Коломенская усадьба строилась как летняя резиденция царя, куда он выезжал со всем семейством на все лето. Здесь он принимал различные челобитные, посольства и занимался государственными делами. Коломенские места отличала невиданная по красоте и раздолью природа с огромными охотничьими угодьями, а
Царь вообще был очень самобытным человеком: с одной стороны, почитал русские народные традиции, с другой - не сторонился и западных инноваций, которые с его легкой руки быстро распространялись в Москве, где жило много иностранцев из Европы. Особенно привлекал Алексея Михайловича их быт - с комфортом, зеркалами, опрятностью, часами с боем и музыкальными шкатулками.
Алексей Михайлович не чурался «западников», бывал у них дома, где вместо обильных возлияний любил вести неспешную беседу. Бывая в доме своего друга и соратника Матвеева Артамона Сергеевича, культурного и европейски образованного человека, царь встретил свою вторую жену Наталью Кирилловну Нарышкину, жившей в этом доме, с которой и обвенчался в 1671 году после исполнения всех русских приличий и обычаев.
Матвеев заведовал посольскими делами на востоке Украины, а его жена была из знатного шотландского рода Гамильтонов, переселившихся в Россию еще при Иване Грозном. Поэтому Матвеев устроил свой дом по европейскому образцу и часто приглашал к себе иностранных гостей.
Царю нравился этот дом, его тепло и уют, отсюда он многое перенял для своего коломенского дворца. Так Коломенская усадьба стала уникальным сооружением: с одной стороны, она сохранила в своем архитектурном облике традиции деревянного зодчества России, а с другой – внутреннее убранство соответствовало западным образцам комфорта и уюта. Более того, в усадьбе были туалет и баня, которых не было в то время даже в Версальском дворце.
Стены дворца были обшиты тканью, а потолок расписывали лучшие иконописцы оружейной палаты под руководством Симона Ушакова, царского любимца. Он впервые начал писать иконы на западный манер, выстраивая их по канонам западной живописи. Резьбу по дереву выполняли лучшие белорусские мастера.
Своей красотой и необычностью царские хоромы восхищали иностранцев, сравнивавших их с только что вынутой из шкатулки драгоценностью и с чудом света. Царский терем стал вершиной русского зодчества и действительно восхищал размерами, нарядностью, внутренним убранством и деревянным искусством. Он стал средоточием всей русской культуры того времени.
К сожалению, в восемнадцатом веке победила архитектура западных образцов с ее стремлением к симметрии, упорядоченности и регулярности. Она отодвинула, а фактически разрушила, русскую архитектурную традицию деревянного зодчества, отодвинув ее на периферию – в сельскую местность и деревню.
Коломенский дворец царь строил по лучшим образцам русского зодчества, которые отличались чередованием объемов, выстраивавшихся ступенчатыми ярусами; живописными пристройками, в которых преобладала асимметрия; многочисленными крышами, заканчивавшиеся островерхими шатрами или другими навершиями.
Крыши поражали своим многообразием: здесь и шатровые, и кубоватые, и бочкообразные и уступчатые с чешуйчатым покрытием, выкрашенным в разные цвета. Все это великолепие можно увидеть в Коломенской усадьбе и восхититься мастерством наших предков, уникальным и самобытным, так не похожим на западные классические образцы архитектуры.
Праздничность и нарядность внешнего фасада создавали окна и их наличники с рельефными лопатками, карнизами и изразцами. Эту красоту окон тоже можно увидеть в Коломенском. Три тысячи окон, расписных внутри и снаружи, дают возможность насладиться искусством русских мастеров.
Весь архитектурный ансамбль Коломенского дворца выстроен на основе хоромного принципа. Его основу составляет русский деревянный сруб, поставленный на каменный или деревянный подклет. В подклетях располагались хозяйственные постройки – кладовки, погреба и прочее.
Ансамбль из нескольких срубов, находящихся в одном дворе и соединенных деревянными переходами, издревле на Руси назывался хоромами. Отдельно стоящий сруб назывался клетью (отсюда слово клетка), а несколько соединенных срубов – уже хоромы. Это принцип «лего», как сейчас бы сказали, с одним стандартным элементом – срубом.
