Иоанн Предтеча – второй после Богородицы святой, столь почитаемый и столь часто вспоминаемый в церковных праздниках. В иерархии святости он занимает второе место и в молебнах его имя всегда поминается сразу после Девы Марии.
Память пророка Иоанна в течение года совершается семь раз: зачатие, рождество, казнь, собор, три обретения главы и перенесение его правой десницы с Мальты в Гатчину как дар императору
Согласно этой устоявшейся иерархии место Иоанна в иконостасе в
Дева Мария - первая из людей достигшая обоживания на земле и вознесшаяся на Небеса, а Иоанн Креститель - тот, кто ближе всего подошел к Царству Небесному, но так и не вошел в него. И хотя из рожденных женщиной он самый великий, но все-таки самый меньший в Царстве Небесном, по словам Иисуса Христа, больше Иоанна.
Он жил как человек, умер как человек и попал в преисподнюю, как человек, где продолжал выполнять свою миссию предтечи, возвещая праотцам и праведникам о пришествии Мессии на землю.
Поэтому с Иоанном связаны народные языческие праздники, в которых первенство отдается природному началу, еще не обоженному, не духовному. Например, такого разгула человеческой плоти как в день Ивана Купалы, не знает ни один церковный праздник. Это своего рода дань человеку, который жил как святой, но все-таки оставался человеком .
В день казни Иоанна Предтечи народная традиция не только следует церковной – проводить этот день в строгом посте и не делать никакой работы, но и предписывает иные запреты и ограничения: не брать в руки нож, режущее и колющее, не есть круглого, не петь и не плясать, не пить красного вина, красных овощей и фруктов.
Иоанн Креститель – пограничный святой, стоящий между Ветхим и Новым Заветом: последний ветхозаветный, но он же - первый новозаветный пророк. Миссия Иоанна Крестителя была в том, чтобы предшествовать Иисусу: в Рождестве, в Крещении, в смерти.
И казнен он был как человек, из мести и злобы человеческой, но телом не воскресший, а Иисус был распят из мести и озлобленности религиозной, но как Бог воскресший телом.
11 сентября отмечается память о событиях, которые привели к отсечению головы Иоанна. Всем известна эта история.
В день своего рождения царь Ирод пригласил на пир множество вельможный друзей. Перед ними он, как царь, выставил лучшие яства, лучшее вино и, когда гости подвыпили, он просит падчерицу Саломею порадовать гостей танцами, обещая ей в награду все, что она ни запросит, даже до полцарства.
Падчерица не отказывает отчиму и ее танец был так хорош, сексуален, зажигателен и произвел такое сильное впечатление на гостей, что когда она закончила под аплодисменты и восторги гостей, Ирод тут же спросил, какую же награду она желает получить.
Иродиада, жена царя Ирода, подсказала дочери, чтобы она запросила голову Иоанна, заключенного Иродом в темницу по ее же наущению. Царь любил Иоанна, часто ходил к нему в заточение беседовать, правда, боялся его умертвить из-за народной молвы, почитающей его за пророка. Иоанн Креститель постоянно его обличал в прелюбодеянии с законной женой своего брата.
Но дав слово при всех, царь не мог прослыть клятвопреступником. Приказ был исполнен и Саломея преподносит Ироду на блюде окровавленную, еще шевелящую губами голову Крестителя. Ее мать, в знак своей победы и торжества, вонзает кинжал в уже мертвую голову Иоанна.
Эта история, полная человеческих страстей и роковых женщин, драматизма и накала -неисчерпаемый источник воображения для художников, композиторов, писателей. Галерея образов Иоанна Крестителя, Саломеи, Иродиады, Ирода, пира и той страшной трагедии, которая разыгралась в день рождения царя, так богата, что только перечисление имен займет не менее страницы.
Тициан, Караваджо, Моро, Доре, Бонно, Шмутцлер, Джотто, Мазаччо, Донателло, Ван дер Вейден, Рафаэль и т.д. Писатели и поэты: Флобер, Уайльд, Малларме, Толкин. Эта линия светских произведений – своего рода продолжение языческой линии почитания Иоанна Крестителя и историй, связанных с его житием.
Она богата человеческим прочтением сюжетов, связанных с Иоанном Крестителя, особенно сюжет отсечения главы Предтечи, наполненный внутренним конфликтом святости и греховности, добра и зла, палача и жертвы, что всегда привлекает искусство.
Существует богатая иконописная традиция казни Предтечи, прочитанная в духовном свете: Андрей Рублев, Феофан Грек, Гурий Никитин, Прокопий Чирин и множество икон афонской, коптской, греческой и других иконописных школ. Здесь усекновение главы Крестителя предстает совсем по-другому.
Существуют и курьезные случаи, связанные с народными приметами, например один из таких случаев рассказывает
Михаил Ардов в книге «Мелочи архи…, прото… и просто иерейской жизни»: «Но вот наступил День Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. Новоназначенный священник открывает первую попавшуюся поминальную книжечку (помянник) и обнаруживает там не рублёвку, а десятку. Сначала он решил, что кто-нибудь это положил по ошибке. Однако и в другом поминании, и в третьем — всюду десятки. Его недоумение рассеял отец настоятель. Он объяснил, что это — местный обычай. Основывается он на том, что на десятке в отличие от меньших купюр отдельно напечатана голова Ленина. И по этой причине считается обязательным передавать в День Усекновения главы Иоанна Предтечи в Алтарь именно десятки…»
Сегодня голова Иоанна предтечи находится во Франции, в Амьене. Ее удалось вывести из Константинопля во время крестового похода. Раньше здесь в кафедральном соборе было пусто, глава хранилась как бы под спудом. С годами, особенно сейчас, русских паломников и туристов становится все больше и русская традиция поклонения мощам сделала и французов чуткими к ним.
И закончить хочу отрывком из поэмы «Иродиада» Малларме над которой он работал всю жизнь, но так и не закончил. Это внутренний монолог Иоанна Крестителя в момент, когда ему отсекают голову.
Застывшее светило
О чуде возвестило
И кануло на дно
РаскаленоИ тотчас мрак полночный
Окутал позвоночный
Осиротелый столб
Под крики толпИ голова взлетела
Отторгнута от тела
Как продолжать одной
Дозор земнойОбъята плоть железом
Кроваво-красным срезом
Тысячелетний спор
Решил топорНо взор уединенный
Постами опьяненный
С похолодевших плит
Не воспаритК незамутненным высям
Где холод независим
От ледниковых зим
НевыразимКрещен нездешней славой
Я кланяюсь безглавый
Служенью чей завет
Бессмертья свет
Тина Гай
А как было? Любой факт можно рассматривать и так и эдак. Допускаю, что у историков другой взгляд, чем у евангелистов, но это не значит, что одна точка зрения чем-то лучше, чем другая. Каждая интерпретация имеет право на жизнь, поскольку служит для разных целей.
все это красиво, художественно…историки говорят о другом. не так все было.
Спасибо, Татьяна огромное!
spasi Gospodi!