Вопросы гигиены, связанные с «грязным делом», не так часто обсуждаются. Наверное, из-за деликатности темы, хотя здесь много любопытного, особенно для дизайнеров, эстетов и любителей красоты, которая в грязном деле во многом компенсировала его не эстетичность, хотя все, что естественно, не безобразно.
После поста о
Как свидетельствует история, это произошло не из эстетической любви к ароматам утонченных французов, а из-за невозможности дышать миазмами, наполнявшими улицы Парижа, и из-за запрета мыться в бане, введенном в шестнадцатом веке английским королем Генрихом VIII, потом распространившимся во Франции.
Отсутствие канализации вынуждало избавляться от скапливавшихся нечистот, выбрасывая их на улицу. Патрик Зюскинд, автор знаменитого «Парфюмера», не погрешил против истины, описывая Париж эпохи Просвещения с его смрадными запахами, исходящими не только от уличных стоков, но и от грязных, годами не мывшихся в бане, людей.
«Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным помётом, кухни — порченым углём и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни — жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щёлочью, из боен воняла свернувшаяся кровь.
Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов — луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял, как и священник, ученик ремесленника — как жена мастера, воняло всё дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».
Естественно, что популярность парфюмеров тогда не была случайной и их продукция пользовалась огромным спросом. И виной тому было отнюдь не христианство, которое, якобы, запрещало мыться в бане, где обнажается тело, а …медицина. В начале XVI века в Европе существовала гипотеза, что болезни вызываются миазмами, исходящими от земли. Они проникают в поры человека и вызывают заражение, особенно у тех, кто ослаблен.
Баня и вообще мытье, расширяя поры, расслабляют человека, облегчая миазмам путь внутрь организма. И даже Эразм Роттердамский, насмешник и враг всякой глупости, утверждал, что нет ничего более опасного, чем открывать себя воздействию жара и пара, как это происходит в бане, тем более, что среди посетителей много больных сифилисом и не только им.
И далее констатирует (это 1526 г.), что еще четверть века баня была модным заведением, а сейчас все держатся от нее подальше. Впрочем, это не единственный случай, когда медицина хотела оградить людей от инфекций, влияя на образ жизни и обычаи.
Так, например, в католической церкви отказались от причащения из одной святой чаши одной лжицей, как это принято в православном храме, посчитав, что это является источником заражения и распространения инфекции. И причастие прихожан ограничили раздачей облаток.
Да и у нас прихожане-медики, впервые попадающие в храм, с ужасом наблюдают, как все причащаются из одной и той же лжицы и из одной чаши. Чтобы преодолеть отвращение к столь "не гигиеничному" Таинству, им приходится переступать через себя и отступать от правил гигиены: мыть посуду после больного и руки перед осмотром. И не все решаются на этот «подвиг» преодоления своей брезгливости. Знаю таких лично.
Но вернемся к тем временам. В общем-то меня интересует даже не причина, а то, во что вылилась естественная потребность уйти от неприятных запахов и облагородить неблагородное. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Теперь Париж - общепризнанная столица парфюма, а то, что она изобрела в области туалета, вообще достойно восхищения.
Начнем с простого. Великосветская дама в дроге не могла себе позволить справлять нужду прямо на улице, как это делали простые крестьянки. Мужчины, правда, могли, но часто тоже пользовались переносными писсуарами, порой, самых причудливых форм. Глядя на них не всегда поймешь, для каких целей создавались эти причудливые стеклянные «вазы».
Переносные утки в Европе изобретены давно и пользовались большой популярностью. Там вообще совершенно иное отношение к естественным нуждам, сильно отличающее ее от России, где совсем недавно даже просто сказать «Я пошла в туалет» было стыдно.
А там дама, даже находясь в обществе, могла незаметно для всех справить малую нужду, подставив под широкую юбку писсуар (бурдалу). Это было не зазорным делать даже на долгой церковной службе или на балах. Идя в такие места, дама клала бурдалу в специальную муфту, которую несла служанка.
Женские писсуары делались самых разных форм, но всегда с учетом женского строения. Особенно популярны переносные писсуары были в Италии, где стеклодувы делали их разными по форме, дизайну и эстетике. Были семейные наборы писсуаров: мужская утка и женская бурдалу.
В спальнях ночные горшки устанавливалась в специальной мебели или ступеньках. Горшки были разными: в бедных семьях – оловянные, железные, в богатых - фарфоровые и даже серебряные, с рисунком или без. Были ночные вазы, на дне которых изображался портрет ненавистной владельцу горшка персоны. В XIX веке ею часто был Наполеон.
А во времена, когда Америка была английской колонией, на дне ночных горшков изображались английские короли. Были популярны горшки с различными шутливыми стихами, пожеланиями или просто глазом, который все видит, но никому ничего не скажет.
Горшки встраивали в кресла, в троны, в прикроватные ступеньки, в больших хоромах и дворцах - в комодах кабинетов, в лесенках и столбах библиотек. Это была с виду обычая мебель, но с ящиками, которые легко открывались и в мгновение ока перед глазами появлялся готовый туалетный набор: кувшин с водой, тазик, горшок и даже биде.
Ватерклозет был создан в 1738 и примерно тогда же вышел указ, который запрещал во Франции строить дома без уборных. Появились первые общественные туалеты. Началась новая эра гигиены – уже с унитазами. Здесь инженерная мысль постоянно искала и усовершенствовала новое изобретение, делая его все более удобным и эстетичным.
В девятнадцатом веке слесарь из небольшой британской деревни сделал унитаз современного образца с изогнутой трубой, чтобы вода препятствовала проникновению запаха в помещение. Так в Европе проблема с запахами и нечистотами была решена окончательно, хотя начиналась она очень печально.
Словом, европейская традиция, в отличие от русской, совсем другая, она пошла по пути эстетизации грязного дела: если уж от него невозможно избавиться, то следует максимально облагородить и сделать удобным во всех обстоятельствах.
В России до сих пор дела с туалетами обстоят далеко не так эстетично, как в проклинаемой ныне Европе, а корни этого - в разных традициях и в разном отношении к грязному делу.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Религия и менструация
- Как остановить кровотечение
- Медики шутят
- С праздником 7 ноября
- Антон Чехов о медицине и здоровье
- Контрацепция и религия
- О наболевшем
- Спешивший делать добро
- Случай из жизни: детская нога
- Дикое поле
Спасибо, Татьяна, хотя не всем, судя по комментариям, тема понравилась.
Интересная история! А современные туалеты у нас платные… Вот в Америке, я помню, с этим «грязным делом» проблем нет: в любом магазине или кафе, ресторане можно справить нужду, а если какое-то мероприятие в парке или на площади, то привозят и ставят био-туалеты в огромном количестве, чтобы никаких очередей не было. Это мы заметили сразу, понравилось. Спасибо, Тина, за тему.
в парках были — клоаки, а не туалеты…
В России это было грязным делом и отношение к нему было соответствующим. Что тут обсуждать?
«…европейская традиция, в отличие от русской, совсем другая, она пошла по пути эстетизации грязного дела: если уж от него невозможно избавиться, то следует максимально облагородить и сделать удобным во всех обстоятельствах.» А русская традиция, все-таки, какая? Делать вид, что нам ничего не надо (в смысле, что туалетов днем с огнем иногда не сыщешь)? Что в СССР не только секса нет, но никто не писает и не какает?
Не поняла комментарий. Поясните, пжл.
Про больницы никто не написал, вот где проблемы.
С подругой ходили гулять в те парки, где туалеты были.
Юра, терпимо. А куда деваться! Согласна, что у нас одно название капитализм, но и социализмом это не назовешь. Я многого не принимаю в нашей жизни, как впрочем не принимала и того, что было в Союзе. Но прошло время и постепенно происходит переоценка ценностей. Сейчас, например, все решает кошелек. Про связи молчу, потому что и тогда они были ценностью. Мафия у власти — это самое страшное и в этом смысле, конечно, разницы нет, что у нас, что на Украине. Только у нас м.б. больше ресурсов, чем в других республиках и потому живем мы на их фоне лучше. Правда, не могу сказать за все республики. Говорят, например, что неплохо живется в Прибалтике и Белоруссии, в Туркменистане, Казахстане. Но это — по разговорам, а как там на самом деле — кто его знает.
Для меня совершенно терпимо…, все зависит от меня, и я лично могу достигнуть тех успехов, на сколько мне хватает : таланта, энергии, трудолюбия, заинтересованности в любом деле, меня никто не ограничивает, кроме собственной лени…, конечно, кроме капитализма в России, Украине и др. постсоветских пространств, поскольку его там — нет!
Грязное дело!!!
ну и как он ( капитализм ) вам…?
Помню эти времена. Помню как в СССР во всем городе невозможно было найти ни одного туалета, а в кафе невозможно было пройти в туалет. Впервые увидела совсем другое отношение к этому делу во Франции. Там так же, как и в США: в туалет совершенно бесплатно можно спокойно пройти в любое кафе, в любой ресторан. Помню еще другой случай, тоже во Франции. Едем мы по пустынной дороге, рядом небольшой лесок. Водитель — крутой французский начальник — везет нас на очередную официальную встречу. Вдруг он останавливает машину и тут же, рядом с машиной, справляет малую нужду. И не моргнув глазом, сел и поехал дальше. Тогда для нас это было не то что шоком, а чем-то совершенно новым, не таким как у нас, когда слово туалет было чем-то непристойным, грязным заведением и отношение к нему — тоже такое же. Брезгливое. Вспоминается и другой случай. Ехали в Монпелье и вся группа как-то начала нервничать: хотели в туалет, сказать стеснялись, а поблизости туалетов не наблюдалось. Тогда наш куратор Жак становил автобус в каком-то небольшом городке и сказал: «Видите кафе, идите туда, если кому-то хочется». Зашли, никто нас не шугал, никто не останавливал. Мы сделали свои дела и вышли так же спокойно. А у нас до сих пор туалеты в магазине платные, правда, не во всех, но вот в одном из самых престижных — плата и тетенька сидит у дверей. Когда началась перестройка многие делали на туалетах свой первоначальный капитал. Туалеты появились, но все — платные. Это тоже было новшеством, не самым приятным. Так в России начинался капитализм.
Спасибо!
Спасибо! Очень интересная статья, как и все предыдущие. Так держать!
Порадовали, Тина…, хотя многое было мне известно…
Мне вспоминается решение вопроса с туалетами в ссср, кажется вы можете разработать отдельную тему — это была трагедия!!!!
Сейчас в Америке…, очень правильно решена проблема, любой магазин, кафе… нет проблем и бесплатно…, а я помню как в Одессе, уже после перестройки, бабушка на входе в платный туалет выдавала бумагу !!!!!!!!!!!!!!!! Это что — то !!!!!!!!!!!