Но количество срубов могло быть разным и дополнялись они другими срубами по мере необходимости и располагались по-разному и асимметрично, в зависимости от желаний хозяина и в разных местах. Коломенская усадьба – идеальный образец такого принципа, в нем насчитывается 26 срубов и 27 комнат, соединенных между собой деревянными переходами с очень интересными крышами над каждым.
Вход в хоромы и срубы в Коломенской усадьбе начинается с многочисленных выступающих крылец.. Парадное крыльцо в русской традиции считается «лицом» дома, поэтому его отделке и украшению уделялось особое внимание.
В Коломенском дворце центральное крыльцо, ведущее в царские хоромы, состоит их двух лестничных маршей и трех лестничных площадок. Над ними воздвигнуты чудные крыши разных форм, которые располагаются на резных деревянных столбах. Так над столовой – кровля в куб, а горницы имеют по три окна с чудными резными наличниками..
Это еще одна особенность деревянного зодчества России: дерево рассматривается не только и не столько как строительный материал, а как материал искусств. Все его эстетические качества и конструктивные особенности не только не скрываются, а обыгрываются и подчеркиваются, а конструктивные элементы часто становятся декоративными, как те же столбы в Коломенском, поддерживающие крышу крыльца.
Потолки крыш крыльца расписывались цветными красками с узнаваемыми фигурами животных и орнаментами. Лев и Единорог у Древа жизни являются символами соответственно Иисуса Христа и апостолов. Эта композиция была не редкостью в росписях XVII века, а также изображается на царских эмблемах.
В росписях Коломенской усадьбы можно часто встретить и легендарного Кентавра, который почитался в народе как русский богатырь и получил русское имя Полкан. Также встречается и изображение всадника с саблей на коне, который олицетворял царского владыку.
Кроме соединения в себе пользы и красоты, надежности и долговечности хоромы легко разбирались и их можно было без труда перенести на другое место. Так случилось и с Коломенской усадьбой. К сожалению, Алексей Михайлович спустя несколько лет по окончанию строительства Коломенского и всего через пятилетнего брака с молодой женой умирает (1676).
После воцарения Петра I столица переносится и Коломенское приходит в упадок. В 1767 году Екатерина II приказала усадьбу разобрать, поскольку она стала по своей ветхости непригодной для жилья. Но предварительно она снимает все мерки с дворца и по ним удалось в начале XXI века восстановить этот уникальный архитектурный ансамбль, который и сегодня поражает всех гостей и туристов красотой, изяществом и неповторимостью.
Тина Гай
Спасибо, Людмила! Я рада, что Вы зашли ко мне на блог и даже заинтересовались некоторыми моими материалами и темами. Мой блог просветительский и потому все, кто занимается просвещением, мои собратья. Вы бы могли и не спрашивать моего разрешения пользоваться материалами блога, потому что я для того и пишу, чтобы мои материалы использовались, в любом виде. Так что заходите, подписывайтесь на блог и получайте свежие материалы. Правда, сейчас идет Пост и я редко буду писать, но это только в марте. В апреле уже восстановлюсь и снова начну писать о своих любимых писателях, поэтах, художниках и философах.
Здравствуйте, Тина! Слышала про усадьбу царя Алексея Михайловича, но не знала, что её восстановили. Настоящее чудо! Пришла к Вам, прочитав на Стихи.ру дневниковые записи Валерия Новоскольцева о «Страстном цикле» А.С.Пушкина, оказалось, это Ваша статья. Разрешите, пожалуйста, пользоваться Вашими сведениями для составления бесед в Детской Художественной школе, где я работаю преподавателем и библиотекарем.
С уважением, Людмила Обухова
Да, вот только его последователи (сын Петр) решили, что он не очень-то был и мудр и пошли на запад.
Лепота! Как сказали бы раньше. Мудрый царь!
Спасибо огромное за Вашу оценку! Для меня очень важно мнение моих читателей!
Спасибо! Очень красиво и познавательно. С удовольствием читаю Ваши статьи