(Начало
Время показало, что именно такой подход был востребованным, и потому судьба этих коллекций сложилась гораздо удачней, чем судьба исследований по русской иконе. Причем Дмитрий Александрович собирал гравированные портреты всех людей, относящихся к русской истории, независимо от их масштаба и значимости, и все неподцензурные народные картинки.
«…ему было все равно: «Гений ты, или замечательный шут, великан или карлик, разбойник, ученый, самодур-самоучка,-- сделал ты что замечательное в жизни или просто промытарил ее,-- но есть с тебя гравированный портрет, ну и ступай в Словарь, и ложись там под свою букву» (А.Ф.Кони)
С годами, став настоящим знатоком гравированного портрета и русских картинок, разбираясь во всех тонкостях изображения, коллекционер начал видеть в русском искусстве не подражание западу, как считал известный критик В.Стасов, а его самобытность. Кроме того, Ровинский не только собирал, но параллельно читал о каждом все, что к тому времени было напечатано. Отсюда и особая ценность «Словаря гравированных портретов» Ровинского: он содержит не только галерею портретов, но и краткие характеристики каждого, кто на них изображен.
Фактически Дмитрий Александрович создал широкую панораму русской истории в картинках с пространными комментариями к ним. В этой истории нашлось место и царским особам, и их окружению, и простым людям, вплоть до юродивого Ивана Яковлевича Курейши, сидевшего в сумасшедшем доме. В словарь включены портреты всех Романовых:
Михаила Федорович и его сына Алексея Михайловича, Петра I и Екатерины I, Елизаветы I и Екатерины II, ее сына Павла I и его сыновей (Александра I, Николая I), их соратников, жен, мужей, любовников, любовниц... Здесь же и печальные страницы русской истории – герои смутного времени: Дмитрий Самозванец, Марина Мнишек, Владислав IV. Причем многие портреты очень непривычные и неожиданные, в которых едва узнаешь того же Петра I или Алексея Михайловича.
А главное - всем даны характеристики, написанные живым, ярким, колоритным и простым языком, так, словно Ровинский знал каждого лично. В описаниях проявляется не только характер этих людей, но и личность самого Дмитрия Александровича, ставшего, благодаря коллекционированию, большим знатоком русской истории.
И во всех характеристиках на первом месте - личное и житейское, а не официальное и государственное. Читаем, например, характеристику А.В.Суворова, данную Ровинским:
«Суворова обвиняют,-- пишет он,-- в презрении к равным и к высшим, в оскорбительном нахальстве, в безмерном честолюбии. Сам Суворов сознавался, что скромность не входила в число его добродетелей, но он хорошо понимал, что со скромностью может попасть лишь в одни угодники, а ему нужно было попасть в фельдмаршалы, чтобы разбивать неприятеля и вести русское войско к победам.
Он чувствовал в себе мощь и силу и надеялся пробиться на торную тропу. Он все употребил в дело при этом: лесть, нахальство, чудачество, шутовство, но не сделал ничего вредного или подлого; достигнув цели, он весь отдался своему делу, бегал от двора, и, конечно, от него нельзя было требовать никакого уважения к тогдашним придворным, получавшим громадное содержание за красивую наружность и уменье вести пустопорожние разговоры Эти господа платили Суворову соответственною монетою. Недаром же он говорил о себе: «У меня семь ран: две из них получены на войне, а пять, самых мучительных, -- при дворе»»..
Словарь открыл совершенно новое направление в русской истории – микроисторию, основанную на личных характеристиках людей, живших в то или иное историческое время. Сегодня это направление активно развивается, особенно на западе, и лично меня оно привлекает больше всего. В связи с богатой иконографией некоторых деятелей русской истории (например Екатерины II), чьи портреты представлены десятками гравюр, Ровинский объясняет это так:
«Для нас, иконографов, интересно иметь не изображение Екатерины в высокоторжественной позе, а настоящую, живую Екатерину, со всеми ее достоинствами и недостатками. Мы хотим знать всякую мелочь, которою была окружена эта великая женщина; хотим знать, в котором часу она вставала, когда садилась работать, что пила и ела за обедом, что делала вечером; как одевалась и куда ездила.
Нам до всего дело, мы хотим знать ее частную жизнь, даже прочесть ее интимные записочки, хотим видеть ее у себя дома -- живую, умную, хитрую... может быть, и чересчур страстную. Из короткого знакомства со всеми мелочами ее обихода мы более, чем из всякой другой Истории вынесем уверенность, что легкие стороны ее домашней жизни не имели расслабляющего влияния на царственные ее задачи, и еще более полюбим эту великую женщину за ее безграничную любовь к ее новому, русскому отечеству».
Дополнением к гравированным историческим портретам высшего и среднего класса стала коллекция «Русских народных картинок». Причем Д.А.Ровинский берет только те картинки, которые не подвергались цензуре. Именно в них он видел подлинную народность, образ русского народа, какой он есть, не приукрашенный и не приниженный. И опять главным для коллекционера был факт и документ.
«Русские народные картинки» вышли в девяти томах, четыре из которых включали 1780 картинок, и пять - пояснения и объяснения к ним. В этих картинках вся бытовая и духовная история русского народа: семейная жизнь, отношение к женщине и детям, русские сказки и легенды, религия, обучение, радости, скорби, войны, подвиги народа, его болезни и развлечения, праздники, народные пляски и музыка.
Все, что сделал Дмитрий Александрович с точки зрения сохранности русской культуры, трудно поддается даже простому обзору. И мало кто сделал для русской истории столько, сколько этот человек. Он умер в Германии, по дороге в Париж, не дождавшись окончательного выздоровления после операции. Он спешил поскорее взять в руки новые офорты для своей коллекции.
Но зная, что жить ему осталось недолго, за несколько лет до смерти Д.А.Ровинский написал завещание, в котором все собранное им он оставил России: коллекции и имущество распределил между двумя столицами. Все искусство западных мастеров - Петербургу (офорты Рембрандта - Эрмитажу, портреты западных мастеров – Публичной библиотеке Петербурга, гравировальные доски – Академии художеств).
Все русское - Москве (русские гравюры и народные картинки - Румянцевскому музею). Личная библиотека вместе со всеми изданиями коллекционера - училищу правоведения Петербурга, проценты с его капитала – на учреждение премии за лучшее сочинение по археологии, а дом в Подмосковье – Московскому университету. Так русская история, благодаря Дмитрию Ровинскому, обрела не только слово, но и образ.
Тина Гай
Все портреты и народные картинки взяты из книг Д.А.Ровинского
Спасибо, Ольга Дмитриевна!!! В жизни столько интересного, что глаза разбегаются и хочется узнать как можно больше и поделиться этим с другими.
Спасибо,вы доставили большое удовольствие широтой своих интересов.
Я сама хотела бы, но стоят они бешеных денег, поскольку раритет. Репринтное издание было в 2004 г.
Вот есть одна ссылка: 0045_Rovinsky_Portrety Это PDF. Откроется или нет, не знаю. Поищите в Интернете. Называется «Словарь русских гравированных портретов»
Ахорошо бы ешё и сылочку на скачивание книг!
И как всегда- спасибо.
Как же мне захотелось иметь эти драгоценные книги!
Великое — всегда скромное, у него нет времени на эпотаж…