Нобелевский лауреат 1964 года и кумир интеллектуалов сороковых-пятидесятых годов прошлого века Сартр сумел превратить в философию материал собственной жизни.
То ли писатель, то ли философ, то ли мыслитель, а скорее всего то, и другое, и третье одновременно, высказывал свои идеи в разных формах и регистрах: романах, пьесах, эссе, новеллах, заметках и устных выступлениях.
Наследие Сартра обширно, но в центре его философии стоит единственная проблема - проблема свободы и существования человека в мире, его ответственность за собственную жизнь.
Кратко и емко эту проблему он выразил словами:
«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам делаю из того, что сделали из меня».
***
Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам.
***
Человек - это не сумма того, что у него есть, а производное того, чего у него пока нет, но может быть.
***
Человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого, даже достоверное доказательство существования Бога.
***
Человек есть то, что он из себя делает и как творит себя.
***
Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
***
У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может
***
Господи, как они дорожат тем, что все думают одно и то же.
***
Я сам - своя свобода.
***
Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния.
***
Мне кажется, что у каждого из нас есть свое отчаяние, тенью следующее за нашей уверенностью в себе, за нашим спокойным настоящим.
***
Мои воспоминания - словно золотые в кошельке, подаренном дьяволом: откроешь его, а там сухие листья.
***
Однако на сотню мертвых историй сохранялись одна-две живые. Эти я вызываю в памяти с осторожностью, не часто, чтобы они не износились. Выужу одну, передо мной воскреснет обстановка, действующие люди, их позы. И вдруг стоп: я почувствовал потертость - сквозь основу чувств уже проглядывает слово. Я угадываю: это слово вскоре займет место многих дорогих мне образов. Я сразу останавливаюсь, начинаю думать о другом - не хочу перетруждать свои воспоминания. Но тщетно - в следующий раз, когда я захочу их оживить, многие из них уже омертвеют.
***
Для того, чтобы сочувствовать чужому страданию, достаточно быть человеком, но, чтобы сочувствовать чужой радости, надобно быть ангелом.
***
Огородник может решать, что хорошо для моркови, но никто не может решать за другого, что есть благо.
***
Тот, кто в тревоге узнает, что обстоятельства его жизни - это заброшенность в такую ответственность, которая ведет к полному одиночеству, тот больше ничего не знает об угрызениях совести, о раскаянии, о самооправдании.
***
Я собачонка, я зеваю, по щекам катятся слезы, я чувствую, как они текут. Я дерево, ветер шелестит в моих ветвях, легонько их колеблет. Я муха, я ползу по стеклу, соскальзываю, снова ползу вверх. Иногда я ощущаю, как ласку, движение времени, иногда, чаще всего, я чувствую, как время стоит на месте. Дрожащие минуты осыпаются, погребая меня, бесконечно долго агонизируют, они увяли, но еще живы, их выметают, на смену им приходят другие, более свежие, но такие же бесплодные; эта тоска зовется счастьем. О своем одиночестве я никогда не думаю - во-первых я не знаю, как это называется, во-вторых, я его не замечаю, я всегда на людях. Но это ткань моей жизни, основа моих мыслей, уток моих радостей.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Джебран Халиль. О детях и браке
- Фридрих Ницше: Философия. Окончание.
- Николай Заболоцкий. Русский космизм
- Кьеркегор-3. Афоризмы
- Уильям Блейк: "жалкий безумец"
- Шарль Бодлер. Род Каина. Часть 3. Окончание
- Павел Филонов: художник трагедии
- Сюсаку Аракава: от философии к архитектуре
- Макс Эрнст
- Антонен Арто: Мысли и афоризмы
Это задача профессионалов. А если ты не владеешь профессиональными приемами? На что полагаться — на подсознание, которое что-то уже выстраивает помимо тебя, или на сознательное? Редко кто обращается к специалистам, но, наверное, их советами все-таки пользуются. Как например, Вашими, в том числе и я.
Правы!
Но только вот мы не способны чётко провести эту грань: где я намеренно что-то делаю или думаю, а где подсознательно за меня что-то уже действует.
А вот как соединить то, что в сознании и то, что в подсознании?
Соединить это, и есть задача гештальта!
Причём так чтобы не умалять значения ни того, ни другого!
Мне казалось, что гештальт возникает на уровне подсознания, а не сознательно. Сознательно можно построить все что угодно, даже то, что будет противоречить твоей сущности. Сознание коварно. Или я не права?
Для гештальта обретение целостности наиважнейшая задача!
Но что мы собрались объединять, какие части себя, если мы этих частей и разрозненности их в себе не сознаём?
Мой призыв к подробностям – деталям противоположен целостной картине?
Да. Так и есть!
Но ведь только через взаимодействие противоположностей и можно куда-то двигаться!
Хочешь объединить себя? Разбери себя сначала на части!
А с гештальтом совместимо всё, что способствует сознаванию!
С гештальтом несовместимы только застывшие схемы и неизменные догмы!
Об исчерпанности капитализма говорили еще до всякой нашей революции девяностых. А вот попали же мы в эту сеть. Нет бы — собственным путем, как китайцы. Нет, захотелось как в Европе и США. Почему надо всегда «как кто-то». Своего ума не хватает что-ли. Правда, сейчас хотят не как все, а по-своему. Не слишком ли поздно… На первом месте всегда личная выгода оказывается. И сейчас — тоже. Исчерпало себя скорее государственное управление по-советски. Не зря же в последние дни говорят и собирают совещания по изменению госуправления. Даже хотят создать спец. структуру, которая будет заниматься реформированием госуправления. Только сдается мне, что эта затея кончится как всегда ничем или худшим вариантом. Наше государство «заточено» под одного человека, а значит, пока он у власти, все будет оставаться по-прежнему. Пример с отмененными пригородными электричками и снова восстановленными только по одному слову Путина — очень показательный пример. А то правительство не понимало, что оно делало, когда лишало тысячи людей этого вида транспорта. Да просто РЖД обнаглело, а его руководитель, между прочим, очень даже близкий друг Путина. Конец наступит еще не скоро, а значит и начало — тоже.
Интересно. Мне нравится гештальт-подход тем, что в центре его внимания, как я понимаю, целостность картинки, но Вы много говорите о деталях, о вчувствовании в мелочи. Мне всегда казалось, что это не совместимо с гештальтом.
Не знаю насчёт капитализма.
Мне так представляется, что и исчерпал капитализм себя уже глобально, во всём мире!
И мы к нему не вовремя как-то обратились!
Впрочем «руководители» наши знали, что хотели лично для себя!
Исчерпало себя вообще общество как таковое со всеми её монстрами-институтами!
Для МВД преступники их заработок! Для Минздрав то же самое больные!
Для ВПК война прибыль!
Для СМИ дураки лучшая аудитория!
Для Пищепрома искусственная и низкокачественная еда – основа процветания!
И это как? Тупик?
Но хотелось бы верить в то, что там, где конец, там и начало!
Это я по поводу экзистенциализм и вообще человеческой индивидуальности!
Сразу не понял, почему Вы попали на модерацию. Но, рассмотрев детали, понял, что изменился ник.))
С «Тина Гай» на «tinagaj».
Модерация один раз только.
И ещё по существу поста!
Сартр и Пёрлз действительно похожи друг на друга! Они ещё и оба, к сожалению, были заядлые курильщики! У одного постоянно трубка, у другого сигарета одна за другой!)
Жаль!
Но главная общность в другом состоит! В мировосприятии!
Гештальт-подход экзистенциалистичен в том смысле, в котором не постулирует уникальную единую модель мышления. Гештальт-терапевт не изучает мир вообще, а скорее, ЕГО мир; он не ищет значение всей жизни, а скорее, ЕГО жизни.
Андрей, у Вас что-то случилось с сайтом? Почему он снова затребовал моих координат и не модерирует мой комментарий?
Философ, один из самых значительных, по крайней мере, для своего времени. А для России его время — еще впереди. А Андрей уже появился! И чувствуется, что для него это очень близкий философ.
Мне эта мысль тоже понравилась больше других. Присоединяюсь полностью!!! Неважно, кто и как тебя воспитывал, ты все равно можешь переломить ситуацию, если захочешь. Но хотят, думается, не очень многие. Но даже если хотят, не все могут. Хотя говорят, что главное все-таки захотеть.
Это для меня неожиданно и интересно. Мне казалось, что они совсем разные, но это только казалось, оказывается. Про Перлза я вообще мало знаю. Про Сартра больше, проходили в университете. Когда-то я сильно увлекалась экзистенциализмом. Да и сейчас к нему неравнодушна. Думаю, что его время в России еще впереди, когда капитализм окончательно пустит свои когти=корни, а социализм окончательно отойдет в прошлое со своим идеализмом. А жаль. Жизнь без идеалистов скучна и беспросветна, как думается. А экзистенциализм — реакция на эту беспросветность.
О! Да тут Андрею нужно появиться! Он мне что-то про Сартра говорил и не раз.
А афоризмы просто шедевры!
Всё сейчас скопирую себе в блокнот и выучу наизусть!))
Улыбаюсь! Но изречения Сартра впечатляют!
Спасибо за пост!
«Важно не то, что сделали из меня, а то, что я сам делаю из того, что сделали из меня».
Вот! Великая мысль!
Натуральная, стопроцентная гештальттерапия!!!
Отлично! Спасибо Тина!
Сартра я не могу не уважать и не ценить!
Есть мнение, что Сартр вообще был музой Перлза и предтечей гештальта!
Жена Перлза Лаура вообще гештальттерапию предлагала назвать экзистенциальная терапия! И наверняка это было связано с именем Сартра!
Но… В Америке тогда был Маккартизм, Сартра не признавали и критиковали.
Фриц Перлз и Жан-Поль Сартр? Так это неисчерпаемая тема!
Оба были глубоко равнодушны к деньгам и собственности. Оба любили женщин и не скрывали этого, но по настоящему любили одну женщину – Симону (де Бовуар) и Лауру (Перлз), то есть жён своих.
Оба долгое время ждали известности и признания. И только в старости это обрели!
Несомненно, то, что Перлз был во многом продолжателем Сартра!