Вот и на этот раз так познакомилась с поэзией Елены Казанцевой, точнее, ее авторской песней, через своих друзей.
Честно говоря, думала, что этот жанр медленно умирает, если уже не умер, оставшись в маленьких любительских аудиториях. В свое время авторскую песню любили все в моем окружении. Потом, то ли окружение сменилось, то ли романтика семидесятых-восьмидесятых испарилась, сменившись на прагматизм девяностых, а потом и вовсе на философию накопительства нулевых…
Так или иначе, авторская песня звучала во мне только ностальгически-далеким отголоском студенческих лет и молодости. Когда однажды услышала, как знакомый физик на даче запел авторскую песню, то от нее повеяло не просто ностальгией, а чем-то вообще позапрошлым, вовсе не про нас сегодняшних, вдруг повзрослевших и занявшихся зарабатыванием денег.
Но услышав щемяще-знакомую интонацию песен Елены Казанцевой с ироничной ухмылкой по поводу сегодняшней мишуры, суеты и озабоченности хлебом насущным, удивилась ее близости моему сегодняшнему настроению, в которой ни капли не было ностальгии по тем временам, а была тоска по человеческому теплу и алым парусам, по утраченным надеждам, была усталость.
Куда девалось Ваше чувство?
Оно исчезло без следа.
Меня спасет мое искусство,
А Вас ничто и никогда.Я буду петь с утра до ночи,
Пока не выплачу всех слез.
А Ваши очи, Ваши очи
Устами выстудит мороз.Мы скоро встретимся, поверьте,
Все повторится наяву.
Я доживу до Вашей смерти,
А до своей не доживу.
Елена Казанцева близка мне неустроенностью, неудовлетворенностью личной жизнью, вечной тоской по женскому счастью, которое чуть забрезжив тотчас пугает и бежишь от него, боясь что оно нарушит уединение и свободу. Цепляет простота слога, естественность, прозрачность мысли и искренность, а еще грустная ирониия.
Временами она напоминает мне Марину Цветаеву, но только временами. У Елены Казанцевой своя интонация, своя тема, свой сюжет, вырастающий из мелочей быта, кухни, немытой посуды и подгоревшего пирога, которые оборачиваются, в общем-то, одной темой – темой любви.
Чайник выкипел на плите
и потрескивает слегка.
Звонко встретились в пустоте
профиль твой и моя рука.На паркете следы дождя
от промокших твоих подошв.
Почему без тебя - нельзя,
если ты без меня - живешь?..***
Первый день сплошного мая.
Я до самого утра
Всех прохожих обнимаю
И желаю им добра.
Будь ты счастлив, незнакомый,
А не можешь - просто будь.
У любви свои законы,
Объясню когда-нибудь.
Мой Христос воскрес из праха,
Я целую всех подряд,
Без сомненья и без страза,
Пусть другие говорят,
Что я дура растакая,
И разэтакая блядь.
Все равно - в начале мая
Буду всех в себя влюблять.
Ее авторская песня меняется вместе со временем, наполняясь иронией по поводу отживших голубых и розовых мечтаний, которые становятся ненужными во взрослой жизни.
Ой ты, жизнь моя противная,
что ты мучаешь меня!
Я уже бесперспективная,
нет во мне того огня.
Били в лоб огнетушители,
с неба капала вода, -
все мои телохранители
разбежались, кто куда.
Ни костра тебе, ни искорки,
спички мокрые насквозь…
Мы когда-то были близкими,
отсырели - стали врозь.***
Мне ни за что не успокоиться,
пока не выпью все до дна.
Я так боюсь отстать от поезда,
я так боюсь отстать одна.
Я так боюсь остаться с сумкою
в транзитном зале без гроша,
я так боюсь остаться сукою
за три рубля у алкаша.
Я так боюсь чужого города,
где пьют, блюют и снова пьют...
Елена родилась в 1956 году, в садике и школе до седьмого класса была очень послушной и тихой девочкой, тихой как мышка. Отличница и очень домашняя, не любившая никаких сборищ и школьных дрязг, но любившая читать и быть дома, любила музыку, которой училась в музыкальной школе.
И хотя Елена ее не закончила, как и большинство детей, томящихся необходимостью ежедневных занятий в двух школах, но любовь к музыке и желание музицировать остались.
Уезжая из дома даже ненадолго, она страдала и просилась обратно, но так было только до седьмого класса. Потом захотелось быть как все. Это удавалось, но скоро надоело. Еще в школе она начала писать стихи, но не думала, что обладает каким-то талантом, казалось, просто баловалась.
После школы институт, студенческая жизнь, свобода – через два года отчисление из института. Работа в НИИ, где случилось первое знакомство со сценой, потом - восстановление в институте и получение долгожданного диплома.
Все, казалось, выбор сделан – она инженер. Распределение на завод, работа с пьяными сантехниками, все как обычно, но в 21 год она попала с сестрой на концерт авторской песни. Послушав, проговорила: «И я так могу». Сестра в ответ сказала, что у нее есть знакомый, который может ее послушать. И - закрутилось. Через год – она уже победительница Всесоюзного Таллинского фестиваля авторской песни.
Ходит месяц по лопате,
Как по небу - взад/вперед.
А у нас в большой палате
Мышка серая живет.
Медсестра ее гоняет,
Доктор сыплет порошок.
Наша мышка не слиняет,
Ей в дурдоме хорошо.***
Я люблю тебя по-настоящему,
Как никто не любит никого,
Вечером смотрю кино по ящику,
И почти не вижу ничего.
То глаза открою, то закрою,
То проснусь, а то опять усну.
Я не плачу, я тихонько вою,
Как собаки воют на Луну.
Дикторша, красивая, как мама,
Мне "Спокойной ночи" говорит.
Завтра будет новая программа,
Если телевизор не сгорит.
Ее новая жизнь, наверное, действительно казалась со стороны дурдомом, настолько была другой, не похожей на прежнюю размеренную - от восьми до пяти жизнь. Наконец, Елена Казанцева решила окончательно связать свою жизнь с авторской песней, уйдя с той работы. Ее заметили, о ней стали говорить, ее стали рекомендовать. И не кто-нибудь, а Вероника Долина и Сергей Никитин. Концерты в Москве, Минске, Казани…
Потом публикация первых стихов в «Юности» и первый сборник. Сегодня Елена Казанцева - член Московского Союза писателей, у нее - несколько поэтических сборников. И по-прежнему она востребована, ездит на гастроли и не только по России, но и в Германию, Израиль и другие страны. А приглашают ее много и часто...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Агния Барто: переводчик с детского
- Любимые певицы. Лара Фабиан
- Женская поэзия. Елена Генерозова
- Первая земная женщина
- Мирабо: История любви
- Эмили Джейн Бронте. Часть 2
- Качели жизни
- Барретт. Любовь, похожая на сон...
- Поминальный ноябрь. Юлия Друнина
- Дебора и Барак
Pingback:Елена Казанцева. Куда девалось Ваше чувство? -
Тина, вообще — то достаток — это когда достаточно, то есть- хватает…, а не когда очень много!
Пошлость — категория из области морали…, «что русскому — хорошо, то немцу — смерть! ( народная мудрость…)
А плач Ярославны.., и стоны юродивого, из музыки великого Мусорского — точно не мой профиль…, еще не известно, что за этим стоит?
К перечисленным бардам отношусь нормально — не губите меня…, дайте дожить до 99 лет…
По-моему, как раз наоборот, демонстрация своего благополучия и достатка (с налетом пошлости) гораздо более в цене, по крайней мере в СМИ. А Елена Казанцева работает в стиле авторской песни, которая всегда была с акцентом на личные переживания, хотя и юмора не гнушалась. Что Визбор, мой любимый, что Высоцкий, что Казанцева. Они работают в одном пространстве, в котором правит бал все-таки не жалость.
Вообще — то по виду не скажешь, что автор плохо питается…
» Мне «Спокойной ночи» говорит.
Завтра будет новая программа,
Если телевизор не сгорит. »
Это понравилось… в общем упор на депрессию…, народ это любит…, жалость к себе — нынче в цене…
Спасибо, Елена, за комментарий твит. Иду смотреть, что у Вас появилось новенького в блоге.
Очень интересная статья! Большое спасибо! Мне очень по душе творчество обаятельной и талантливой Елены Казанцевой! Получила удовольствие от её стихов и песен! Твит
Виктор, наверное, это я перестала сталкиваться с авторской песней, поэтому если и попадается новое имя с удивительными почти забытыми душевными нотками авторской песни, то невольно думаешь — «Слава Богу, не погибла!» Про фестивали КСП — не в курсе. Раньше эти фестивали больше освещались, сейчас — редко. Разве что по «Культуре» услышишь какой-нибудь концерт авторской песни. Обычно он приурочивается к дню рождения Окуджавы, 9 мая. А имя Елены Казанцевой, думаю, стоит запомнить.
Захар, Ваш отзыв дорогого стоит, потому что Вы — поэт, а значит видите все особенности поэтического стиля автора. Мне она близка настроением и интонацией, у Вас — другие критерии, но, судя по всему, тоже оценка — положительная.
Не слышал, но посмотрю. Авторская песня никуда не исчезла, о чём свидетельствуют ежегодные фестивали и в центральной России и на Урале. Я ведь выдавал одно время в «Клубе…» музыкальные ПОСТы и занимаясь этим открыл для себя и Юрия Кукина, и Александра Дулова, и Евгения Алтайского, Евгения Кунгурова…
Мы, в частности я, не очень то близко занимались этим вопросом. Попадается хорошая песня, отложишь себе для воспроизведения, а автора можешь и не знать. Да и авторские песни поют и те кто просто поёт, а не создаёт. Вот и идёт путаница. Что ж ещё одно имя нужно поизучать. Елена Казанцева!!!
Спасибо, Тиночка! У автора есть замечательные стихи-настроения, свои приёмы самовыражения, а главное — отчаянная смелость и точность нюансировки — действительно «на краю крыши» (по её словам). Удачи!
Спасибо, Людмила. Все поправила. Вчера заметила ошибку, но, видимо, торопилась и не исправила. Вообще, если где-то заметите ошибку — сообщайте, потому что действительно увлекаюсь и не замечаю огрехи.
Тина, сколько интересных людей Вы открыли для меня! А сейчас прочитала и про Е.Казанцеву и про Е.Кудрявцеву! Потом поняла, что Вы ошиблись, но это случилось от бешеной скорости, с которой Вы пишите! Спасибо!