Гадания на Хэллоуин от Бернса. Окончание

vesielyj_halloween5(Начало здесь) Гадания на Хэллоуин в пересказе Роберта Бернса продолжаются и четвертым в его списке значится гадание на синем клубке ниток. Согласно инструкции поэта в полной темноте и в одиночку девушка должна пробраться к печи и бросить свой клубок в сушильную печь. Потом - взять  кончик нитки клубка и начать ее вытягивают, сматывая новый клубок. Если нить зацепится за что-нибудь, спросить: «Кто держит?» Печь назовет имя суженого. 

XI
Но Мерран села у огня
С мечтой об Эндрю Белле,
Ей надоела их возня
И шутки надоели.
Она сквозь двор бредет в ночи
Туда, где мрак глубок,
Бросает в черный зев печи
Голубенький клубок,
Дрожа, -  в ту ночь.

XII
Пока мотала, пот прошиб,
Но устали не знала,
Нить, зацепившись за изгиб,
О, Боже! Как дрожала!
Быть может, это дьявол был?
Или конец бревна?
А, может, это Эндрю Белл?
Стремглав бежит она
Прочь - в эту ночь.

vesielyj_halloween19

Пятое гадание на Хэллоуин - со свечой и яблоком. Девушка в одиночестве берет свечу, подходит с ней к зеркалу и съедает перед ним в полном молчании яблоко. Из-за плеча должен появиться лик суженого.

XIII
«Пойдем, бабуля, я прошу», -
Взывала Дженни-крошка, -
«Я это яблоко вкушу,
Пред зеркалом немножко».
Старуха, трубку раскурив,
Была во гневе злой,
Свой новый фартук пропалив
Горящею золой
Насквозь - в ту ночь.

vesielyj_halloween20

Шестое гадание связано с посевом поля. В одиночестве надо прокрасться на поле и посеять конопляное семя, затем поле боронят и приговаривают: «Семя конопляное, сею я тебя, семя конопляное, сею я тебя. Любовь моя верная, борони за мной»Потом надо оглянуться через левое плечо и тогда увидишь особу, собирающую твое семя. Можно ограничиться словами: "Иди за мной, покажи себя" и тогда появляется девушка или мужчина. Можно опускать и боронение, но при этом говорить: "Иди за мной и борони".

XVI
«Наш лучший жнец был Роб Мак Грин,
Он  смелым был вначале,
И от него родился сын
У Эппи в Ахмакалле.
Засеять поле коноплей
Он дерзко похвалялся,
Но много дней был сам не свой -
Так сильно испугался
Он в эту ночь».

XVII
Поднялся спорщик Джеми Флек,
Сказав, как на духу:
«Засею конопли мешок,
Не верю в чепуху!»
Старик тогда достал мешок,
Отсыпал горсть ему,
Затем сказал: «Иди, дружок!»
И проводил во тьму,
Посеять в ночь.

vesielyj_halloween26

XVIII
Маршировал он сквозь стерню,
Как на смертельный бой,
И грабли, словно борону,
Тащил он за собой.
Он бормотать не устает:
«Я сею коноплю!
И пусть та девушка придет,
Которую люблю,
Скорей, -  в ту ночь!"

XIX
Он марши бравые свистал,
Взбодриться на минутку,
Но каждый волос дыбом встал -
Так было ему жутко.
Но он услышал скрип еще,
какой-то стон и хрюк,
Он поглядел через плечо -
И повалился вдруг,
Без чувств - в ту ночь.

XX
Он так орал, как будто ад
Терзал его в тот час,
Собрался тут и стар и млад,
Его послушать сказ.
Он утверждал: «У шалаша
Видал горбунью с клюшкой…
Но вдруг меж нами не спеша
Просеменила хрюшка
И скрылась - в ночь».

vesielyj_halloween2

Седьмое гадание на Хэллоуин  тоже совершается в полном одиночестве и так, чтобы никто тебя не заметил. Нужно войти в амбар, оставить двери амбара открытыми, а лучше вообще их снять, чтобы вызываемый дух не закрыл их и не причинил вред. Затем берут сито и совершают движения, аналогичные просеиванию зерна. Действие повторяют трижды. И тогда через весь амбар должно пройти привидение, похожее на суженого (суженую), в том одеянии, которое будет соответствовать ее (его) общественному положению.

XXI
К амбару Мэг спешит скорей,
Минуя все кусты,
Ведь предстоит просеять ей
Три сита пустоты.
Орехов спелых две горсти,
Румяных яблок пару -
Ей пастушку пришлось нести
За стражу у амбара
В глухую ночь.

XXII
Она, ключом открыв запор,
Ступила на порог,
И Сане прокричав на двор,
Чтоб бдительней стерег.
Взбежала крыса по стене.
Вот страх! Помилуй, Бог!
Мэг по канавам, как во сне,
Пустилась со всех ног,
Молясь, -  в ту ночь.

vesielyj_halloween23

Восьмое гадание – обнимание ячменного снопа: нужно пробраться к нему незаметно и трижды обнять.  На третий раз почувствуешь фигуру суженой.

XXIII
А Вилл отправился искать
Вторую половину.
Сумел он трижды стог обнять,
Нашел - лишь хворостину.
На старый дуб наткнулся Вилл,
Что был черней карги,
И, разозлившись, он разбил
До крови кулаки -
В лихую ночь.

vesielyj_halloween25

Девятое гадание можно проводить в одиночку или с друзьями. Надо выйти к ручью, бегущему на юг в сторону владений трех лордов,  и опустить в него левый рука. Потом лечь спать у разведенного очага, перед которым положить сушиться вымоченный в воде рукав. Не спать, а в полночь каждому должен явиться лик того, на кого гадали. Затем надо перевернуть рукав и сушить другую сторону.

XXIV
А с Лизи, шустрою вдовой,
Игривой, как котенок,
В ту ночку случай был такой
Средь зарослей сплетённых,
Где меж кустов и диких трав
Она брела сквозь хмель,
Чтоб левый омочить рукав
В ручье у трех земель,
Склонившись, -  в ночь.

****

XXVI
Среди густого орляка
Меж нею и луной,
Быть может чёрта иль телка
Раздался жуткий вой.
Сердечко Лизи высоко
От страха подскочило,
Она вдруг в омут глубоко,
Споткнувшись, угодила -
В шальную ночь.

vesielyj_halloween13

Наконец, десятое гадание. Надо взять три плошки. Одну оставить пустой, во вторую налить чистую воду, в третью – грязную. Тому, кто гадает, завязывают глаза и подводят к очагу, у которого стоят плошки. Гадающий опускает в одну из плошек левую руку (иногда правую). Если рука попала в чистую воду, то невеста (жених) будет до свадьбы непорочной, если в грязную - будет вдовой (вдовцом), если рука попадет в пустую чашку, свадьбы не будет вообще. Гадание повторяется трижды, а плошки каждый раз меняют местами.

XXVII
Стоят рядком у очага
Три плошки деревянных,
Их каждый раз судьбы рука
Перемещает рьяно.
Лелеял старый Джон мечту
О браке с давних пор,
Но трижды выбрал пустоту:
Все три - летят в костер
С проклятьем - в ночь.

vesielyj_halloween21

И завершается эта мистическая ночь гаданий и предсказаний, ужаса и страха, веселья и смеха праздничной трапезой, на которой обязательно должен быть овсяный пудинг с маслом.

XXVIII
Веселый гомон, шум и смех,
И шуткам нет предела,
И песня, общая для всех,
Над сборищем летела.
Душистый пудинга горшок
Встречали с вдохновеньем,
Затем, махнув на посошок,
Расстались с сожаленьем,
Галдя всю ночь.

vesielyj_halloween27

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Любимые писатели и поэты, народные праздники. Bookmark the permalink.

9 Responses to Гадания на Хэллоуин от Бернса. Окончание

  1. Вот потихоньку и об Армении кое-что узнаю с Вашей помощью. Спасибо за просвещение и новые имена. А здесь еще и Византия, историю которой когда-то знали многие, а теперь — тоже все покрыто мраком.

  2. nadilel says:

    Мкртич и есть Креститель, мкртель — крестить, а мкртвель — креститься …:)
    У нас много мудрецов и история весьма интересна, в двух словах не скажешь. Есть такой философ Давид Ангхахт ( специально выбрала, чтоб не выговорили ;))))) Ангхахт означает — непобедимый, в философских спорах 5-го века был непобедим, как в Византии, так и в Армении…

  3. Когда искала стихи Мкртича Нагаша, нашла еще такую же по сложности произношения фамилию армянского поэта КОНСТАНТИНА ЕРЗНКАЦИ. Как произнести бегло подряд пять согласных — ума не приложу. Попробовала, язык сопротивляется со страшной силой. А вот это совсем ново: «Ованес Мкртич — это Иоанн Креститель». Значит, Ованес — это Иван, Иоанн? Если вдуматься, то, конечно, О-ванес. А как переводится Мкртич? Очень красивый перевод. Не знаю, насколько точен, но красиво. Я нашла еще одно стихотворение Нагаша «О жадности». Понравилось, что каждые две строчки заканчиваются одним и теми словами:
    ………………..
    Все, все — и драка, и тоска, и зависть, и ночной разбой,
    Проделки шайки воровской,— все из-за жадности людской.

    Клятвопреступники, лжецы, кричащие наперебой,
    От веры отошли святой,— все из-за жадности людской.

    Один болтается в петле, другой сидит в тюрьме сырой,
    А те пропали с головой,— все из-за жадности людской,

    Цари садятся на коней, цари воюют меж собой,
    Гоня покорных на убой,— все из-за жадности людской.

    Чтоб увести народы в плен, проходят вихрем над страной,
    Ровняют города с землей — все из-за жадности людской.

    Один поднялся на отца, братоубийцей стал другой,
    У них святое под ногой,— все из-за жадности людской.

    В католикосы лезет всяк, кто в беззаконии герой,
    Пролез в епископы иной,— все из-за жадности людской.

    С епископом развратник пьет — и властью наделен мирской
    За мзду монетой золотой,— все из-за жадности людской.

    Архимандритов новых рой во всем плетется за толпой,
    В прилавок превратив налой,— все из-за жадности людской.

    Монахи, бросив монастырь, по селам шляются толпой:
    Забудь молитвы! Песни пой,— все из-за жадности людской,

    А иереи — за дубье! Тот — с окровавленной щекой,
    А тот — с припухнувшей губой,— все из-за жадности людской.
    …………………………
    Священников стороной не обошел, хотя сам был родом из священнической семьи и образование получил в монастыре.

  4. nadilel says:

    Еще какая норма, если у нас есть фамилия Мкртичян :)
    Ованес Мкртич , это Иоанн Креститель.
    Для пущего проникновения один пример еще: Мкртич Нагаш, армянский поэт, художник, церковный и общественный деятель, рожд. около 1394
    Суета мира
    О братья, в мире все дела — сон и обман!
    Где господа, князья, цари, султан и хан?
    Строй крепость, город, иль дворец, иль бранный стан —
    Все ж будет под землей приют навеки дан.

    Разумен будь, Нагаш, презри грехов дурман,
    Не верь, что сбережешь добро: оно — туман;
    Стрелами полный, смерть для всех несет колчан,
    Всем будет под землей приют навеки дан

  5. Так интересно читать Ваши смешные комментарии типа этого

    «…младенец Иисус, который по нашему родился 6 января, за сорок дней выжил и предстал на учет, и вот два тысячелетия все дружно поют осанну…». Когда прочитала слово «Сретение», то сразу в уме возник христианский праздник, который отмечается 15 февраля.

    «…но этого оказалось недостаточно новой партии и решили они узаконить самую зверскую голодовку, благо за зиму все съедено, так что голодать надо по умолчанию, а если у кого что и осталось пожевать — несите в наши закрома, мы потом, кто после голодомора выжил — раздадим…;)». Это Вы про Великий Пост. Да, это тяжелое время, я в это время просто болею, от зимы не могу отойти, а тут еще весенний авитаминоз и прочее. Поэтому прекращаю вести блог, и затихаю как мышка. Переживаю это «плохое» время. А если останусь жива после Пасхи, то вроде и пронесло!

    Спасибо за здоровый юмор и за разъяснение пр Трндез. Четыре согласных звука подряд мне трудно выговорить. В русском такое редко встречается. А в армянском — это норма?

  6. nadilel says:

    Трндез, или Тиарн энд арач , или по понятливей — Сретение..:)
    Но если покопаться глубже, а мы это дело любим, то все станет на свои места — 13 февраля, важное время Природы… у японцев — новый год ( смотрят сны, которые в это время вещие, а у американских индейцев — чинук веет, а у россиян — масленица, а у армян — трндез, когда костры жгут, прыгают через них, гадают, вкусности готовят, чтобы до весны дожить, потому как зиму пережили, а тут первое дыхание весны чувствуется :)
    Но пришла в Веру новая партия, а новая метла по новому метет и праздник стал христианским Тиарн энд арач, это младенец Иисус, который по нашему родился 6 января, за сорок дней выжил и предстал на учет, и вот два тысячелетия все дружно поют осанну Господь с нами, но этого оказалось недостаточно новой партии и решили они узаконить самую зверскую голодовку, благо за зиму все съедено, так что голодать надо по умолчанию, а если у кого что и осталось пожевать — несите в наши закрома, мы потом, кто после голодомора выжил — раздадим…;) Эх, Тина, понесли мои кони опять не в ту степь…;))))))))))

  7. Трендез — это что? Армянский праздник? Разъясните, пжл.
    _________________________________________________________
    «иногда чувствую себя Кассандрой 😉 )))))»!!!! Когда-то в институте мы с мужем пытались проделывать такую штуку со слушателями: пытались через внешний вид и речь человека через рассуждения предсказать, что его ждет. Вы знаете, отбоя не было от желающих узнать. Выстраивалась очередь. Решили прекратить эти эксперименты.

  8. флора файт says:

    Благодарю, Тина!

  9. nadilel says:

    Вспомнила наше традиционное гадание на трендез в феврале. Бабушки делают маленькие лепешки, типа мацы, на муке и воде, но соленные достаточно, девушки кладут под подушку, а когда ложатся спать — съедают, а во сне кто воды подаст — тот и суженный… и работает таки ;)))))
    Я в молодости очень увлекалась астрологией, хиромантией, гаданием и всякой мурой, даже карты таро сама сделала, потом желающих узнать о себе побольше стало так много, что я испугалась, верили ведь, и я как отрезала, карты выкинула, гадать перестала и все благополучно забыла, и другим того же пожелала, но осадок остался — иногда чувствую себя Кассандрой ;))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *