Ваш поэт? Наверное, потому что не такой рациональный и холодный, как бы Вы хотели. Про русскую душу ютиться всем приходится около кого-то сбоку припеку. Но это не вопрос к России, а к ее вождям, скорее. Пишу текст о Ницше и опять встает немецкий вопрос: философ ненавидел в себе все немецкое, отказался от немецкого гражданства, приняв швейцарское подданство и измышлял легенды о своем, якобы, польском происхождении, что не иметь ничего общего с немецким. Он задыхался в немецкой жизни и писал о том, что германские племена на корню задавили все то лучшее, что создал античный мир, посвятив этому немало страниц. Так что я не одинока в своей нелюбви к немецкому. А находиться в компании с Ницше — вовсе не дурно, хотя и в другой компании — тоже, наверное, неплохо. Я не в обиду Вам. Просто объясняю, как вижу и объясняю свое подсознательное неприятие немецкого.
Меня как раз эта холодность и рациональность притягивает… не люблю эмоциональность, бурные чувства, это у меня в разряде лицемерия. Поэтому Саша Черный не мой поэт. Русская душа далеко не так широка, как еЕ территория и далеко не так гостеприимна, как еЕ соседи, которых угораздило ютиться с боку-припеку…
Отталкивают — наверное, потому что слишком привержены форме. Именно после пребывания в Германии Саша Черный начал ненавидеть все мелкобуржуазное.
Гёте и Шиллер на мыле и пряжках,
На бутылочных пробках,
На сигарных коробках
И на подтяжках…
Кроме того — на каждом предмете:
Их покровители,
Тетки, родители,
Внуки и дети.
Мещане торгуют титанами…
От тошных витрин, по гранитным горбам,
Пошел переулками странными
К великим гробам.
И заканчивает стихотворение («В немецкой Мекке. 3. На могилах») так
Быть может, было нелепо
Бежать из склепа,
Но я, не дослушав лакея, сбежал,—
Там в склепе открылись дверцы
Немецкого сердца:
Там был народной славы торговый подвал!
Отталкивает немец холодностью и рациональностью, так не свойственными русской душе. Но это чисто субъективное. Сейчас и у нас все становится очень похоже на немецкую рациональность.
А почему инстинктивно отталкивают? Любопытно однако…
Жестяной барабан начните, Тина, и все остальное чтиво подождет 😉
Курт Воннегут действительно из семьи немецких эмигрантов. Я его всегда считала американским писателем и тоже, как и Вы, люблю его, а его корни, оказывается, немецкие. Очень интересно. Генри Миллер (Тропик рака) — тоже из семьи немецких эмигрантов. Мне почему-то запомнилось, как он ненавидел немецкий порядок в семье, где все должно было лежать на своих местах, все чистенько, выглажено и накрахмалено. Он сбежал от этого уюта и порядка. Гюнтер Грасс («Жестяной барабан») уже давно обжился в моей библиотеке, но руки до него как-то не доходят. От немцев меня инстинктивно что-то отталкивает, хотя Бонхёффер тронул до глубины души, как и Ницше. Все собираюсь написать про него и страшно. Слишком велик.
…
————————————————————————————-… Как я люблю свои ошибки и заблуждения!
-золотые слова!
В который раз убеждаюсь в рационализме немцев… их литература, музыка …наука — все привлекает меня (один из моих любимых писателей Курт Воннеггут — тоже немец), сейчас с упоением читаю Гюнтера Грасса ( видно не перевелись в России хоро[ие переводчики с немецкого )
Юра, читайте, Вы не пожалеете! Это — Ваш автор. Многие его утверждения Вам будут близки, хотя он и христианин. Я знала, что он Вам понравится и рада, что не ошиблась.
Как я хочу на Север, на Соловки, на Валаам, в Псков! Как хорошо было бы на будущий год поехать туда, я бы с удовольствием приняла Ваше приглашение, только не хотелось бы никого стеснять.
Тема совершеннолетней цивилизации действительная очень интересная, и не только для верующих, но и атеистов. Я сама с большим интересом читала Бонхёффера. И вопросов его богословие тоже вызывает много, что скорее говорит в его пользу. Богословие, не вызывающее вопросов, мало чего стоит. Значит, оно повторяет то, что уже было кем-то и когда-то уже сказано. А у Бонхёффера надо думать. Я рада, что Вам интересно то, о чем я пишу, значит то, что волнует меня, волнует и других.
Здравствуйте, Тина!
Как всегда, я очень вовремя нахожу Ваши статьи)), так что не только книги появляются в нужный момент в моей жизни!!)
Прочла с большим интересом и уже предложила паре друзей почитать!!!
Обязательно еще перечитаю, т.к. возникли по ходу вопросы!!) Для меня очень интересная тема!!
Кстати, этим летом отменила запланированную поездку на Соловки! Вернее передвинула её на следующее! И Кижи в плане и Валаам, приглашаю Вас, Тина! В Карелии у меня родственники живут, они гостям всегда рады!
Люблю Вас за Ваше восприятие мира, нас окружающего!!
Удачных дней и спасибо Вам!
С ув.
Нет сакрального государства и его правители вовсе не священные коровы, как впрочем, и священство.
Человек, достигший возраста совершеннолетия, верит в Бога, Который приходит к нему в конкретной ситуации.
И только пережив личный опыт веры, он получает право говорить о Боге. Вне этого опыта, все разговоры о Нем – заблуждение, грех и безумие. Одним словом, многие мысли Дитриха Бонхёффера близки и понятны любому, кто может самостоятельно мыслить, не оглядываясь на церковные и светские авторитеты, пытаясь самостоятельно осмыслить происходящее с ним и с миром
_______________________________________________________
!!!!!!!!!!!!!!!!!! — моя степень удовлетворения.
__________________________________________________
Божья благодать быстро разрушает мечты…Бог по благодати Своей не позволит нам жить в мире грёз даже малое время. Он не оставляет нас на произвол восторженных переживаний.
!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
__________________________________________
Христианин — это человек, ищущий свое спасение, избавление и оправдание не в самом себе, а в Иисусе Христе
— поэтому я и не христианин!
Исповедь как благочестивое дело — изобретение дьявола —
— абсолютно внрное утверждение!
____________________________________
Глупость—еще более опасный враг добра, чем злоба.
— это спрное утверждение…, к глупым нужно снисхождение…
____________________________________________
нет нужды сознательно искать страданий. — безусловно!
_____________________________________________
Тина, это ваш лучший пост… познакомлюсь с автором — непременно !