В православии вторая неделя главного Поста посвящается исихазму (
У каждого из них была своя философия и свое представление о православии. В них отражалась не только вера, но дух и веяния конца XIV и всего XV века. Бессмысленно говорить о правильном или неправильном понимании православия каждым из них и вообще – спорить о том, кто из трех иконописцев более точно выражал православную веру.
Разными они были и по-разному видели мир, хотя вера у всех была одна - православная. Но все они - и византийский иконописец Феофан, приехавший в Россию с великим подвижником веры митрополитом Киприаном с особой миссией - проповедью исихазма; и русский монах Андрей Рублев с его философией умиротворения, гуманности, гармонии и доброты,
и профессиональный изограф Дионисий Ферапонтовский – певец вечной Женственности и Материнства, церковного декора и эстетики «иосифлян» - стали воплощением православной веры в древнерусской живописи, ее вершиной и классическим выражением.
Феофан принадлежал к византийской элите, участвовал в философско-догматических спорах, был убежденным сторонником
Имея за спиной росписи более сорока храмов в Константинополе, Халкидоне, Херсоне и других городах, Грек приехал в Россию уже вполне сложившимся мастером со своей философией и своей задачей – обновить русское религиозное сознание в духе исихазма.
Но приехав из аскетической Византии, из окружения, пропитанного религиозно-догматическими спорами, из общения с богословами и строгими подвижниками веры, иконописец попадает в совершенно иную атмосферу Великого Новгорода.
Она поразила его своей полуязыческой праздничностью, нестрогостью в поведении, любовью к красочной яркой жизни, далекой от сурового византийского благочестия, граничившего с ригоризмом. Разрыв с тем, к чему он привык, был слишком велик.
Столкновение с иным миром, иными жизненными установками и иной ментальностью настолько поразили Феофана, что он решил все свои силы и творческую энергию направить на просвещение и проповедь исихазма, на «исцеление» новгородцев от духовной слепоты, в которой, по его мнению, они пребывали.
С годами, а прожил он в России примерно тридцать лет, его представления о России и жизни претерпели существенное изменения: его характер стал значительно мягче, и московские иконы 1405 года значительно теплее. Но пока на дворе 1378 год, год, когда он приступил к росписи своего первого русского Спасо-Преображенского храма, что на Ильиной улице Великого Новгорода.
Об этом сохранились документально-подтвержденные записи, и потому никто не оспаривает авторства фресок Феофана. Вся богословская программа росписи Спаса-на-Ильине является уникальной авторской разработкой иконописца, воплощенная им с поразительной гениальностью и трагизмом. Нигде в мире нет ничего подобного.
И хотя фрески сохранились не полностью, но именно по ним специалисты изучают стиль и характер живописи Феофана. Фрески поражают, прежде всего, своим экспрессивно-эмоциональным накалом. На них фигуры святых напоминают скорее призраки и цветные тени, чем реальных людей.
Их материальная телесная оболочка кажется всего лишь феноменом, иллюзией, которая вот-вот рассеется. Люди, охваченные бурным экстатическим движением, словно парят в воздухе, подхваченные сильным порывом ветра и разбросанные им по всему храму. Экспрессия, драматизм, доходящий до трагизма, поражают всякого, кто видит феофановские фрески.
Каждый лик здесь индивидуален, ни одного повтора, каждое движение – выверено и психологически точно, ничего лишнего, и во всем - жизненная сила и эллинистическая традиция. Именно по этой причине – суровости и эмоциональной экспрессии - фрески Феофана Грека часто сравнивают, как и самого иконописца, с Великим Микеланджело.
Экспрессивно-эмоциональный стиль – был понятен новгородцам, потому, что этот стиль стал во многом и русским, проявившимся к тому времени в литературе через изображение сильных человеческих чувств и эмоций.
Человек перестал быть статичным и монументальным, он прибрел свой внутренний мир с чувствами, страстями, психологией. В исихазме, с его акцентом на внутреннем делании, именно они становятся предметом исследования.
Главное внимание исихасты уделяли тому, как человеческий дух постепенно восходит к Богу, какие стадии проходит страсть, прежде чем становится действием, и как перевести негативную энергию страсти в положительное русло.
Феофан Грек в своей «исихастской проповеди» тоже сделал акцент на внутреннем делании, но через цвет и жесты. Его философия – это философия в красках, суровая и отнюдь не оптимистическая. Именно цвет позволил ему передать эмоциональность, драматизм и даже трагизм ситуации в духовно-религиозной жизни Новгорода.
Это особенно импонировало книжным людям, интересовавшимся богословием и философией. Суть философии Феофана Грека в том, что человек - глубоко греховное существо, безнадежно удаленное от Бога. Его ждет Страшный суд безжалостного Судии – Бога-Вседержителя, который со всей карающей силой смотрит на грешного человека сверху из купола храма.
Фреска Пантократора, Бога-Вседержителя – смысловой центр всей богословской программы росписи храма на Ильинке. Ожидание Страшного суда требует целомудренной жизни, никто не сможет спастись, если только человека не вымолят Богородица, Иоанн Предтеча, праотцы, пророки, апостолы, святители и аскеты-подвижники, которым открылся великий ужас духовного мира.
Трагедия встречи двух миров – мирского и духовного, плоти и духа показана Феофаном со всей беспощадностью и доведена до предела. Стяжание Божественного света, фаворского огня и Духа Святого требуют от человека неимоверных усилий. Первый мир погиб от Потопа, второй должен пройти испытание Огнем, Светом и Духом. В этом - суть богословской идеи Феофана, которая особенно ярко проявлена в столпниках.
Живописная техника Феофана тоже подчинена его философско-богословским идеям. Его мазок – короткий, энергичный, выразительный и эмоциональный; его световые блики – это отсветы Божественного фаворского света, которые ложатся на лики и одежды столпников и усиливают драматизм ситуации.
Складки одежды святых образуют ломкий узор, похожий на молнии, состоящие из острых углов. Колорит – густой, темно-коричневый, похожий на смесь огня и белого света в духе византийской традиции.
После Великого Новгорода у Феофана был Нижний, потом Переяславль Залесский и, наконец, Москва, куда его пригласил все тот же митрополит Киприан. В Благовещенском соборе кисти Феофана принадлежит Деисусный чин, выполненный, хоть и в смягченной манере, но так же сурово и молитвенно.
Что касается икон Феофана, то их сохранилось не так много, как, впрочем, и фресковой живописи. Многие из них погибли в пожарах. Достоверно доказано авторство его икон «Преображение», «Успение», «Донской иконы Богородицы», а также Деисусного чина в Благовещенском соборе Московского Кремля.
В целом живопись и философия иконописца оказались чуждыми русскому человеку, с его оптимистическим взглядом на жизнь, умиротворенным, гуманистическим, сердечным. И хотя Феофан Грек оказал на древнерусскую живопись огромное влияние, тем не менее, Андрей Рублев, будучи учеником Феофана, пошел своим путем, создав иконописную школу с диаметрально противоположной философско-богословской программой.
На смену суровому "Микеланджело" пришел мягкий и лиричный "Рафаэль", на смену Феофану – преподобный Андрей, чисто русское явление в живописи Древней Руси.
Феофан Грек
Когда я видел воплощенный гул
И меловые крылья оживали,
Открылось мне: я жизнь перешагнул,
А подвиг мой еще на перевале.Мне должно завещание могил,
Зияющих как ножевая рана,
Свести к библейской резкости белил
И подмастерьем стать у Феофана.Я по когтям узнал его: он лев,
Он кость от кости собственной пустыни,
И жажду я, и вижу сны, истлев
На раскаленных углях благостыни.Я шесть веков дышу его огнем
И ревностью шести веков изранен.
- Придешь ли, милосердный самарянин,
Повить меня твоим прохладным льном?
(А. Тарковский)
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Трубы Апокалипсиса.
- Икона «Преображение Господне»
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Православная и католическая икона. Окончание
- Икона "Крещение Господне"
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Белое Богоявление
- Неопалимая Купина
- Иконостас. Размышления мирянина.
Спасибо, Елена, поправила.
У вас в начале поста черно-белое изображение Максима Грека, а не Феофана, художник Феофан Грек не изображен на памятнике «Тысячелетие России».
Жаль, что некогда братские республики в единой стране вдруг в одночасье превратились во враждебные друг другу. Это касается почти всех республик, начиная от Прибалтики и кончая Закавказьем. И почему так случилось? И одни ли политики в этом виноваты?
Почитал комменты, и понял почему так долго молчали. Иконописцы — интересная тема, даже у меня есть статья об одном таком земляке.
Что касается Карабаха, то все было, есть и будет. Так выгодно политикам, а они умеют разделять нации и властвовать в их умах. Тем более, здесь ничего не надо было придумывать, сработали старые дрожжи.
Работу политиков и поддерживающих их СМИ, я испытал на своей шкуре. Со мной перестал общаться мой армейский друг, поляк, живущий в Латвии. Причиной стали несколько статей, противоречащих тамошней подаче истории, что поместил в нашей группе.
Да, Помню эти шекспировские строчки, шут же был выразителем масс, так сказать, и обывательской философии. Национальный вопрос действительно важен, но вот в СССР не помню, чтобы мы как-то разделялись и Баку гвоорят, был совсем не таким, как сейчас, а многонациональным, в котором жили все и русские, и армяне, и азербайджанцы и не резали друг друга. Что же произошло с нами в девяностые, если вдруг этот спящий национальный вулкан вдруг начал извергаться.
Для Сталина, национальный вопрос был самым главным, и эта его цель оправдывала любые средства — всем досталось… А новая республика азеротурков была нефтяной — этим все сказано…
Помните у Шекспира королю Лиру грит его шут- Кати монету пред собой и будет рад тебе любой 😉
Надилель! По поводу комментов. Кажется, когда-то Вы говорили о квадратике, в котором ставили галочку и ответ приходил. Сейчас такого нет? Вот продолжаю расхлебывать тот сбой уже два с половиной месяца и еще половина не исправлена. А сейчас и этот вопрос возник. Раньше такого не было.
—————————————
Теперь по поводу Вашего видения ситуации с конфликтом. Сегодня прочитала, что еще и американцы, кроме Турции, приложили к этому обострению свою руку. Это послание Москве, что если в Сирии она будет продолжать воевать с игиловцами («оппозицией») и возьмет их столицу Ракку, то ей это обойдется дорого. В самих штатах комиссия конгресса осудила президента за поддержку обострения конфликта. А ОБСЕ все «валит» на Москву, что это она спровоцировала конфликт, чтобы отвлечь внимание от Украины. Алиев заявляет, что не отдаст своей (?) земли, а значит, конфликт действительно будет тлеть долго. И в любой момент может снова стать горячим.
Второе. Мне почему-то казалось, что НКР является территориальным анклавом, а посмотрела на карту и вижу, что это не совсем так, или я не на ту карту смотрю? А какие мотивы были у Сталина при присоединении этих земель к Азербайджану? Он же и так по территории больше Армении. Кроме того армяне все-таки христиане, а азеры — мусульмане, их в СССР если и призывали в армию, то только в стройбаты. А армяне всегда служили в нормальных войсках и даже был такой командир, как Баграмян. Армяне по вере и по корням — наши братья, а азеры, как и Турция, совсем другие. О.Мандельштам это почувствовал всеми фибрами души, когда путешествовал в Армению. Это чувствуется по его циклу «Армения».
Закутав рот, как влажную розу,
Держа в руке осьмигранные соты,
Все утро дней на окраине мира
Ты простояла глотая слезы.
И отвернулась со стыдом и скорбью
От городов бородатых востока,
И вот лежишь на москательном ложе
И с тебя снимают посмертную маску
А «Фаэтонщик» — вообще очень страшное стихотворение:
На высоком перевале В мусульманской стороне
Мы со смертью пировали — Выло страшно, как во сне.
Я очнулся: стой, приятель! Я припомнил — черт возьми!
Это чумный председатель Заблудился с лошадьми!
Он безносой канителью Правит душу веселя.
Чтоб вертелась каруселью Кисло-сладкая земля…
Так, в Нагорном Карабахе, В хищном городе Шуше
Я изведал эти страхи, Соприродные душе.
———————————————
Держитесь, хотя понимаю, что вы там на самой передовой и если что… Но будем надеяться, что все-таки худшего не произойдет.
Нашла наконец! Тина, мне приходят рассылки только по темам, а вот по коментам — нет, так что приходиться заглядывать чуть ли не в каждую из последних (как минимум 10-ти тем)
Что по повօду конфликта: конечно ему еще долго быть, как это не прискорбно. Нападение было в трех точках, один из них — Мардакертский р-он, где и находится мой «Где-то, где-то есть маленький дом»…
Арцах ( Карабах) был отдан Азерам, Сталиным, хотя там проживало 94% армян и всего 6% турков ( на то время азеры называли себя турками), это была новая республика, которая успешно и методично устраивала погромы и резьню армян в Баку. В Карабахе тоже были погромы, в основном в местах скопления турков — в Шуше:
…Так, в Нагорном Карабахе,
В хищном городе Шуше
Я изведал эти страхи,
Соприродные душе.
Сорок тысяч мертвых окон
Там видны со всех сторон
И труда бездушный кокон
На горах похоронен…. Фаэтонщик О. Мандельштам
В то же время был отдан молодым и нефтяным азеро-туркам, Нахиджеван, который к тому времени был уже основательно почищен от армян…
Армяне Арцаха, несмотря на политику выживания со своих мест, устояли и как только появилась надежда перестройки — сразу собрались и проголосовали всем миром своим за независимость, от азеров в первую очередь. Азеры ответили резьней и погромами в Сумгаите, Баку и по всей своей территории, где проживали армяне. Вот тогда и хлынул поток рускоязычных армян в Россию и др. страны не только из Баку, а из Кировабада ( Ганжа, по армянски Гандзак, т. к. армяне его основали, и этот город при социализме был наполовину армянским, мы там жили, потому как это был центр Закавказкого военного округа) Все жители армяне, кто не успел уехать были зверски зарезаны, я уже не говорю о многочисленных армянских селах, которые составляли целые р-ны, как напр. Шаумянский р-он. Почти все жители этих деревень бежали в Карабах и стали там жить поживать… конечно это не дает покоя правителям Азербайджана, ( я нисколько не сомневаюсь, что народу этот конфликт не нужен), но он нужен Турции, а сейчас, когда отношения с Россией у нее обостренные — особенно нужен. Армяне, как всегда впрочем, оказываются между молотом и наковальней. Лично у меня надежда только на наш древний изворотливый разум, который не раз нас — как спасал, так успешно и топил…
Надилель, хотела спросить по Нагорный Карабах: конфликт разрешился? Или по-прежнему стреляют? Думаю, что без Турции здесь не обошлось или это мои досужие мысли?
Да, Надилель, это последняя тема. Пока не хватает сил на новые тексты, хотя набираю новые материалы, есть план на апрель. Но пока исправляю старые тексты, т.к. в них исчезли все ютьюбовские ссылки после памятного февральского сбоя. Еще чуть-чуть подождите. Скоро начну писать как и прежде.
Эта последняя тема, Тина?… или ко мне почта не приходит?
Спасибо, Лилли!
Тина, спасибо большое!
И от всей души желаю Вам благополучно «выбраться» из неблагоприятного периода! В Вашей мудрости я не сомневаюсь!
Теплых дней!
Странно, Лилли. Почему же не приходят мои тексты. Просто сейчас у меня тяжелый период, я текстов не пишу, наверное, поэтому они и не приходят к Вам на почту. Лучше, конечно, заходить ко мне на блог. Если там нет новых постов, значит, я просто их не пишу. Про Феофана Грека — это мой последний мартовский пост. В апреле еще не писала. Спасибо, что все рано заходите, даже если сообщения о моих текстах к Вам не приходят. Но думаю, Вы просто ждете более частого их появления. Я планирую начать снова писать где-то ближе к Пасхе.
Спасибо за комментарий и поддержку.
——————————————-
Новообращенные часто грешат тем, о чем Вы говорите: осуждением. Потому что вера их еще очень слаба и много в ней для них еще непонятного или ложно понятого. Вера — это большой труд, прежде всего про себя самого, а не про других. Другие сами за себя ответят, когда придет их время. Думать надо о том, что происходит с тобой и с твоей душой.
Тина, приветствую!
Спасибо за очень интересную статью!! Как всегда, читала с огромным интересом новенькое от Вас! И с комментарием Вашим полностью согласна: в последнее время слышу от некоторых друзей — какая я все же «язычница»))), но в общении с ними, так часто говорящими о своей религии, кто из Ст., кто из Нового Завета, замечаю, что говорят они о религии и какими должны быть поступки людей, но…сами часто не замечают, где надо поставить точку, чтобы не обидеть ближнего…или дальнего.)))
К сожалению, столько раз подписываюсь на Вас, Тина, и не приходят мне на почту Ваши замечательные статьи! Тогда «лезу» намеренно в сеть, чтобы Вас «открыть»…)
С началом Апреля и всех благ!!
А мне сразу на ум пришли строки, сказанные поэтом, правда, по другому поводу: «И загадочных. древних ликов на меня посмотрели очи…»
Все люди разные: одним дано, другим — нет. В этом я согласна с Феофаном. Чтобы стать единым целым, нужны усилия, которые редкий человек может понести. Такой святости и такой силы сегодня даже у сильно верующих практически нет. Я таких не знаю. М.б. они и есть где-то в лесах, горах или еще где-то.
«Трагедия встречи двух миров – мирского и духовного, плоти и духа показана Феофаном со всей беспощадностью и доведена до предела. Стяжание Божественного света, фаворского огня и Духа Святого требуют от человека неимоверных усилий…». Тщетны попытки человека возвыситься более, чем ему дано — притяжение земли сильнее! Два мира — это один мир каждого сущего…