«Свет миру» - так называет Себя Иисус Христос в Евангельской истории исцеления слепорожденного, рассказанной апостолом Иоанном.
Шестое воскресение по Пасхе - последнее перед окончанием праздничного сорокадневного пасхального периода, заканчивающегося в среду, перед самым праздником Вознесения Господнего.
Сорок дней Иисус учил не только учеников, но и народ, неся свет миру. Праздничный постпасхальный период самый длинный в церковном календарном году.
В среду священник в последний раз произносит
Евангельская история исцеления слепорожденного произошло в Иерусалиме, в третий год служения Иисуса и за полгода до Распятия. В это время в Иерусалиме проходил
Поскольку ничего по существу они возразить не могли, то решили выгнать Его из храма и побить за богохульство камнями, но Он остался без всякого вреда, ибо время Его еще не настало. Когда фарисеи изгнали Иисуса из храма, Он на выходе увидел нищего слепого, который был таким от рождения.
Христос хотел, чтобы в памяти тех, кто Его слушал в храме, Он оставался не только проповедником и Учителем слова, но и совершителем чуда или знамения, но такого, какое имело бы символическое значение.
Поскольку прежние исцеления Иисусом всегда сопровождалось словами:
Иисус должен был и хотел подтвердить Свои слова о Себе как Сыне Божием, сказанные в храме, делами. Потому что Бог-Отец послал Его, чтобы он творил их и пока Он здесь, в миру и с людьми, Он будет делать то, на что послан.
«Доколе Я в мире, Я свет миру».
«Свет миру» – ключевые слова в истории исцеления слепорожденного. О самом исцелении в Евангельской главе всего два стиха из сорока одного. Написана история исцеления очень интересно, простым языком и вся пропитана глубоким символизмом и богословским смыслом.
Итак, сказав ученикам, что Он – свет миру, Иисус совершил то, что привело к телесному и духовному прозрению слепца. Он взял горсть земли, смочил ее слюной и этой кашицей помазал место, где должны были быть глаза у слепца, но которых не было. Дальше Иисус отправил его к
Действительно, произошло чудо, у него не только появились глаза, но он стал видеть. Потом слепец решил вернуться на место, где Иисус его исцелил, но не застал Его: Иисус и ученики уже удалились с площади. Слепец не знал, Кто Этот Человек, знал только Его имя. Но он хотел Его отблагодарить.
Но не на чуде делает акцент апостол, а на том действии, какое оно произвело в других, на том, как через это чудо начало происходить исцеление телесно зрячих, но духовно слепых.
Чудо вызвало сомнение среди народа и соседей, вызвало страх перед вождями у родителей, распрю и смятение среди фарисеев, которые не могли поверить, что произошло то, что от века никогда и ни с кем не происходило – исцеление не просто слепого, что случалось и раньше, а того, кто был рожден слепым.
Знавшие слепого давно, стали спрашивать, как он прозрел, но некоторые не верили, что это тот же, кого они знали раньше. Стали спрашивать, кто Тот Человек, что исцелил его? Поскольку слепорожденный толком ничего не мог сказать, его отправили к фарисеям, чтобы они удостоверились в чуде, как было принято. Например, когда кто-то излечивался от проказы, священник должен был удостоверить исцеление.
Фарисеи, вместо удостоверения свершившегося исцеления, устроили слепому допрос: он снова отвечал на те же вопросы, какие ему задавали и раньше. Но фарисеи обратили внимание не на факт исцеления, а на то, что оно произошло в субботу.
Это было преступление, за которое Тот, Кто совершил чудо, должен был отвечать. И уж никак Его нельзя было называть Пророком, как сделал исцеленный. Но поскольку не все фарисеи так считали, то началась между ними распря и они попросили его привести родителей, которые должны были удостоверить, что сын их, и что действительно был слепой от рождения и что теперь исцелен.
Родители признали, что это их сын и что родился он слепым. А как прозрел, не знают, потому что боялись, что фарисеи отлучат их от храма и синагоги. Тогда фарисеи снова начали допрос слепца, уже угрожая ему, а не просто спрашивая.
Фарисеи надеялись смутить его, заставить изменить показания или найти в них противоречия, которые можно было бы истолковать в свою пользу, а его представить путаником показаний. Обычный прием, который и до сих пор в ходу.
Однако, слепец оказался стойким, что никто от него не ожидал. Духовное зрение, обладателем которого он стал неожиданно для себя, настолько придало ему уверенности, что он, нисколько не смущаясь и не оправдываясь, не стал повторять своих слов, а иронически заметил: «Может, и Вы хотите стать Его учениками, если так подробно расспрашиваете?»
Взбешенные фарисеи от неожиданности и такого дерзкого ответа возмутились: «Мы – Моисеевы ученики, а ты – ученик неизвестно Кого, потому что не знаем, откуда Он». - «Так ведь в том-то и дело, что вы не знаете, откуда Он, хотя такое чудо совершить без Бога невозможно», - смело продолжал слепорожденный.
Хотя он ничего не знал об Иисусе, кроме Его имени, но внутренним духовным зрением увидел Его Божественность. Этими словами слепец окончательно вывел фарисеев из себя и со словами «Пошел вон, во грехах весь родился, а нас еще будешь учить!»
Иисус, узнав о том, что случилось на допросе исцеленного Им, находит его, желая укрепить в вере и наградить за стойкость. Перед Ним был живой пример того, как слепой телом и душой, теперь прозрел, и не только телесно, но и духовно. Иисус открывается слепорожденному, что Он - Сын Божий, веру в Которого исцеленный тут же исповедал.
Вокруг Иисуса были те, кто был способен прозреть, и те, кто упорствовал в своем неверии. И они все больше и больше расходились в своих путях. Иисус указывает на это: «На суд пришел Я в мир, чтобы те, кто считает себя невидящими, начали видеть, а кто считает себя видящими, были слепы».
Это точка в истории исцеления слепорожденного и вывод из чуда. «Всех, кто искренне хочет прозреть и признаются, что слепы, Я исцеляю. А кто хочет знать много, слепнут от того, что других просветляет». Тут оскорбленные фарисеи поняли, что это о них говорит Иисус. Тогда они спрашивают: «Может быть, Ты нас имеешь в виду под этими слепцами?».
На что Спаситель с горечью и грустью говорит: «К сожалению, да. Я бы хотел, чтобы вы сами осознали себя слепцами, тогда бы не было на вас греха, но поскольку вы считаете себя зрячими, то грех на вас остается». Грех упорства и сопротивления очевидному. Страшно было то, что фарисеи считали, что они - свет миру, а слепой, ведущий слепых, сам упадет в яму и других в неё приведет.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
- Семик
- Летопись обращения
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Дебора и Барак
- Авессалом, Авессалом
- Симона Вейль: она вернула миру вертикаль
- Святым духом...Иконография Пятидесятницы
- Зеленые святки
- Жены-мироносицы. Хрупкая любовь