Перед нами Новгородская икона конца 15 века «Рождество Пресвятой Богородицы». Икона выполнена в ярко-красных, золотистых и блистательно белых тонах.
Иконописец настраивает на радость, воодушевление и праздничное настроение. Икона лаконична, второстепенных деталей почти нет – только суть события.
Вся она сосредоточена на Божественном смысле праздника: радости вселенной от
Радость – смысловое слово праздника. В радости объединились земля и Небо: земля радуется, Небо веселится, ангелы и святые души славят Рождество Девы.
Богоотроковица, как лестница, утверждена на земле, глава же Ее достигает Неба.Она, как врата Господа, открывает людям двери рая; Она дарит им Жизнь Вечную, вводя Христа во Вселенную.
Радостный смысл праздника передается
Поздняя
Событие Рождества Девы Марии происходит в доме, о чем говорит велум, ткань между крышами домов. Справа видны фигуры людей, подносящие рОженице дары, питие, еду и ограждающие Ее от насекомых. Вверху дома (справа) изображена небольшая фигурка - радостный муж, праведный Иоаким, наблюдающий за женой и только что родившейся дочерью.
Святая Анна как бы парит, возвышаясь на высоком пьедестале над всеми. Она родила уже в престарелом возрасте, прожив в супружестве 50 лет. Муж Анны – святой Иоаким - имел право, по еврейским законам, уйти от неплодной. Но они любили друг друга, жили мирно, праведно и в полном согласии.
Свою девочку они вымолили, дав обет: посвятить Рожденную Богу. Так же, как некогда Сарра, супруга Авраама, родила первенца уже в глубоко престарелом возрасте - в 90 лет, Анна родила почти в 80. Родила не по естественным законам, а по благодати.
На иконе обилие земных, житейских мелочей, делающих взирающих на икону причастными всемирной радости земли и Неба. Слева в углу идет подготовка купели для омовения младенца Марии - маленькой, запелёнатой в белое, фигурки.
Праведная Анна сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе. Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного - подчеркивает, что зачатие и рождество Пречистой исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.
Нетварный белый свет божественной энергии коснулся всего земного: одежды Анны, Иоакима, повитухи, помощников, помощниц, дароносительниц, стен, домов. Сама земля просвечивает белыми бликами. В песнопениях праздника поется, что Дева Мария воссияла как облако, осветив всех райским светом.
Над головами Анны и Иоакима – золотистые нимбы. Золотом светится верх иконы – Царство истины и правды, в котором происходит событие. Хитон Анны, умывальница, кувшин, колыбелька, стульчик повивальной бабки, ее рубашка, кайма ложи святой Анны и одежд всех фигур – все горит золотом, цветом цветов, равного которому нет.
Обилие красного – отличительная особенность новгородской школы.
Всё полно общей радости, возвещающей радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Родилась дверь Небесная, своим Рождеством освободившая Адама и Еву от тли смерти, родился дом Света, обновивший естество и мир, родилась Книга слова Жизни, разрушившая клятву и подарившая нам Жизнь вечную!
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Икона "Рождество Богородицы"
- Радуница. Пасха мертвых. Часть 2
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Видеорассказ
- Праздник Сретение Господне
- Третья Пречистая
- Икона "Успение Богородицы"
- Благовещение Богородицы - «блаженный» день.
- Праздник Благовещения – первый день нового мира
- Вторые осенины - осенние святки
Спасибо, Любовь! Очень рада, что принесла Вам хорошее настроение и радость праздника!
Спасибо БОЛЬШОЕ…читаю и радуюсь..!!!
Михаил, Вы не представляете, какая это радость — знать, что то, что ты делаешь, кому-то интересно и приносит что-то новое. Поэтому каждый делает свое: я пишу, Вы читаете. И это нам обоим доставляет радость. А это — самое главное. Спасибо Вам огромное!
Спасибо. Вся ваша информация для меня интересна и поучительна! Жаль,что не обладаю
такими знаниями,чтобы делиться ею со всеми.