Без трудов Ровинского по русской гравюре, русским гравёрам, русскому гравированному портрету, русской народной картинке, а также гравюрам западноевропейских школ и офортов Рембрандта, собранных русским коллекционером, сегодня ни один специалист в этой области не обходится, ни в нашей стране, ни за границей.
Справочники, исторические обзоры развития гравировальных техник, монографии, каталоги, библиотека по истории гравюры – все началось с него. С самого начала Дмитрий Ровинский ставил перед собой единственную цель – просветительскую, для которой надо было создать базу, собрать материал и привлечь к ним внимание специалистов.
Многотысячная коллекция его гравюр началась со сбора западных образцов, в частности – с гравюр Рембрандта, но совет дальнего родственника М.П.Погодина – собирать все русское, потому что оно никем не ценится, и его не берегут – сыграл решающую роль.
А в придачу к этому наставлению Погодин передал молодому человеку для разбора небольшой сундучок, где находился архив Штелина, среди бумаг которого оказалось несколько гравированных портретов и лубочных картинок. Они и положили начало грандиозным коллекциям Дмитрия Ровинского.
Правда, легендарным русским коллекционером Дмитрий Ровинский стал не сразу. Поначалу он собирал народные картинки без особого энтузиазма, и мало отличал их друг от друга по качеству, считая, что они не представляют никакой художественной ценности. Как, впрочем, и русские гравюры, которые считал слепым подражанием западным.
Так длилось до тех пор, пока он не погрузился в тему с головой, а народная картинка стала его волновать не меньше, чем офорты Рембрандта. С годами «насмотренность» начала формировать его художественный вкус. Так постепенно из дилетанта он превращался в профессионала в области истории русского изобразительного искусства, русской истории, русского фольклора и русской этнографии.
Только перечень многотомных трудов, альбомов, статей и исследований Дмитрия Ровинского займет немало места. Его фундаментальными исследовательскими трудами стали:
«Русские граверы и их произведения с 1564 года до основания Академии художеств», «Словарь русских гравированных портретов», «Русские народные картинки», «Подробный словарь русских граверов и их произведений ХVI-XIX вв».
Последний, появившийся вскоре после смерти автора в 1895 году, стал итоговым и посмертным памятником полувековому подвижническому труду ученого. Самого Дмитрия Ровинского тоже можно считать памятником русской культуре: безмерно любивший свой народ, его мудрость, лукавство, юмор и обычаи, он пятьдесят лет с энтузиазмом русского патриота занимался изучением всего русского.
Трудолюбие, страстность, дисциплинированность и строгость по отношению к самому себе, привитые отцом еще в детстве, дополнились и развились в ходе личной юридической практики, приучившей к внимательному изучению всякого дела, строгому документированию деталей и к ответственности за принимаемые решения.
Эти качества не только способствовали его успешной карьере как прокурора, но и становлению Дмитрия Александровича как блестящего знатока русской истории и русской жизни. Собирая народные картинки, иконы и гравированные портреты, он обошел почти все Подмосковье, восток и север страны, а когда стали позволять должность и средства, объездил всю Европу, побывал в Индии, Китае, Марокко, Египте, Иерусалиме, Японии….
А настоящее коллекционирование началось с «Общества утаптывания дорог», как называли себя Иван Забелин и Дмитрий Ровинский с присоединившимся к ним братом Николаем. В поисках русской старины они обходили пешком все местные деревни и поселки, собираясь в походы уже с Пасхи: Кунцево, Коломенское, Новый Иерусалим, Саввино-Сторожевский монастырь, Сергиев Посад.... И так далее.
Один из самых больших походов в Переславль-Залесский длился две недели, в течение которого друзья ежедневно проходили по тридцать верст, питаясь черным хлебом и квасом. Во время походов делались зарисовки домов, церквей, местности, записывались обычаи, встречи, разговоры. Так складывалась бесценная коллекция Ровинского.
Наибольшие трудности при сборе возникали с иконами, которые их владельцы, особенно староверы, не хотели отдавать. Приходилось уговаривать и объяснять, что икона не только предмет поклонения и молитвы, но и произведение искусства, требующее изучения. С иконами Дмитрию Ровинскому вообще не повезло.
Свое первое серьезное исследование, предпринятое в двадцать девять лет (1852), русский коллекционер начал именно с истории русской иконографии. Первая рукопись Ровинского по истории русских школ иконописи, казалось, ничем не отличалась от предыдущих исследований в этой области.
Привыкший все доказывать только документами и подтверждать каждое слово фактами, Ровинский попал в капкан собственной профессиональной дотошности: его основной вывод о том, что никакого византийского эталона, которому, якобы, следовали русские иконописцы, в принципе не существовало.
А потому и возрождать мифический, никому не ведомый «русско-византийский стиль» нет никакой возможности. Более того, он показал на фактах, что царские живописцы, тот же Симон Ушаков, всегда отступали от греческо-византийских образцов. В процессе работы Дмитрий Ровинский впервые начал атрибутировать иконы, используя метод их стилистического анализа.
Он описал подробно все стадии создания иконы, как возникают подделки, как осуществляются «починки» икон и т.д.. Обо всем этом ему рассказывали в его бесчисленных экспедициях и беседах мастера-иконники. А главное, в приложении к труду он публикует 142 рецепта изготовления красок для икон, которые выписывал из иконописных подлинников.
Это и сделало книгу востребованной всеми иконописцами вплоть до наших дней. Но книга была запрещена, через четыре года, в урезанном виде, все-таки опубликована, а в полном объеме вышла только спустя полвека – в 1903 году.
Но именно эта книга стала новым этапом в изучении иконописных школ и древнерусской живописи. Вместо общих рассуждений здесь впервые были представлены реальные документы и факты, на основе которых была возможна их систематизация и обоснованные выводы.
Раньше все было наоборот: сначала выдвигалась какая-то версия, которую потом иллюстрировали отдельными образцами икон. В результате неудачи, которую потерпел русский коллекционер в русском иконоведении, Дмитрий Ровинский уже никогда не возвращался к этой теме.
(Окончание
Тина Гай
Неоценимый, к тому же мало кому известный поскольку большая редкость. Специалисты в столицах могут получить это в библиотеках, для нас фактически малодоступно. Есть несколько сайтов, предлагающих скачивание, попробовала. Удалось только одну — 0045_Rovinsky_Portrety Это PDF. Есть выложенные народные картинки, но все это в единичном каком-то виде. Собирала по крохам.
Неоценимый вклад, в самое дорогое, что может быть у нации — культурное наследие!