Иконостас. Структура и содержание. Часть II

Продолжение. Начало см. 

Третий ряд иконостаса - Деисусный, самый главный. Напротив Богородицы, за Иоанном Крестителем, изображается архангел Гавриил, принесший весть о Боговоплощении.

Таким образом, в ряду повторяется сцена Благовещения.Напротив Иоанна Крестителя – архангел Михаил, олицетворяющий духовное воинство. Он, так же как Иоанн Креститель, возглавляет воинство в борьбе с духом зла.

Далее за архангелом Гавриилом изображается апостол Павел, а напротив Иоанна Крестителя апостол Петр. Петр и Павел – основоположники новозаветной церкви. Далее по ряду, если храм большой, изображаются апостолы, святые отцы и учителя Церкви, русские первосвятители. Могут быть изображены и другие святые, в зависимости от размера и богословской идеи храма.

Праздничный и страстной рядыЧетвертый ряд (сверху) - праздничный. Раньше располагался перед деисусным чином. Он представляет земную жизнь Иисуса Христа и Богородицы, но не в церковно-календарном порядке, а в хронологическом.

Иконы этого ряда значительно меньше икон предыдущих рядов, поэтому располагаются ближе к молящимся, чтобы они могли их созерцать.

Первой иконой   в праздничном ряду является икона Рождества Богородицы, первого события в ряду Боговоплощения и в церковном году.

Заканчивается ряд иконой «Успение», последним праздником церковного года.Замковой иконой ряда является  «Тайная вечеря», располагающаяся над Царскими вратами. На ней было установлено Таинство Причастия.

Если есть место, в этом чине устанавливаются иконы, не связанные с жизнью Богородицы и Иисуса Христа, например, «Крестовоздвижение» или «Покров Богородицы». Если в храме есть другие приделы, праздничные иконы не повторяются, а дополняют ряд центрального иконостаса, поскольку места для широкого иконостаса, как правило, нет. Праздничный ряд может по этой же причине сокращаться. Сохраняются иконы с наиболее важными событиями.

Местный ряд иконостасаПятый ряд – местный. Это самый ближний к молящимся ряд. В прежние времена здесь находились иконы, которые в праздники снимались и полагались на аналой, потом их ставили на свое место обратно. В местном ряду могут быть разные иконы, но есть и те, которые всегда присутствуют.

Самое главное отличие ряда – присутствие в нем Царских врат и двух дьяконских. Царские врата в первохристианские времена закрывали собственно нёф - среднюю часть храма, где стояли верные.

Через них проходили все верующие и выходили оглашенные в определенный момент богослужения. Потом двери переместились и стали вратами алтаря. Сейчас они называются Царскими,  через них проходят только священнослужители с Дарами, олицетворяющими Царя всех - Иисуса Христа.

За Царскими вратами находится завеса. Во время Великого поста красную завесу меняют на черную. Царские врата не всегда остаются открытыми, а только в определенные моменты. На архиерейской службе и в неделю Пасхи врата открыты на протяжении всей службы.

На самих вратах, олицетворяющих вход в Царство Небесное, располагается событие Благовещения, причем в двойном изображении:  Благовещение архангела Гавриила Богородице и благовещение четырех евангелистов. Евангелисты  располагаются по часовой стрелке в порядке следования  евангелий в Новом завете. Справа, первый, Матфей, ниже Марк, слева – внизу Лука и вверху - Иоанн Богослов.

Дьяконские двери – северные – являются входом в жертвенник, южные – входом в ризницу. На этих дверях изображаются либо архангелы (Гавриил и Михаил), либо дьяконы-первомученики Стефан и Лаврентий. Обязательно в местном ряду располагаются иконы Иисуса (справа) и Богородицы (слева).

Первая справа за дьяконскими дверьми икона – храмовая, по которой можно узнать, в честь кого воздвигнут храм. Иконостас завершает Голгофа – Крест, на котором иногда изображается Распятый Иисус Христос, но  не всегда. Иногда перед крестом стоят Пресвятая Дева Мария (слева) и апостол Иоанн, которого Иисус Христос усыновил Своей Матери во время Распятия.

Складной иконостасКроме храмовых иконостасов, существовали иконостасы домашние и дорожные, которые сегодня известны как складни, состоящие в основном из трех икон: Господа, Богородицы и Николая Угодника.

Складываясь, иконостас занимал минимальное место, но при остановках в пути он легко становился большой иконой, перед которой можно было совершать молебен.

Отличие таких иконостасов заключалось в отсутствии верхнего – праотеческого - и нижнего – местного - ряда. Обязательными в дорожном иконостасе был деисусный чин с соответствующим рядом изображений святых, а также пророческий - с изображением Девы Марии. Заканчивался дорожный или домашний иконостас Крестом.

Таким является классический иконостас. Современная практика иконостасов очень разнообразна, единого канона, обязательного для  иконостаса, нет, кроме замковых икон и замкового деисусного чина. Можно найти иконостасы высокие, и низкие; резные деревянные и резные фарфоровые, резные каменные с позолотой и ажурные; с большими иконами и маленькими.

Одним словом, важно не архитектурное  решение, а богословская идея и величина храма, а также финансовые возможности прихода.

(Окончание здесь)

Тина Гай.

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged икона, иконостас. Bookmark the permalink.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *