Перед нами новгородская икона 15 века. Новгородскую школу иконописи легко отличить от других иконописных школ по настроению: жизнерадостному и жизнеутверждающему.
Икона горит небесными ярко-красными, золотистыми и белыми цветами, создавая праздничное и приподнятое настроение. Она рассказывает о событиях одного из двенадцати главных христианских праздников - «Введения Богородицы во храм».
Событие праздника связано с исполнением обета родителями Девы Марии – Иоакима и Анны - посвятить вымоленного ребенка Богу.
В центре иконы – Сама Пречистая. Она еще слишком мала, но иконописец уже пишет образ вполне состоявшейся взрослой женщины, которая предстает перед нами позднее в других иконах совсем такой, как мы Ее видим уже здесь. Иконописец подчеркивает зрелость Богоотроковицы как физическую, так и умственную, зрелость не по возрасту. Не зря, когда Ее подвели к ступеням храма, она, несмотря на их крутизну, легко и самостоятельно их преодолевает, проходя по всем 15 ступеням. По ним ступали только священники и паломники с пением специальных 15 степенных псалмов.
Богородица одета в красный мафорий, который носили только замужние женщины. На правом, левом плечах и мафории изображены три звездочки, означающие Ее Вечное Девство: до Рождества Христова, в Рождестве и по Рождестве, хотя до Рождества Христова остается долгих десять лет. За это время Она дает обет посвятить себя служению Господу, всегда оставаясь девственницей. Мария стала первой женщиной Израиля, решившейся на подвиг девства, хотя отказ иметь детей по собственной воле, да и не по собственной - тоже, было у евреев большим нечестием.
В храме Она проживет девять лет, в двенадцать ее обручат Иосифу, в тринадцать Она станет Матерью Господа. Хотя Иосиф не являлся непосредственным участником событий Введения Приснодевы во храм, на некоторых иконах он все-таки присутствует.
На нашей иконе Иосифа нет. Но на ней изображена вся жизнь Богородицы в Иерусалимском храме. Так в правом верхнем углу Богородица изображена сидящей в алтаре, где Она проводила большую часть времени. На это указывает киворий - алтарная сень — навес над престолом на четырех столбах. Это Святая Святых. Сюда входил только первосвященник и только один раз в году.
Слева в верхнем углу показаны палаты, в которых проводила Мария остальное время дня и ночи, когда выходила из Святая Святых. Она была не первой девочкой, которую родители посвятили Богу. В палатах проживали и другие девушки и юноши, раздельно друг от друга. Ряды этих плат-келий окружали храм по бокам. Так икона разворачивает перед нами не только события Введения Богородицы во храм, но и всю Ее жизнь в этом святом месте до обручения с Иосифом.
Обратимся к другим персонажам этой истории. Сказание говорит о том, что в тот день родители Марии Иоаким и Анна праздновали третий День Рождения дочери. Они собрали всех своих родственников, позвали дев-свещеносцев. Они должны были со свечами в руках сопровождать шествие от Назарета, где жила Пречистая вместе с родителями, до Иерусалима, где находился храм, чтобы выполнить обет, данный при рождении Пречистой. Свечи - прообраз просвещающего всех Света Небесного.
На иконе девы со свечами идут впереди и сзади шествия, освящая весь предстоящий Приснодеве путь. При входе в Иерусалим, они вручают Богородицу первосвященнику Захарии, родственнику Иоакимы и Анны, а значит, и Девы Марии. Богоотцы Иоаким и Анна идут чуть сзади дев-свещеносцев, но тоже держат в руках горящие свечи – образ Божественного Света. Замыкают шествие многочисленные родственники.
Первосвященник Захария стоит перед дверьми, похожими на Царские врата. Они олицетворяют Деву Марию, являясь Ее образом. В паримии праздника читается пророчество Иезекииля, в котором говорится, что через Эти врата пройдет только Господь, а потом они затворятся и не отверзутся никогда, и никто не пройдет сквозь них.
Символический и богословский смысл событий и праздничной иконы заключается в том, что это событие проводит границу между Ветхим и Новым Заветами. Богородица, как живой храм и живой кивот, являет Новое время, время Спасения человечества, которое вот-вот произойдет с Рождением Богочеловека. Поэтому праздник Введения - пролог праздника Рождества Христова. С этого дня в храмах начинают петь Рождественский канон:
«Христос Рождается – славите, Христос с Небес – срящите. Христос на земли – возноситеся».
Скоро-скоро – уже при дверях - Рождество Христово!!!
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Спорительница хлебов
- Праздник Сретение Господне
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Видеорассказ
- Благовещение Богородицы - «блаженный» день.
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Радуница. Пасха мертвых. Часть 2
- Икона Радости
- Уроки понимания православной иконы. Пространство и время
Нина, большое спасибо за комментарий! Так давно не было православных праздников, что уже и соскучились по таким постам, наверное. Рада, что Вы узнаете что-то новое из моих текстов.
Спасибо автору! От этих статей просто веет историей человечества. Суета ежедневной жизни не дает остановиться и прикоснуться к вечному. Поэтому подобные посты, как очищающий глоток воды, наполняет душу спокойствием и заставляет по-другому относится к возникающим трудностям.