Страстной цикл А.С.Пушкина. Великий пост

strastnoj_cikl10В понедельник начался  Великий пост. Первая и последняя  недели  – самые тяжелые. Не только по церковным канонам - с длительными богослужениями, обилием земных поклонов, воздержанием от пищи и развлечений, но и по народным поверьям.

Начинается Великий пост с Чистого понедельника, заканчивается - Чистым четвергом, замыкающим великопостный  круг вместе со страстной седмицей. Начинаясь с внешней чистоты - уборки квартиры, стирки и бани, он заканчивается  чистотой духовной.

В  1836 году, за полгода до своей смерти,  Александр Сергеевич написал цикл, непосредственно связанный с Великим постом и страстной неделей, условно названный исследователями «Страстным» или Каменноостровским – по месту его создания.

Лето 1836 года поэт проводит с семьей в Петербурге - на даче на Каменном острове. Осенью он планирует уехать в деревню, куда давно рвался и готовил к переезду жену. Не хватало одного – денег.

Последние полтора года были для Александра Сергеевича мучительными: его не оставляют дурные предчувствия, он хочет вырваться из прежнего окружения, прежней жизни, порвать со всем прежним. Стихотворение «Странник», написанное в 1835 году, передает это трагическое настроение:

Однажды, странствуя среди долины дикой,
Незапно был объят я скорбию великой
И тяжким бременем подавлен и согбен.
Как тот, кто на суде в убийстве уличен.
Потупя голову, в тоске ломая руки,
Я в воплях изливал души пронзенной муки
И горько повторял, метаясь как больной:
«Что делать буду я? что станется со мной?»
(«Странник», отрывок, 1835 г.)

Духовный кризис, переосмысление жизни, ценностей, отношения с властью, к творчеству, близким – все не нравилось и все тяготило. Тьма сгущалась, по нарастающей слышатся тревога, безнадежность, усталость от попыток вырваться из замкнутого круга.

Напрасно я бегу к сионским высотам,
Грех алчный гонится за мною по пятам...
Так, ноздри пыльные уткнув в песок сыпучий,
Голодный лев следит оленя бег пахучий.
(1836 г.)

Все чаще поэта посещают мысли о смерти, особенно обострившиеся со смертью матери. Она умерла в Петербурге, в Светлый Пасхальный День 1836 года. И волею этих трагических обстоятельств Александр Сергеевич в последний раз побывал в любимом Михайловском.

strastnoj_cikl3

Сюда он перевозит гроб матери и хоронит ее в Успенском монастыре. Здесь же он «бронирует» место для своей могилы, рядом с матерью, предчувствуя свою скорую смерть. Под впечатлением от Страстной недели и поста, смерти матери,  грустных мыслей и предчувствий Пушкин пишет летом 1836 знаменитый «Страстной» цикл.

В нем эти настроения и мысли  переданы так, будто он сам переживает последние страстные дни, тоже распинаемый на кресте. Он готовился умереть и  его "Я памятник..."  звучит как эпитафия на собственную смерть. И могила готова, и эпитафия - на надгробный памятник…

Владимир Соловьев как-то сказал, что если бы поэт остался жив после той трагической дуэли, то с литературой было бы покончено: пережив смертельную рану, он перестал бы быть поэтом и встал бы на путь служения Богу.

Основания так говорить у философа были. Кто знает, случилось бы это или нет, но никто не будет отрицать, что с годами творчество Пушкина становилось все более религиозно-насыщенным и философски-настроенным. Стихотворений становилось  меньше, но сгусток духовной энергии в них - мощнее, интонация – трагичнее, прежнего молодого, веселого и радостного Пушкина – все меньше.

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…
(Отрывок, 1835 г.)

 

«Страстной» или Каменноостровский цикл  включал, по замыслу поэта,  шесть стихотворений, пронумерованных в том порядке, в каком они должны были появиться. Два из них – I и V - обнаружить не удалось. Остальные имели такой порядок:

II. Отцы пустынники и жены непорочны…;
III. Подражание итальянскому («Как с древа сорвался предатель ученик…»);
IV. Мирская власть;
VI. Из Пиндемонти.

Этот цикл – жемчужина и  вершина поэтического творчества Александра Сергеевича. Простота, глубина, единый стержень с единой символикой страстной седмицы, философское осмысление своей жизни в свете Евангелия делают цикл уникальным, подобного которому в русской поэзии нет.

Есть Рождественский цикл Иосифа Бродского, но Страстной –  один, вот этот, Пушкинский. Кроме перечисленных, в цикл включаются иногда и другие стихотворения:

strastnoj_cikl9"Напрасно я бегу к сионским высотам...", цитировавшее выше; "Когда за городом, задумчив, я брожу..." и "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...".

К этому циклу примыкает также стихотворение «Странник» с трагическим описанием собственного духовного кризиса и мучительным поиском выхода из него.

Порядок стихотворений цикла соответствует дням  Страстной седмицы, в которые вспоминаются последние дни жизни Иисуса Христа. Первым у Александра Сергеевича стоит стихотворение, посвященное молитве,  составленной еще в четвертом веке Ефремом Сириным:

Господи и Владыко живота моего,
Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю!
Даруй ми зрети моя прегрешения,
И не осуждати брата моего
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь.

strastnoj_cikl

М.В. Нестеров "Отцы-пустынники и жены непорочны..."

Молитва читается с земными и малыми поклонами каждый день по шесть-семь раз в  течение всего великопостного богослужения, исключая субботы и воскресения, которые, по большому счету, постными не являются и при исчислении сорока дней не учитываются.

Молитва не только красивая, но и сильная, любимая прихожанами, и мной, в том числе. И хотя с годами все сложнее исполнять ее физически, но это прибавляет сил. Ноги болят, спина ноет, но молитва настраивает тело и душу как настройщик - расстроенное пианино.

В молитве перечисляются основные грехи: праздность, уныние, любоначалие, празднословие, а потом следует прошение о даровании самого важного: терпения, смиренномудрия, целомудрия, любви, неосуждения ближнего и видения только своих грехов.

Последний раз прихожане слышат молитву Ефрема Сирина  в Великую среду и Александр Сергеевич Пушкин передает свое впечатление от молитвы и перекладывает ее на поэтический язык почти дословно.

strastnoj_cikl12

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Все чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
(1836, лето, Каменный остров)

Стихотворение, открывая "Страстной" цикл, словно камертон, задает общий тон циклу, как задает  тон всему Великому посту молитва  святого сирийского "пророка".

(Продолжение здесь)

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged Великий Пост, Любимые писатели и поэты, церковная жизнь. Bookmark the permalink.

10 Responses to Страстной цикл А.С.Пушкина. Великий пост

  1. Если мы о Пушкине знаем мало, то что говорить о других русских поэтах. Это удручает. Зато есть простор для просвещения.

  2. Sergey says:

    Как всегда, Тина, узнал из вашего поста новые для меня сведения о великом поэте. Например, я не знал, что незадолго до своей гибели он похоронил мать. О его религиозности тоже узнал из вашего поста. Спасибо, что просветили!

  3. Вы напрасно считаете, что у мена нет сомнений, еще какие сомнения, иначе бы я не писала такие тексты как, например, текст о Пусси Райот http://sotvori-sebia-sam.ru/cerkovnaya-zhizn/.
    Тридцать семь для Пушкина — конец жизни, для переживших этот роковой возраст — это только кризис середины жизни. Пушкин был очень страстным человеком, как я его понимаю, но если бы он не был глубоко верующим никогда бы не появилась «Капитанская дочка», «Каменноостровский (страстной) цикл» и «Я памятник себе воздвиг…». Он ошибался, как все, грешил, как все, проходил все круги земного ада, как все. 37 лет ему хватило, чтобы понять свою миссию, и свои корни. Жаль, что здесь мы с Вами не сходимся. Я его понимаю, потому что сама тяжело пережила кризис середины жизни, но выжила как-то, во многом помогла вера и «ученость», точнее, тяга к знаниям и желание учиться, использовав по полной программе время, когда была свободна и без работы.

  4. nadilel says:

    В конце жизни? Тина, Пушкин и половины жизни не прожил, а что говорить о конце… 37 лет — это возраст самых больших сомнений, время, когда человек задумывается о своих предках и корнях, и Пушкин не исключение.
    Я понимаю, что вы, Тина стойкий и непоколебимый в православной вере человек, а сомнения — это удел ученных и таких неучей как я, а вы этот народ не очень-то жалуете… 😉

  5. Это Бродский так писал, а Пушкин прошел путь от Гаврилиады до предсмертного прощения всех, упокоившись в мире и согласии с Богом. Бродский никогда не считал себя набожным и верующим, хотя и писал стихотворения на евангельские темы, а Пушкин в конце жизни пришел к Богу и все последние годы мучительно искал веру, возвращаясь к своим корням и вере отцов.

  6. nadilel says:

    «Пушкин — трагическая фигура, за пятнадцать лет он прошел путь от кощуника до глубоко верующего человека.», Тина, Пушкин не успел разувериться …
    «…как будто жизнь начнется снова,
    как будто будет свет и слава,
    удачный день и вдоволь хлеба,
    как будто жизнь качнется вправо,
    качнувшись влево.»

  7. Но это же естественный путь любого нормального человека: сначала бурная юность, потом — озарение или обращение, которое наступает моментально и от тебя мало что зависит (знаю по себе). А потом ты уже только следуешь дальше на призыв. Кто с большим, кто с меньшим усердием. Вчера была передача по ТВ о Евгении Стеблове, что играл в фильме «Я шагаю по Москве». У него сын ушел в монастырь, хотя тоже был актером и даже снял свой фильм как режиссер, но потом вдруг — как всегда бывает и все: все становится противно. «Я предпочту умереть для мира, чем вообще умереть» — это были слова сына. Призывают далеко не каждого. И как у Есенина:
    Мне осталась одна забава:
    Пальцы в рот — и веселый свист.
    Прокатилась дурная слава,
    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!
    Много в жизни смешных потерь.
    Стыдно мне, что я в бога верил.
    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!
    Все сжигает житейская мреть.
    И похабничал я и скандалил
    Для того, чтобы ярче гореть.

    Дар поэта — ласкать и карябать,
    Роковая на нем печать.
    Розу белую с черной жабой
    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись
    Эти помыслы розовых дней.
    Но коль черти в душе гнездились —
    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,
    Отправляясь с ней в край иной,
    Я хочу при последней минуте
    Попросить тех, кто будет со мной, —

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
    За неверие в благодать
    Положили меня в русской рубашке
    Под иконами умирать.

    Виктор, посмотрите комментарий Юрия, написанный Вам. Если захотите, ответьте.

  8. Вы угадали мои мысли: я действительно не хотела писать, по крайней мере, в первую неделю поста: хожу в храм на канон Андрея Критского, завтра хочу причаститься. И вообще первая неделя — святая и страшная одновременно, два в одном. Но как ее проведешь, таким и весь Пост будет. Но после храма энергии прибавляется, хотя вкушаю только горячий кипяток и хлеб. И тянет писать, хотела написать о молитве Ефрема Сирина, а получилось — о Пушкине, неожиданно для самой себя. Пушкин для многих — особая тема, в том числе и для меня. Помню, когда начала снова, после школы, его и про него читать в далеко не самый лучший период моей жизни, уже будучи взрослой, я рыдала: над его судьбой, над ним и над собой (как же без этого!?). Все становится понятно, когда сам попадаешь в подобную ситуацию. Он открылся совсем с другой стороны. Человек, загнанный в тупик, который не смог из него выкарабкаться, потому что не захотел. Он не хотел жить. И сейчас я снова вернулась в то время, к нему и к себе той, которая его читала другими глазами, когда я тоже хотела умереть. Пушкин — трагическая фигура, за пятнадцать лет он прошел путь от кощуника до глубоко верующего человека.
    Можно сравнить его послание к В.Л.Давыдову (1921 год)
    А мой ненабожный желудок
    «Помилуй, братец, — говорит, —
    Еще когда бы кровь Христова
    Была хоть, например, лафит…
    Иль кло-д-вужо, тогда б ни слова,
    А то — подумай, как смешно! —
    С водой молдавское вино».
    Но я молюсь — и воздыхаю…
    Крещусь, не внемлю сатане…
    А все невольно вспоминаю,
    Давыдов, о твоем вине… и т.д.

    И это, из страстного цикла (1836):

    Владыко дней моих! дух праздности унылой,
    Любоначалия, змеи сокрытой сей,
    И празднословия не дай душе моей.
    Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
    Да брат мой от меня не примет осужденья,
    И дух смирения, терпения, любви
    И целомудрия мне в сердце оживи.

    А про деньги и деревню — ничего не изменилось со времен Пушкина. Писать буду, но реже.

  9. nadilel says:

    Я уж подумала, что вы, Тина, в честь поста и статьи не будете писать… потому как читать ваши статьи, достовляет мне такое же удовольствие, как и вкушать далеко не постную еду 😉
    Вот сижу и думаю, где бы деньги раздобыть, чтоб уехать в родную деревню ( хоть в чем-то с Александром Сергеевичем похожа 😉

  10. Я о Пушкине два слова. Вот сколько встречаю примеров прихода к Богу, всегда это:
    очень бурно и неестественно, ненормально проведённые годы; переосмысление своей жизни; какое-либо несчастье и т. д. А ещё отсутствие друзей, единомышленников, усталость, которую ничем не излечить моментально. То есть нужна сила воли, определение своих возможностей и цели. Трудно! Силы ушли на многое и ненужное, а подпёрло и их не хватает.
    Мне понравилось ваше описание про Пушкина. Об остальном мне сказать нечего. Моё отношение ко всему этому вы знаете. Друзей нужно иметь. Хороших, настоящих. Как говорил Евдокимов, с которыми и помолчать можно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *