Продолжение.
Таким образом, в ряду повторяется сцена Благовещения.Напротив Иоанна Крестителя – архангел Михаил, олицетворяющий духовное воинство. Он, так же как Иоанн Креститель, возглавляет воинство в борьбе с духом зла.
Далее за архангелом Гавриилом изображается апостол Павел, а напротив Иоанна Крестителя апостол Петр. Петр и Павел – основоположники новозаветной церкви. Далее по ряду, если храм большой, изображаются апостолы, святые отцы и учителя Церкви, русские первосвятители. Могут быть изображены и другие святые, в зависимости от размера и богословской идеи храма.
Иконы этого ряда значительно меньше икон предыдущих рядов, поэтому располагаются ближе к молящимся, чтобы они могли их созерцать.
Первой иконой в праздничном ряду является икона Рождества Богородицы, первого события в ряду Боговоплощения и в церковном году.
Заканчивается ряд иконой «Успение», последним праздником церковного года.Замковой иконой ряда является «Тайная вечеря», располагающаяся над Царскими вратами. На ней было установлено Таинство Причастия.
Если есть место, в этом чине устанавливаются иконы, не связанные с жизнью Богородицы и Иисуса Христа, например, «Крестовоздвижение» или «Покров Богородицы». Если в храме есть другие приделы, праздничные иконы не повторяются, а дополняют ряд центрального иконостаса, поскольку места для широкого иконостаса, как правило, нет. Праздничный ряд может по этой же причине сокращаться. Сохраняются иконы с наиболее важными событиями.
Самое главное отличие ряда – присутствие в нем Царских врат и двух дьяконских. Царские врата в первохристианские времена закрывали собственно нёф - среднюю часть храма, где стояли верные.
Через них проходили все верующие и выходили оглашенные в определенный момент богослужения. Потом двери переместились и стали вратами алтаря. Сейчас они называются Царскими, через них проходят только священнослужители с Дарами, олицетворяющими Царя всех - Иисуса Христа.
За Царскими вратами находится завеса. Во время Великого поста красную завесу меняют на черную. Царские врата не всегда остаются открытыми, а только в определенные моменты. На архиерейской службе и в неделю Пасхи врата открыты на протяжении всей службы.
На самих вратах, олицетворяющих вход в Царство Небесное, располагается событие Благовещения, причем в двойном изображении: Благовещение архангела Гавриила Богородице и благовещение четырех евангелистов. Евангелисты располагаются по часовой стрелке в порядке следования евангелий в Новом завете. Справа, первый, Матфей, ниже Марк, слева – внизу Лука и вверху - Иоанн Богослов.
Дьяконские двери – северные – являются входом в жертвенник, южные – входом в ризницу. На этих дверях изображаются либо архангелы (Гавриил и Михаил), либо дьяконы-первомученики Стефан и Лаврентий. Обязательно в местном ряду располагаются иконы Иисуса (справа) и Богородицы (слева).
Первая справа за дьяконскими дверьми икона – храмовая, по которой можно узнать, в честь кого воздвигнут храм. Иконостас завершает Голгофа – Крест, на котором иногда изображается Распятый Иисус Христос, но не всегда. Иногда перед крестом стоят Пресвятая Дева Мария (слева) и апостол Иоанн, которого Иисус Христос усыновил Своей Матери во время Распятия.
Складываясь, иконостас занимал минимальное место, но при остановках в пути он легко становился большой иконой, перед которой можно было совершать молебен.
Отличие таких иконостасов заключалось в отсутствии верхнего – праотеческого - и нижнего – местного - ряда. Обязательными в дорожном иконостасе был деисусный чин с соответствующим рядом изображений святых, а также пророческий - с изображением Девы Марии. Заканчивался дорожный или домашний иконостас Крестом.
Таким является классический иконостас. Современная практика иконостасов очень разнообразна, единого канона, обязательного для иконостаса, нет, кроме замковых икон и замкового деисусного чина. Можно найти иконостасы высокие, и низкие; резные деревянные и резные фарфоровые, резные каменные с позолотой и ажурные; с большими иконами и маленькими.
Одним словом, важно не архитектурное решение, а богословская идея и величина храма, а также финансовые возможности прихода.
(Окончание
Тина Гай.
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Царственные страстотерпцы
- Праздник "Рождество Богородицы"
- Икона Радости
- Крестовоздвижение: праздник торжества Животворящего Креста
- Михаил Врубель. Поиски стиля
- Григорий Палама - мистик и великий святой
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Икона "Крестовоздвижение"
- Икона "Успение Богородицы"
- Притча о Страшном суде