Фридрих Ницше: Философия

fridrih_nicshe10(Начало здесь) Вряд ли Фридрих Ницше думал, называя свою первую книгу «Рождение трагедии из духа музыки», что  фактически писал предисловие к собственной  жизни. Рождение трагедии, как камертон настраивал судьбу философа на великую трагедию.

Его трагедия, чуть пунктирная вначале, по мере возрастания проявлялась все больше и больше, пока не закончилась там, где и началась – в Базеле, только не на университетской кафедре, а в желтом доме.

Но за два года до  личной трагедии Фридрих Ницше все-таки увидел желанный берег той - новой, чудесной, прекрасной - страны, которая лежит по ту сторону всех других земель, которую он искал всю жизнь и к которой шаг за шагом приближался.

И именно с этого момента судьба его души повернулась  и стрелка сдвинулась в сторону настоящей трагедии с настоящими героями, и заплатил он  за это физическим  и психическим здоровьем, взамен обретя здоровье  великое.

Не железо и не камень,
Родом я всемирный пламень;
Не спастись мне от меня!
Вещи в свет я превращаю,
Угли вам я завещаю;
Несомненно, пламень я.
(Ф.Ницше, перевод  В. Микушевич)

Главный вопрос, ответ на который Фридрих Ницше искал на протяжении всей своей пятнадцатилетней активной деятельности, был вопрос  о том, как случилось, что  греческая история превратилась из высокой трагедии  в жалкую комедию. Где та точка невозврата, которая привела общество в жалкое подобие того, с чего оно начиналось, точка, в которой  мысль, вместо того, чтобы питать и активизировать жизнь, начала ее судить и калечить.

В Греции философия была силой,  и не потому, что была истинной - нет философии ложной или истинной, -  а потому что воодушевляла, звала на бой, была  сродни  боевому кличу, звавшему на жизненную борьбу.  Но секрет греческой философии и греческой трагедии утрачен  и найти его вновь можно только в будущем.

Именно такую задачу поставил перед собой Фридрих Ницше, когда пускался в грандиозное плавание сначала в прошлое, а затем -  в будущее,  чтобы вновь обрести утраченное. Он избрал, в том числе и по состоянию здоровья, два основных инструмента  выражения своей философии – афоризм и поэзию.

Первый позволял ставить диагноз прошлому, угадывая едва уловимые симптомы его болезни, и толковать смыслы. Афоризмами философ, как врач, физиолог и исследователь производит вивисекцию прошлого, вытаскивая и проговаривая смыслы, которыми оно жило. Второй  – поэзия – стал инструментом утверждения новых ценностей и смыслов. Первый – критиковал и отрицал, второй – творил и утверждал.

fridrih_nicshe8

Поэтическое в философии Ницше давало голос интуиции и подсознательному, внутренней музыке, расставляющей приоритеты и устанавливающей новый принцип в иерархии ценностей. Философ-поэт – продолжатель  философа-толкователя, которые, объединившись, создают новый тип  философа – законодателя. Только такой философ  способен ставить диагноз всем прежним ценностям, и, проявляя  волю к мощи и истине,  создавать новые.

Становясь художником и творцом, философ-законодатель может открывать другие горизонты и перспективы. Афоризм и критика характерны для второго этапа творчества философа, поэзия - для третьего, последнего, в котором он утверждал свою философию жизни. Его «Так говорил Заратустра» -  это величественная поэма из четырех частей, в которой присутствуют не только все результаты  предыдущих двух периодов, но и все главные фигуры преобразований и поисков земли Обетованной.

Ритм сначала, рифма следом,
писк божественный - душа:
этим песня хороша,
звук, не брезгующий бредом:
слово - музыка - душа.
Прыгать может и трунить
в ненасытном увлеченье
мысль без песни - изреченье!
С песней речь соединить -
не мое ли назначенье?
(Ф.Ницше «Песнь и речь», пер.  В. Микушевича)

Как философ-исследователь  Ницше нашел в прошлом точку невозврата, с которой началось падение и вырождение  философии в истории. Ею, по его мнению, является философия Сократа, который жизни противопоставил высшие ценности и с тех пор мысль начала устанавливать границы жизни, измерять и оценивать ее,  определивать ее безграничность, втискивая в категории  Прекрасного, Благого, Истинного и Божественного.

Сократ загнал в подполье поэзию и поэта, оскопив самое главное в жизни – возможность порождения  новых перспектив  и новых ценностей. При этом он поработил не только жизнь, но и самого себя, как философа.  В результате -  жизнь потеряла активность, мысль - утверждающий потенциал, а философ – творческий импульс.

fridrih_nicshe11

Э.Мунк. Фридрих Ницше

Философ превратился из законодателя в  послушника, из творца - в  профессора школьной философии,  главной целью которой стало принуждение к  повиновению установленным ценностям и требованиям разума. Разумными, однако, объявлялись  государство и религия, к разумности имеющие мало отношения.

«Ключ к природе Сократа дает нам то удивительное явление, которое известно под именем «демон Сократа». В тех исключительных положениях, когда его чудовищный ум приходил в колебание, он находил в себе твердую опору в божественном голосе внутри себя. Этот голос всегда только отговаривал.

Инстинктивная мудрость показывалась в этой совершенно ненормальной натуре только для того, чтобы по временам проявлять свое противодействие сознательному плаванию. Между тем как у всех продуктивных людей именно инстинкт и представляет творчески-утвердительную силу, а сознание обычно критикует и отклоняет, - у Сократа инстинкт становится критиком, а сознание – творцом…» («Рождение трагедии»).

Линию Сократа продолжают все последующие европейские философы, начиная от Платона  и кончая  Гегелем с его диалектикой, примиряющей противоположности. Но, если обе противоположности лживы, то что  примирять?!  Из лжи может родиться только новая ложь, еще большая.

Высшие ценности могут меняться: на место Божественных - вставать человеческие, но при этом не меняется сам  принцип – подчинения жизни установленным когда-то ценностям.  Сократ открыл ящик Пандоры, из которого по миру разлетелись силы, противодействующие жизни, а утверждающие ее остались лежать на самом донышке.

Первые – силы приспособления, реакции и противодействия, вторые – силы завоевания, взламывания, созидания, творчества и активности. История отношений этих двух сил составляет главную сущность ключевого понятия Фридриха Ницше – воли к власти, а точнее – воли к мощи. Воля управляет силой,  неважно какой - активной или реактивной, потому что в ней главное «волить». И в зависимости от того, какая сила волит, воля имеет  два лика, две крайности.

Воля активной силы утверждает отличие и многообразие и отрицает единообразие и монолитность. Воля реактивной силы – отрицает отличие и многообразие и утверждает единообразие и единомыслие. Утверждение и отрицание – две стороны воли любой из двух противоборствующих сил, но  в реактивной ведущей является отрицание, а в активной – утверждение. В активной главное – творить и отдавать, а в реактивной – охранять и брать.

fridrih_nicshe12

Фридрих Ницше вынужден констатировать, что в истории верх взяли силы реактивные, рабские, приспособительные, охранительные, консервативные, слабые и больные. Везде, во всех странах и в жизни, они торжествуют. Но победили они не своей силой, а тем, что отнимали ее у самых активных, самых смелых, самых сильных и независимых.

Чтобы слабому и посредственному  возвыситься над сильным и выдающимся, надо его либо уничтожить, либо унизить. За примерами ходить далеко не надо: весь семидесятилетний период советской истории полон такими примерами, да и сегодняшняя история - ей не уступает.

В конечном итоге, это приводит к вырождению и оскудению духа: тогда ракеты взрываются и падают, поезда –  не ходят и самолеты не летают. При этом не следует искажать смысл терминов, которые использует Ницше: «раб», «господин», «сильный» и «слабый». Раб, даже если он возьмет власть, не перестает быть рабом. Такие «господа» несут с собой рабство  реактивных сил.

И к власти они приходят вовсе не праведным путем, а с помощью той же низости, подлости и приспособленчества, а также благодаря тому, что большинство «электората» состоит из таких же рабов, хуже или лучше приспособленных к жизни.  Придя к власти, такой «господин» начинает не отдавать, а брать и присваивать:  почести, богатства, награды, звания...

Отсюда  утверждение Ницше, что сильных (творцов) надо защищать от слабых (рабов) и если слабый падает – надо толкнуть его.  У Редьярда Киплинга есть на эту тему хорошее стихотворение «Раб, который стал царем»:

fridrih_nicshe13

Три вещи в дрожь приводят нас,
Четвертой - не снести.
В великой Kниге сам Агур
Их список поместил.

Все четверо -- проклятье нам,
Но все же в списке том
Агур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.

Коль шлюха выйдет замуж, то
Родит, и грех забыт.
Дурак нажрется и заснет,
Пока он спит -- молчит.

Служанка стала госпожой,
Так не ходи к ней в дом!
Но нет спасенья от раба,
Который стал царем!

***

Он обещает так легко,
Но все забыть готов.
Он всех боится -- и друзей,
И близких, и врагов.

Когда не надо -- он упрям,
Когда не надо -- слаб,
О раб, который стал царем,
Все раб, все тот же раб.
(Р.Киплинг, отрывки)

fridrih_nicshe14

Ороско Хосе Клементе. Ступени нигилизма (Modern Migration of the Spirit)

Победное шествие  сил отрицания над силами утверждения философ называет нигилизмом, разворачивая грандиозную картину его величественной поступи, начиная с Сократа. Эта картина  потрясает!!! Анализ, сделанный еще до психоанализа и Фрейда, уже дает представление о глубинных механизмах, управляющих человеком и содержит в себе все, что потом будет развернуто в психоаналитических концепциях.

Начинается история нигилизма с эпохи Ветхого Завета и христианства,  и проходит шесть этапов, на каждом из которых напряжение между силами активными и реактивными возрастает, но  на каждом этапе отрицание преобладает над утверждением, пока нигилизм не доходит до последней точки и не стремится к саморазрушению, отрицая отрицание.

Только дойдя до последней точки, нигилизм, наконец, изживает сам себя изнутри и готов к утверждению. Эпоха перемен и преобразований наступает не раньше этого момента, до которого нигилизм должен  дойти естественным путем. Мне думается, в том числе и по собственному опыту, что путь нигилизма  проходят все люди, правда, не всегда доходят до последней точки, до той, где начинается Преобразование и Преображение.

(Окончание здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged философия жизни, философы. Bookmark the permalink.

7 Responses to Фридрих Ницше: Философия

  1. Сократ был первым философом, который поставил проблему идеального, которое стало мерилом земного. Речь идет не об истории философии, а о том, что сделал с философией Сократ и как она повлияла на дальнейшее развитие философии. Что тут непонятного, я не знаю. Предыдущие философы, о которых Вы упоминаете, никогда этой проблемы не ставили.

  2. yuriyapril says:

    А Демокрит, гераклит, Зенон… они не принадлежат истории фолософии?
    А на вопросы вообще ничего не сказано! Не увиливайте пожалуйста…

  3. Сократ не оставил своих трудов. Его философия известна, в основном, по Платону, хотя есть и другие источники. Сократ считается первым философом в том понимании как оно утвердилось в истории. И он первым ввел иделистические категории нравственности (Добро, Красота, Благо и т.д.) и разделил мир на земной и высший, против чего и выступал Ницше. Сокат был рационалистом и считал, что мир и человека можно исправить культурой и знанием.

  4. yuriyapril says:

    Тина, вне критики — только священные коровы…, без критики нет развития…, ничто не может застыть…, 2-й закон термодинамики работает всегда…

  5. yuriyapril says:

    но отрицать то, что Платон (а значит и Сократ) удвоил мир, придав двойнику статус идеального, лишенного жизненной земной силы, вряд ли стоит отрицать.
    __________________________________________________________________

    в этой фразе, вообще ничего не понял…статус, двойник…идеальное, жизненная сила?

    тут по -подробнее…, на чем это основано…, нужно утверждение (Сократа ?), в крайнем случае Платона…, но не позднейших философских интерпретаторов?

  6. Сократ не оставил своих трудов, его мы представляем по Платону, но отрицать то, что Платон (а значит и Сократ) удвоил мир, придав двойнику статус идеального, лишенного жизненной земной силы, вряд ли стоит отрицать. Ницше выступал как раз против всякого уничижения земной жизни, жизнь сама по себе священна и не требует для этого никакого другого мира. Здесь и сейчас, как у Спинозы и потом — у Бонхёффера. И хотя я сама пребывала и сейчас пребываю в множественных иллюзиях (идеалистка, так воспитана), но Ницше — у меня, по крайней мере — вне критики. Я им наслаждаюсь и восхищаюсь.

  7. yuriyapril says:

    мысль без песни — изреченье!
    С песней речь соединить —
    не мое ли назначенье?
    _________________________________ очень!!!

    Переводы из Киплинга… — прелесть…, раб — всегда раб…, исключая тот случай, если он прежде был господином, свободным человеком !
    ___________________________________
    Чтобы слабому и посредственному возвыситься над сильным и выдающимся, надо его либо уничтожить, либо унизить. За примерами ходить далеко не надо: весь семидесятилетний период советской истории полон такими примерами, да и сегодняшняя история — ей не уступает
    _________________ Архи верно!!!

    А с Сократом…, здесь следует разобраться., моя интуиция говорит…, что — то противоречит моему внутреннему ощущению…, и потом, что мы действительно знаем о Сократе и его т.н. учении…?
    Платон — «Апология Сократа» еще какие — то отрывки…, догадки, домыслы…, как в этом разобраться? Одно я знаю точно, что среди древне — греческих филофофов, он — Сократ, первым переключил внимание с внешнего мира и общих вопросов мироздания на собственно человека, его мир…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *