Иисусова молитва

sviatogorec1Иисусова молитва отозвалась во мне неожиданно, как давно забытое под коркой суеты, соблазнов и неосуществленной мечты о Фаворском свете.

Великий пост, воспоминание о святителе Григории Паламе и его учении, фактически спасшем православие от поглощения его католичеством.

Но в храме на службе очень скромно упоминается это светлое имя, а о значении его учения и вовсе почти ничего. После службы иду на занятие воскресной школы, радуясь, что есть пространство для беседы, что смогу поделиться не только тем, кто такой Палама и его значение в православии, но и своими личными впечатлениями от знакомства с этим именем, с молитвой Иисусовой и Нетварном  Свете.

Иду, переполненная знаниями, мыслями, книгами, написанными величайшими подвижниками православия о тайне Иисусовой молитвы и истории борьбы за нее: Никодим Святогорец, Николай Кавасила, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Нил Сорский, Иоанн Кронштадтский, Иоанн Мейендорф, Киприан Керн, Владимир Лосский …

И… наталкиваюсь на сопротивление, сопротивление  по существу. Нет, не на отторжение Иисусовой (никто открыто ее не отрицает), сопротивление практике, изложенной в «Откровенных рассказах странника», которые для меня были когда-то не только литературным наслаждением, но и знакомством с поразительным опытом творения этой мистической молитвы.

sviatogorec6Оправдывалось это, как ни странно, ссылкой на Игнатия Брянчанинова, точнее - на предисловие к известной книге "Беседа старца с учеником о молитве Иисусовой", критиковавшего «Странника» и то, как в ней изложена молитвенная практика творения Иисусовой. На самом деле то было скорее самооправданием собственного бесплодного опыта, откладыванием самого важного на потом.

О трудах самого Григория Паламы вообще мало кто слышал, тем более их читал. И, в который уже раз, удивляет глухота, отсутствие привычки и необходимости углубляться в богословие, в суть православного учения «воцерковленных», то, что больше всего поразило еще тогда, когда стала только-только посещать  храм.

«А может быть это естественно?» - все чаще оправдываю и я их. Богословие отталкивает языком, непонятностью, отдаленностью от жизни и практикующих молитву и свою веру как могут: молитвой, постом и посещением храма. Они восполняют богословие благочестием и безумным суеверием:

что кормление голубей приносит облегчение усопшим (потому что «голуби вымаливают даже самоубийц»), что России грозят евреи с их тайными планами порабощения русских, что запад растлевает души, что ИНН, новые паспорта с чипами, страховые полисы - печать Антихриста...

Что это? Мало популярных и миссионерских книг, которые могли бы перевести богословские научные истины на понятный и доступный каждому верующему язык? Раскол по существу между мирянами, монашестующими и богословами? Раскол настолько глубокий, что эти миры живут каждый своей жизнью, не пересекающимися в реальности? Или что в миссионерстве нуждаются прежде всего прихожане, как это ни странно звучит?

sviatogorec5

Поэтому к своему удивлению обнаружила довольно редкую сегодня книгу, подобную «Откровенным рассказам странника», которая, на мой взгляд, хотя и уступает  литературным достоинством «Рассказам», с лихвой компенсируемое доступностью простым людям и верующим.

И даже малообразованные один за другим говорят о книге «Святогорец» инока Всеволода (Филипьева), ищут несуществующую старинную икону «Дарование молитвы», которая является действующим лицом наравне с живыми героями повести-притчи и даже есть в книге рисунок иконы, которого  нет ее в числе иллюстраций, выложенных в Интернете.

Потому что это известная старинная икона «Одигитрия», названная "Дарование молитвы", в которой на благословляющей руке Младенца есть четки, как символ Иисусовой молитвы. Весь Интернет прокачала в поисках несуществующей иконы «Дарование молитвы», пока не поняла, что такой иконы на самом деле не существует.

sviatogorec

Икона "Одигитрия" в окладе. Афон

Но есть повесть-притча, подобная «Откровенным рассказам странника», которая снова возбуждает интерес к молитве Иисусовой,  дающая надежду и простым мирянам о возможности ее творения, хотя существует совет Игнатия Брянчанинова  и Паисия Величковского приступать к сей молитве с большой осторожностью.

Но пойдет ли этот интерес дальше – к практике и богословию?  У кого-то пойдет, но большинство, наверное,  останутся на месте, как те, которые купили "Святогорца", потому что вокруг книги много разговоров, но почему-то ее не читающие. Но может быть это и хорошо? Меньше будет ошибок и иллюзий относительно легкости творения Иисусовой?

sviatogorec4

Но есть несколько отрывков из новой книги, в которой многие узнают и себя:

«На велосипедном колесе спицы не могут соприкоснуться друг с другом на внешнем ободе, а соединяются только в центре. Так и в жизни. Сколько бы люди ни стремились  друг к другу, между ними всегда остается расстояние. Встретиться они могут только по мере своего приближения  «к центру колеса», то есть к Богу».

«Современный мир ничем не удивишь. Только одним – бескорыстной любовью, искренним состраданием, непрестанной молитвой, сияющей чистотой. Вот тогда люди поверят».

«Мечтали когда-то о молитве Иисусовой, да давно уже расстались с такими мечтами. Посмотришь на четки, а взять их не получается – руки заняты мобильным телефоном, или рулем автомобиля… Помыслы двоятся: думаешь, что постоянно общаясь с людьми, занимаешься миссионерством, с другой стороны, наблюдая себя, видишь, что с годами откатываешься куда-то назад…»

Так и я…

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Мысли вслух and tagged богословие, икона, Книжные новинки, православное богослужение. Bookmark the permalink.

15 Responses to Иисусова молитва

  1. Да, в данном случае я не согласна с А.И. Осиповым, как и Вы, хотя по большинству вопросов с ним соглашаюсь. Но в данном случае — нет. Я очень люблю «Откровенные рассказы странника» и считаю ее чрезвычайно полезной. Амвросий Оптинский и Феофан Затворник жили монашеской жизнью и, мне кажется, больше имели право высказываться по поводу Иисусовой молитвы, хотя бы потому что это — монашеское делание, в первую очередь, а миряне могут ее осваивать по собственному желанию, хотя тот же старец Паисий Величковский предупреждал об опасности этой молитвы для миран.

  2. Вадим says:

    Оптинские старцы всем новоначальным давали книгу Откровенные рассказы страника духовному своему отцу чтобы учились молитве, более того Амвросий оптинский даже дописал последние главы, а феофан затворник отредактировал ее. А осипов к сожалению ошибается и по поводу этой книги и вообще у него много ошибок, но чтобы их увидеть много надо читать святых отцов и сравнивать с учением оипова и тогда явно удет видно!

  3. Спасибо, Алексей. Я люблю слушать лекции А.И.Осипова. С чем-то можно не соглашаться, как, например, с его мнением об Иисусовой молитве, но многие вещи он говорит верно. По крайней мере, мне так кажется. М.б. кто-то с этим не согласится. И в этом не вижу большого греха. Главное, чтобы человек искал свой путь, больше читал и слушал, чтобы понимать, где зерна, а где — плевелы.

  4. Алексей says:

    Рад Тина, что вы не оставляете книгу «откровенные рассказы странника», читайте её. Сам временами перечитываю и поражаюсь её мудрости и простоте языка, когда о великих вещах написано просто.

    И Иисусову молитву читайте, не смотрите на большинство, которые пренебрегают молитвой (но не осуждайте их), а молитвы держитесь.

    Очень прискорбно, что у А. Осипова был наставник игумен Никон (Воробьев), но сам А.И. пошёл другой дорогой.

    Он пишет, ссылась на святителя Феофана Затворника, что в одном письме святитель пишет, что в книгу странника не смотрите, она изображает внешний чин для вас непригодный. Обратите внимание, что святитель писал конкретному человеку, что лично для него непригодны те приёмы, которые применял странник (художественное творение Иисусовой молитвы умом в сердце). А Алексей Ильич распространил на всех данный совет и уничижил книгу странника.

    Но сам святитель Феофан написал, что учение о молитве в «страннике» изложено верно. (о чём было написано в одной из книг странника, изданной за 1991 г.) (если вам будет интересно напишите на мой эл. адрес и вам вышлю эл.книгу «странника» за 1991.

    Любопытство, которое привело странника к молитве Иисусовой нужно правильно понимать и более считать гласом Божиим, ибо множество святых услышав в храме какие-то поучения из Священного Писания прилагали это к своей жизни. ТАК БЫЛ ПРИЗВАН ПРЕПОДОБНЫЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ (о чём можно прочитать в его житии)

    Ошибки в книге А. Осипова значительны и более того он неопытен в молитве, из его слов это можно понять. Разбирать их времени слишком много уйдёт.

    Мир вам и не оставляйте Иисусову молитву.

  5. «А.И. Осипов раскритиковал книгу «Откровенные рассказы странника», назвав его опыт «прелестью», да ещё сказал, что его практика противоречит святителю Игнатию, хотя нигде в творениях святителя Игнатия о книге «рассказы странника» не упоминается.Тогда на чём основаны его рассуждения?»
    _____________________________________________________________________________________

    Да, это я почувствовала, когда в Воскресной школе говорила об Иисусовой молитве и на мена обрушилась такая агрессия за то, что я рекомендовала всем прочитать «ткровенные рассказы…» сл ссылкой на Осипова и И.Брянчанинова, что я даже опешила. Но вот после Вашего комментария взяла опять в руки книгу И.Б. «Беседа старца с учеником об Иисусовой молитве и поняла, откуда взялась эта агрессия. В предисловии к этой книге в пух и прах разбиваются все рассказы странника о его опыте обращения к молитве: и о том, что его к ней привело любопытство, а не стремление к покаянию, и о тех двенадцати тысячах, которые упоминаются в тексте, на что автор предисловия указывает, что если следовать рекомендациям И.Б. — 100 молитв за тридцать минут -, то нашему страннику для прочтения 12 000 потребовалось бы 60 часов. И все это со ссылками на труды святителя и его письма. Конечно, когда прочитаешь такое предисловие, то уже никакие «Откровенные рассказы…» не будут интересны, а будешь их воспринимать не более чем литературу и сказку. Но я, немотря ни на что, люблю «Откровенные рассказы…» и даже купила новое их издание, т.к. старое рассыпалось. Но я понимаю и тех, кто так агрессивно не принимает их, потому что они верят не себе и своему опыту, а кому-то: Осипову, автору предисловия, о котором упоминала, а Отцов церкви мало кто читает. Но сама я когда прочитала Паисия Великчковского об Иисусовой молитве и о тех соблазнах, которые возникают у мирян и у монашествующих, которые начинаю осваивать Иисусову, то тоже возникло опасение, стоит ли так активно ее пропагандировать, если молитва не так проста, как кажется. Тем более, что опытных в этом молитвенном делании вообще в округе не наблюдается. И каждый творит ее как может.

  6. Алексей says:

    «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» замечательная книга, которую читали не одно поколение православных христиан и будут читать и в будущем несомненно.
    Путь странника — особый. Благодать Божия вела его к древней практике исихазма непрестанной молитвы Иисусовой.
    Книга «откровенные рассказы странника» приоткрывает нам завесу молитвенного делания монахов. Молитву Иисусову читают и миряне, и священнослужители, но высшее её назначение в монашестве. Ибо для монаха — непрестанное моление именем Господа Иисуса Христа — обет, который он даёт при постриге.

    Понять книги, написанные благодатными Святыми Отцами в древности о практике молитвы Иисусовой можно только самому приобщиться к деланию Иисусовой молитвы.

    Мы — современные христиане удалились от христианской жизни, поэтому и с трудом понимаем учение Отцов.

    Никто на Страшном Суде Христове не оправдается словами незнания, не слышания Слова Божия, оскудением духовных наставников, церковными нестроениями, соблазнами среди христиан. Наше время, как предсказали древние — путь делания, растворенного смирением. Поэтому, когда мы видим сегодня современных богословов, которые «гремят» в мIре, то с большей уверенностью можно сказать, что они проповедуют ложь.

    А.И. Осипов раскритиковал книгу «Откровенные рассказы странника», назвав его опыт «прелестью», да ещё сказал, что его практика противоречит святителю Игнатию, хотя нигде в творениях святителя Игнатия о книге «рассказы странника» не упоминается.Тогда на чём основаны его рассуждения?. Решил, что невозможно в сутки прочитать 12000 Иисусовых молитв. Но это неверно в корне, и исходит не из практики.
    Послушник Николай (будущий старец Никон Оптинский исповедник) спросил своего старца Варсонофия, как он прочитывал за час 1000 Иисусовых молитв — это ведь невозможно. То старец Варсонофий ответил, сейчас невозможно, а потом увидишь. Поэтому Иисусова молитва это величайшая тайна, её постигают только смиренные делатели, которые смогут уразуметь великие писания древних Отцов.

    К молитве Иисусовой приступает немалое число людей. Но мы хотим раскрыть благодать, заключенную в молитве Иисусовой, но понести трудности на сем пути не можем и не хотим. А делание Иисусовой молитвы дело не одного дня, но многих годов и многого времени.

    Прочитайте писания, письма Оптинских старцев о молитве Иисусовой и приступайте, не откладывайте четки в сторону. Оложите руль, телефон.

  7. Спасибо, поищу обязательно. Я ее уже искала, полдня, но ничего не нашла. Попробую последовать Вашему совету — найти старца Рафаила (Берестова). Нашла и дальше? Вы мне дайте,пжл, адрес по которому вы нашли эту икону.

  8. Людмила says:

    Икона Дарование молитвы существует. Найдите в интернете старца Рафаила (Берестова) или название иконы, но вот её история под вопросом.

  9. Да, Тина, совершенно верно, я с большой пользой и интересом прочитала Вашу статью!

  10. Я думала, что меня многие уже и забыли, ведь перерыв был таким долгим, а в Интернете есть столько всего интересного. Спасибо, что остаетесь моим читателем.

  11. Лариса says:

    Как же рада опять читать Ваши статьи!!!

  12. Надеюсь, что с пользой для себя прочитали и посмотрели.

  13. Валдис, дело в том, что Иисусова молитва — это не та молитва, которую Вы имеете в виду («Отче наш…»), что дается в Евангелии от Матфея. Иисусова молитва — это краткое призывание имени Господа «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». Эта молитва практиковалась с давних времен монахами. И практика эта стала причиной паламитских споров 13-14 века. И сегодня к этой молитве следует подходить с осторожностью, о которой и говорит А.И.Осипов.

  14. valdis says:

    Здравствуйте, Тина!
    Мне было интересно прочитать ваш пост и читая его я думал, а что же такое Иисусова молитва? И на ум приходило Евангелие от Матфея шестая глава, где Иисус рассказывал о том, где надо молиться и как. Я потом прочитал в википедии, что под этим [Иисусовой молитвой] подразумевается другое…, но все равно для меня это странно. На видео после поста задается вопрос, есть ли правило для Иисусовой молитвы и как правильно ее творить? Я не понимаю, почему люди не ищут ответы в Евангелие, а спрашивают у других людей их мнение. Я не против обмена мнениями, но почему самому не прочитать Благую Весть, там все написано.
    И еще. Нужно всегда и за все людям говорить спасибо. А формирование слова спасибо, как известно — Спаси Бог!

  15. Ирина says:

    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *