Икона Радости

rogdestvobogorod6

Новгородская икона "Рождество Богородицы". XV век

Перед нами Новгородская икона конца 15 века «Рождество Пресвятой Богородицы». Икона выполнена в ярко-красных, золотистых и блистательно белых тонах.

Иконописец настраивает на радость, воодушевление и праздничное настроение. Икона лаконична, второстепенных деталей почти нет – только суть события.

Вся она сосредоточена на Божественном смысле праздника: радости вселенной от Рождества Богородицы, Той, Которая избавила род человеческий от проклятия смерти, Еву – от уз, и Адама – от клятвы. Рождество Девы Марии открыло людям врата Вечности.

Радость – смысловое слово праздника. В радости объединились земля и Небо: земля радуется, Небо веселится, ангелы и святые души славят Рождество Девы.

Богоотроковица, как лестница, утверждена на земле, глава же Ее достигает Неба.Она, как врата Господа, открывает людям двери рая; Она дарит им Жизнь Вечную, вводя Христа во Вселенную.

Радостный смысл праздника передается цветовой гаммой иконы. Икона царствует в симфонии радости и торжества. Белый, красный, золотой, синий – всё блистает и горит царственностью, Божественностью, Вечностью и Небом. Цвета усиливают друг друга, отражаясь один в другом, создавая оду радости. Красный цвет - преобладающий. Он и царственный и торжественный, праздничный и жертвенный одновременно.

Поздняя иконография праздника Рождества Пречистой обрастала все бОльшими и бОльшими сюжетными подробностями, уходя в повествовательную плоскость. Но на раннем изводе сюжету отводится минимальная роль, делая акцент на смыслообразующей цветовой гамме радости.

Событие Рождества Девы Марии происходит в доме, о чем говорит велум, ткань между крышами домов. Справа видны фигуры людей, подносящие рОженице дары, питие, еду и ограждающие Ее от насекомых. Вверху дома (справа) изображена небольшая фигурка - радостный муж, праведный Иоаким, наблюдающий за женой и только что родившейся дочерью.

Святая Анна как бы парит, возвышаясь на высоком пьедестале над всеми. Она родила уже в престарелом возрасте, прожив в супружестве 50 лет. Муж Анны – святой Иоаким - имел право, по еврейским законам, уйти от неплодной. Но они любили друг друга, жили мирно, праведно и в полном согласии.

Свою девочку они вымолили, дав обет: посвятить Рожденную Богу. Так же, как некогда Сарра, супруга Авраама, родила первенца уже в глубоко престарелом возрасте - в 90 лет, Анна родила почти в 80. Родила не по естественным законам, а по благодати.

На иконе обилие земных, житейских мелочей, делающих взирающих на икону причастными всемирной радости земли и Неба. Слева в углу идет подготовка купели для омовения младенца Марии - маленькой, запелёнатой в белое, фигурки. Богородица изображена одновременно сидящей на коленях (внизу слева) и возлежащей в колыбельке (внизу в центре). Ее защищают от насекомых опахалом (внизу справа).

Праведная Анна сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе. Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного - подчеркивает, что зачатие и рождество Пречистой исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.

Нетварный белый свет божественной энергии коснулся всего земного: одежды Анны, Иоакима, повитухи, помощников, помощниц, дароносительниц, стен, домов. Сама земля просвечивает белыми бликами. В песнопениях праздника поется, что Дева Мария воссияла как облако, осветив всех райским светом.

Над головами Анны и Иоакима – золотистые нимбы. Золотом светится верх иконы – Царство истины и правды, в котором происходит событие. Хитон Анны, умывальница, кувшин, колыбелька, стульчик повивальной бабки, ее рубашка, кайма ложи святой Анны и одежд всех фигур – все горит золотом, цветом цветов, равного которому нет.

Обилие красного – отличительная особенность новгородской школы. Красное – цвет веры, тепла, любви, царственности и жизнерадостности. К празднуемому событию этот цвет подходит как нельзя лучше. На иконе красного не меньше, чем золотого: красным горит покрывало святой Анны, Богородицы, повитухи.

Всё полно общей радости, возвещающей радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Родилась дверь Небесная, своим Рождеством освободившая Адама и Еву от тли смерти, родился дом Света, обновивший естество и мир, родилась Книга слова Жизни, разрушившая клятву и подарившая нам Жизнь вечную!

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Богородица, икона, православные праздники. Bookmark the permalink.

4 Responses to Икона Радости

  1. Спасибо, Любовь! Очень рада, что принесла Вам хорошее настроение и радость праздника!

  2. Любовь says:

    Спасибо БОЛЬШОЕ…читаю и радуюсь..!!!

  3. Михаил, Вы не представляете, какая это радость — знать, что то, что ты делаешь, кому-то интересно и приносит что-то новое. Поэтому каждый делает свое: я пишу, Вы читаете. И это нам обоим доставляет радость. А это — самое главное. Спасибо Вам огромное!

  4. Михаил says:

    Спасибо. Вся ваша информация для меня интересна и поучительна! Жаль,что не обладаю
    такими знаниями,чтобы делиться ею со всеми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *