Давно меня интересует вопрос: как люди, выходящие на пенсию, выбирают стратегию дальнейшей жизни? Для большинства, наверное, этот вопрос вообще не стоит, но для меня и для многих других, вопрос остается и ответить на него оказывается не так просто.
Какая из стратегий не то чтобы верна, а более предпочтительна, если учесть, что в мире все больше людей с возрастом начинают страдать болезнью Альцгеймера? Зачем восьмидесятилетняя женщина учит древнегреческий язык, спасет ли это ее от страшной болезни? Или, если есть предрасположенность генов, то не спасет ничего? Специалисты отвечают:
«Человеку может повезти с генами, но все равно нужно постоянно учиться и прокачиваться. Везение с генами это как рояль Steinway, доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нем все равно нужно учиться.
Важно понять, что мы зависим от нашего мозга на все 100%. Да, мы смотрим на мир «своими глазами», что-то слышим, что-то ощущаем, но то, как мы понимаем это все, зависит только от мозга. Он сам решает, что нам показывать и как. Мозг знает, как учиться, и понимает, как он это делает, но не объясняет этого нам. Если бы поняли, мы бы по-другому учились».
Есть у меня две знакомых: одна, выйдя на пенсию, постоянно что-то начинает: то учит английский язык или итальянский, то займется сетевыми продажами, то учится играть на фортепиано или заниматься вокалом, то начнет ходить на танцы или увлечется Северной традицией;
то откроет свой видеоканал на ютьюбе, то начнет худеть и учиться китайской гимнастике цигун, то займется флористикой, то решает стать администратором сайтов и откроет свой. И так далее, и тому подобное.
В общем, что захочет, тем и начинает заниматься. Все бы хорошо, но все увлечения длятся ровно столько, сколько длится ее интерес: от двух-трех месяцев до года максимум. А потом – все: интерес пропал и все заканчивается.
Другая - действует совсем иначе. Она считает, что в любом деле есть подъемы и спады, что все надо доводить, по возможности, до логического конца, даже когда пропадает интерес к начатому.
Карстен Thormaehlen. Фотопроект "Столетние"
Усталость, потеря интереса и появление других препятствий само по себе не является основанием бросить дело, а являются стимулом к их преодолению, а от преодоления возникает эмоциональный подъем и путь продолжается.
Маленькими шажками, не замахиваясь на большое, но каждый день идти по выбранному пути, не думая о результате, а получая удовольствие от самого процесса, даже если не знаешь, дойдешь ли до желаемого результата.
В связи с этим думаю: эти две, такие разные стратегии, выбирают они или им только кажется, что они, а на самом деле выбирает и решает за них мозг? В конечном итоге, и то, и другое – есть просто способ «не дать себе засохнуть», а выбор зависит от темперамента, условий и от собственного мозга, решающего, что полезно, а что вредно и как жить?
Что плохого если человек хочет пробовать все, а другой не хочет распыляться? В Древнем Китае, например, чтобы занять руководящую должность, надо было сдать всего два экзамена: стихосложение и каллиграфию.
И если ускорение развития ребенка губительно для него, то может быть и губительно для пожилого человека ускорение атрофии мозга, т.к. он, как созревает по частям, так по частям и умирает.
Или если мозг постоянно учится, то человек дольше будет оставаться в сознании? А вот Георгий Иванович Гурджиев, не последний человек в этом мире, считал:
Нет ничего хуже, чем начать работу над собой, а затем бросить её и оказаться между двух стульев; лучше уж и не начинать. И для того, чтобы не начинать напрасно, чтобы не рисковать обмануться на свой счёт, человек должен неоднократно проверить своё решение.
Прежде всего, ему необходимо знать, как далеко он желает идти, чем готов пожертвовать. Нет ничего проще, чем заявить: «Всем». Человек никогда не сможет отказаться от всего, да от него этого и не потребуют. Но ему надо точно определить, чем он намерен пожертвовать, и впоследствии не торговаться. Или с ним случится то, что случилось с волком в одной армянской сказке.
Жил как-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слёзы многих людей. Наконец, не знаю почему, он почувствовал вдруг угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни; он решил измениться и более не убивать овец.
Чтобы всё было серьёзным, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен. Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать немало овец и у священника; поэтому священник со всей серьёзностью молился о том, чтобы волк изменился.
Карстен Thormaehlen. Фотопроект "Столетние"
Но вдруг волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник всё молится, и молитве не видно конца. Наконец, волк не выдержал и зарычал: «Кончай, поп! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!»
Эта сказка очень хороша, потому что великолепно описывает человека. Он готов пожертвовать всем; но вскоре выясняется, что сегодняшний обед – это совсем другое дело. «Человек всегда желает начинать с чего-то большого. Но это невозможно: выбирать не из чего; мы должны начинать с вещей и дел сегодняшнего дня».
Другими словами, у каждого - свой стиль и важно его найти. Главное при выборе стратегии честно ответить себе на вопрос: «Зачем?»: для того, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту, или для того, чтобы прожить до ста лет в полном, если не здравии, то в сознании?
Карстен Thormaehlen. Фотопроект "Столетние"
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
About Тина Гай
Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
Самоубийство, конечно, тема очень интересная. Считать ли пожертвование ради другого самоубийством, например, на войне, или при пожаре или поведение Самсона, когда он обрушил здание на филистимлян? Здесь важна мотивация и цель, которые позволяют, на мой взгляд, отделить одно от другого: самоубийство от пожертвования.
————————————————
Что касается старости. Старость — это оценочное понятие (опять же на мой взгляд). Когда она наступает? В 40-50-60 или семьдесят лет? Есть люди, которые устают от жизни и начинают ощущать себя стариками еще будучи вполне физически здоровыми. Возраст — не является показателем старости. Им является внутреннее ощущение себя. В 80 можно ощущать себя на сорок, и в сорок — на восемьдесят. Религия в данном случае, только помогает человеку оставаться внутренне самодостаточным, не впадать в отчаяние и уныние. У природы нет плохой погоды, а возраст — это и есть природа. В старости многие вещи становятся яснее и прозрачнее: на расстоянии все видится несколько иначе. Факты нашей биографии оцениваются уже не так, как они оценивались в момент, когда они случались. Все оказывается промыслительным. Это время переоценки и осмысления, которое гораздо плодотворнее времени действия. Лишать себя такой возможности было бы, по крайней мере, неразумно, не говоря уже о том, что опыт каждого поколения ценен как исторический факт. Я, например, очень жалею, что когда-то не расспрашивала у матери о царском или сталинском времени. О них как-то не принято было говорить. А если бы поинтересовалась, то могла бы многое услышать интересного. История уходящего поколения важна для живых, молодых и полных сил, чтобы они понимали: жизнь коротка. Во-вторых, старики — это лакмусовая бумажка для проявления души: любить пожилого человека с его страхами, капризами, беспамятством очень непросто. Некоторые предпочитают отдавать стариков в дом престарелых или вообще о них забывать. Все в жизни имеет значение и старость — тоже. Конечно, человек, вправе распоряжаться своей жизнью, но он приходит в жизнь не по своей воле и не по своей воле, думается, должен из нее уходить. «Бог дал, Бог взял» — в случае с жизнью только так. Этом мое сугубо личное мнение. Но каждый вправе думать иначе и распоряжаться своей жизнью в соответствие со своими представлениями и религиозными взглядами.
Пожалуй, Вы правы. Хотя, тот же Пушкин писал:»Кто жил и думал, тот не может в душе не презирать людей…» Специалисты не могут все знать о человеке и о его 100% зависимости от сознания. Ведь если до конца продумать этот утверждение, то мы придем совсем к нерадостным мыслям. Ф.Ницше как-то писал: «Если отвлечься от требований, которые ставит религия, то позволительно спросить: почему для состарившегося человека, ощущающего упадок сил, должно быть достойнее терпеть свое медленное истощение и разрушение, чем совершенно сознательно положить ему конец? Самоубийство есть в этом случае вполне естественное и напрашивающееся само собою действие, которое, как победа разума, должно было бы возбуждать наше уважение; и оно действительно возбуждало его в те времена, когда старейшины греческой философии и храбрейшие римские патриоты имели обыкновение умирать через самоубийство. Напротив, стремление посредством боязливого совещания с врачами и мучительнейшего образа жизни влачить существование изо дня в день, не имея силы приблизиться к подлинной цели жизни, заслуживает гораздо меньшего уважения. – Религии богаты всякими уловками против требования самоубийства; этим они вкрадываются в доверие тех, кто влюблен в жизнь.
Нет, кое-что все-таки, наверное, принадлежит. Хотя бы на этом свете. Конечно, там все будет по-другому и все, что здесь считается нашим, там уже таким считаться не будет.
Но про зависимость от мозга на 100% говорят специалисты, а не я. Я говорила о том, как человек начинает себя вести, выходя на пенсию. Не считаю я и то, что счастье при деменции — «подарок бытия беспомощному разуму». Это прямо по Пушкину «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она», а точнее — по Шатобриану, сказавшему «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке», а Пушкин перевел прозу в стихи. Но какая разница: и там, и там речь идет о счастье, как будто оно является конечной целью человека.
____________________________________________________________________________________
«…если вопрос о заполнении внутренней пустоты возник уже на пенсии, то уже поздно, поезд ушел» — поезд не уходит до последней минуты, тем более, что человек переживает такие моменты не единожды в течение жизни, но это вовсе не означает конца. Скорее — это новое начало: никогда, если одна дверь закрывается, не означает, что все остальные двери — тоже. Обязательно есть та, которая откроется после той, что закрылась последней. Здесь как раз многим приходит Божья помощь, только надо положиться на нее и не опускать рук. Страх приходит, когда надеешься на себя, а не на силу Всевышнего.
В этом посте мне понравился, пожалуй, последний абзац: «ЗАЧЕМ?» Если только для того, чтобы прожить немного больше лет — зачем? Никакое хобби, работа, физкультура, деньги и т.д. не решат главную проблему каждого человека. В конце жизни человек становится менее защищенным, не может скрывать свои недостатки, которые все более явно выходят наружу. Жизненные силы уходят. А проблема конечности существования и смысла нашего появления в этом мире остается и становится более радикально. Человека вполне осознанно и неосознанно терзают страхи. Сознание, на которое Вы так уповаете, нам здесь не поможет, т.к. вопросы вечности ограниченный ум понять не может. Отсюда — его защитные реакции, психические болезни, самоубийства, которые тем больше, чем более развито общество и интеллект нации. Деменция — это подарок бытия беспомощному разуму. Посмотрите как счастливы впавшие в детство старики. Поэтому, если вопрос о заполнении внутренней пустоты возник уже на пенсии, то уже поздно, поезд ушел. Быстрее всего мы пополним ряды бодрящихся пенсионеров, пытающихся всеми силами продлить агонию, либо на угрюмых, никого не любящих, все время брюзжащих, махнувших на все рукой, и доживающих свой век стариков. Кстати, Вы Тина, как я понял из информации сайта, преподавали в церковной школе. Тогда надо было сказать, что мы не зависим на 100% от нашего сознания. Есть такое понятие как благодать, Божья помощь. В буддизме — это третья часть триединого пути — мудрость, которая стяжается на протяжении всей жизни.
О смерти думаю редко и почему-то в последнее время все чаще, что не может быть, чтобы я умерла. Но вот старческого слабоумия все-таки боюсь. Оставаться жить, но без памяти — это страшно, и м.б. не столько для человека, сколько для его близких. У моего знакомого так умирала мать. Он к ней пришел, а она его не узнает. Абсолютно. Он ей показывает свой паспорт и фотографию, а она не знает, кто это. Последним она перестала узнавать мужа.
Борятся те, Тина, кому страшно… я не боюсь того, что должно произойти и чего я изменить не смогу, даже если освою науку индомонстров… Нами управляет мозг, и если он, как и сердце, отпашет свою колею — новая не начнется. Ученные пока не нашли панацею от забвения, а добровольно становиться их безропотным плугом на их колее — увольте… вот когда откинусь — тогда пожалуста, берите мое бренное тело и изучайте, особенно мозг — считайте, взвешивайте, копайтесь, да хоть спиртуйте
Мне тоже приходят иногда такие мысли и страшно боюсь Альцгеймера. По статистике ею болеют почти треть пожилых. Вот и стараюсь держать ум в бодрости и тонусе. авось, поможет. Ваш ум — не дремлет, и никаких признаков того, что Вам грозит «неразумная» старость — не вижу. Но исключать что-то в этой жизни невозможно и на всякий случай надо тренироваться, бороться и не сдаваться «врагам»
Вот вспомнилось Пушкинское:
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его….
Никогда не задумывалась, что буду делать на пенсии, мне всегда катастрофически нехватает времени… Хотелось бы конечно прожить в разумной старости, но что-то мне подсказывает, что мне это не грозит 😉
Ездить по стране и за рубеж — это, конечно, не для простого русского пенсионера. Разве что у кого дети очень богатые и могут свозить своих родителей куда-нибудь. Москва дорогой город, с ним может сравниться разве что Петербург. Я живу в небольшом провинциальном городке, где никаких развлечений нет, но если бы и были, меня никуда не тянет. Мне нравится читать и писать. Я узнаю очень много того, о чем всегда мечтала, но не было ни времени, ни технических возможностей, какие есть сейчас. Имею в виду Интернет. Кроме книг, ничего себе не покупаю: всего хватает. А на книги, конечно, откладываю. Боюсь одного — заболеть. Вот тут начнутся проблемы. И чтобы все близкие были живы и здоровы. А умереть от голода — в наше время — просто не реально. А к дочери я тоже не обращаюсь за помощью. Более того, если когда-нибудь обращусь, то это для меня будет очень плохо, т.к. будет означать мое бессилие и впадение в детство. А я хочу как можно дольше стоять на своих ногах и чувствовать свою самостоятельность и взрослость.
Тина, свобода — это, конечно, здорово, просто мечта. Есть у меня примеры перед глазами. Кто-то, достигнув пенсионного возраста в тот же день уволился и начал писать стихи и прозу. Кто-то ездит по стране и за рубеж (но для этого нужен постоянный доход помимо пенсии). кто-то занимается самообразованием, есть возможности и в Москве бесплатно сходить в театр, посетить интересные мероприятия (которые проводятся и в ЦСО, и в библиотеках). Главное, чтобы здоровья хватило. Согласна, что можно так оптимизировать свои расходы, что пенсии хватит. Хотя… Если только ничего не сломается (телевизор, холодильник, стиральная машина, крыша, печка, машина, далее по списку) и не порвётся (куртка, обувь), и ещё… Если кто любит ездить, то на это денег может не хватить — ни на билеты, ни на бензин. Вот это особенно обидно. Конечно, можно попросить материальной помощи у детей, но это тоже не у всех получится.
Пенсии разные и потребности разные. Не все зависит от накоплений, хотя, конечно, они необходимы хотя бы на черный день, который на пенсии может случиться в любой момент. Я на пенсии уже давно. Уходила с хорошо-оплачиваемой работы на пенсию в две с небольшим тысячи. Несколько раз подрабатывала, пока не поняла, что мне гораздо комфортнее заниматься тем, чем хочу. Свобода для меня важнее, чем любая работа по найму. И как-то приспособилась к небольшой пенсии и даже научилась откладывать. Но это мой опыт, у других людей — другие пенсии и другие заботы. Но ясно одно, что в России подавляющее большинство боится старости. И прежде всего из-за боязни оказаться нищим. Этого страха в СССР не было.
Абсолютно согласна: «Те, кто активно сопротивляются старению, имеют больше шансов прожить дольше и, главное, в активном состоянии». Хобби в этом процессе не последнее дело и предыдущая жизнь, конечно, во многом определяет последующую, в том числе и в «третьем» возрасте. Сопротивление и преодоление — это и есть способ продления жизни до максимально возможного. Только сопротивление старости может победить старость.
Я бы выделил два момента «выбора стратегии».
Первый: если у человека есть хобби, то пенсия для него — это свобода. Здесь и нет проблемы выбора — хобби — оно или есть или нет!
Второй: старение неизбежно со всеми его ущербностями. Будет человек бороться со старением или нет — может показаться, что это его выбор, но похоже, что этот выбор уже сделан его предыдущей жизнью и его сформировавшейся личностью.
Те, кто активно сопротивляются старению, имеют больше шансов прожить дольше и, главное, в активном состоянии. Достойный пример — учение Галины Сергеевны Шаталовой о питании и образе жизни.
Тем, кто не заморачивается сопротивлением — уж как повезет — если наделены природным здоровьем, то могут прожить дольше и активнее первых. Но похоже, что таких мало
Очень актуально. Время летит очень быстро, не успеешь оглянуться, а уже и пенсия. И что делать? Продолжать работать или же уволиться и начать жить для себя? Но на какие средства? Хорошо, если успел накопить. А если нет? Ни на какие курсы не запишешься, никуда не сможешь поехать. Получил пенсию, заплатил за квартиру, посмотрел на остаток и ужаснулся: а что же я буду кушать до следующей пенсии? Такова реальность.
Самоубийство, конечно, тема очень интересная. Считать ли пожертвование ради другого самоубийством, например, на войне, или при пожаре или поведение Самсона, когда он обрушил здание на филистимлян? Здесь важна мотивация и цель, которые позволяют, на мой взгляд, отделить одно от другого: самоубийство от пожертвования.
————————————————
Что касается старости. Старость — это оценочное понятие (опять же на мой взгляд). Когда она наступает? В 40-50-60 или семьдесят лет? Есть люди, которые устают от жизни и начинают ощущать себя стариками еще будучи вполне физически здоровыми. Возраст — не является показателем старости. Им является внутреннее ощущение себя. В 80 можно ощущать себя на сорок, и в сорок — на восемьдесят. Религия в данном случае, только помогает человеку оставаться внутренне самодостаточным, не впадать в отчаяние и уныние. У природы нет плохой погоды, а возраст — это и есть природа. В старости многие вещи становятся яснее и прозрачнее: на расстоянии все видится несколько иначе. Факты нашей биографии оцениваются уже не так, как они оценивались в момент, когда они случались. Все оказывается промыслительным. Это время переоценки и осмысления, которое гораздо плодотворнее времени действия. Лишать себя такой возможности было бы, по крайней мере, неразумно, не говоря уже о том, что опыт каждого поколения ценен как исторический факт. Я, например, очень жалею, что когда-то не расспрашивала у матери о царском или сталинском времени. О них как-то не принято было говорить. А если бы поинтересовалась, то могла бы многое услышать интересного. История уходящего поколения важна для живых, молодых и полных сил, чтобы они понимали: жизнь коротка. Во-вторых, старики — это лакмусовая бумажка для проявления души: любить пожилого человека с его страхами, капризами, беспамятством очень непросто. Некоторые предпочитают отдавать стариков в дом престарелых или вообще о них забывать. Все в жизни имеет значение и старость — тоже. Конечно, человек, вправе распоряжаться своей жизнью, но он приходит в жизнь не по своей воле и не по своей воле, думается, должен из нее уходить. «Бог дал, Бог взял» — в случае с жизнью только так. Этом мое сугубо личное мнение. Но каждый вправе думать иначе и распоряжаться своей жизнью в соответствие со своими представлениями и религиозными взглядами.
Пожалуй, Вы правы. Хотя, тот же Пушкин писал:»Кто жил и думал, тот не может в душе не презирать людей…» Специалисты не могут все знать о человеке и о его 100% зависимости от сознания. Ведь если до конца продумать этот утверждение, то мы придем совсем к нерадостным мыслям. Ф.Ницше как-то писал: «Если отвлечься от требований, которые ставит религия, то позволительно спросить: почему для состарившегося человека, ощущающего упадок сил, должно быть достойнее терпеть свое медленное истощение и разрушение, чем совершенно сознательно положить ему конец? Самоубийство есть в этом случае вполне естественное и напрашивающееся само собою действие, которое, как победа разума, должно было бы возбуждать наше уважение; и оно действительно возбуждало его в те времена, когда старейшины греческой философии и храбрейшие римские патриоты имели обыкновение умирать через самоубийство. Напротив, стремление посредством боязливого совещания с врачами и мучительнейшего образа жизни влачить существование изо дня в день, не имея силы приблизиться к подлинной цели жизни, заслуживает гораздо меньшего уважения. – Религии богаты всякими уловками против требования самоубийства; этим они вкрадываются в доверие тех, кто влюблен в жизнь.
Нет, кое-что все-таки, наверное, принадлежит. Хотя бы на этом свете. Конечно, там все будет по-другому и все, что здесь считается нашим, там уже таким считаться не будет.
Вот она истина, Тина — все что мы наивно считаем своим — нам не принадлежит.
Но про зависимость от мозга на 100% говорят специалисты, а не я. Я говорила о том, как человек начинает себя вести, выходя на пенсию. Не считаю я и то, что счастье при деменции — «подарок бытия беспомощному разуму». Это прямо по Пушкину «Привычка свыше нам дана: Замена счастию она», а точнее — по Шатобриану, сказавшему «Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке», а Пушкин перевел прозу в стихи. Но какая разница: и там, и там речь идет о счастье, как будто оно является конечной целью человека.
____________________________________________________________________________________
«…если вопрос о заполнении внутренней пустоты возник уже на пенсии, то уже поздно, поезд ушел» — поезд не уходит до последней минуты, тем более, что человек переживает такие моменты не единожды в течение жизни, но это вовсе не означает конца. Скорее — это новое начало: никогда, если одна дверь закрывается, не означает, что все остальные двери — тоже. Обязательно есть та, которая откроется после той, что закрылась последней. Здесь как раз многим приходит Божья помощь, только надо положиться на нее и не опускать рук. Страх приходит, когда надеешься на себя, а не на силу Всевышнего.
В этом посте мне понравился, пожалуй, последний абзац: «ЗАЧЕМ?» Если только для того, чтобы прожить немного больше лет — зачем? Никакое хобби, работа, физкультура, деньги и т.д. не решат главную проблему каждого человека. В конце жизни человек становится менее защищенным, не может скрывать свои недостатки, которые все более явно выходят наружу. Жизненные силы уходят. А проблема конечности существования и смысла нашего появления в этом мире остается и становится более радикально. Человека вполне осознанно и неосознанно терзают страхи. Сознание, на которое Вы так уповаете, нам здесь не поможет, т.к. вопросы вечности ограниченный ум понять не может. Отсюда — его защитные реакции, психические болезни, самоубийства, которые тем больше, чем более развито общество и интеллект нации. Деменция — это подарок бытия беспомощному разуму. Посмотрите как счастливы впавшие в детство старики. Поэтому, если вопрос о заполнении внутренней пустоты возник уже на пенсии, то уже поздно, поезд ушел. Быстрее всего мы пополним ряды бодрящихся пенсионеров, пытающихся всеми силами продлить агонию, либо на угрюмых, никого не любящих, все время брюзжащих, махнувших на все рукой, и доживающих свой век стариков. Кстати, Вы Тина, как я понял из информации сайта, преподавали в церковной школе. Тогда надо было сказать, что мы не зависим на 100% от нашего сознания. Есть такое понятие как благодать, Божья помощь. В буддизме — это третья часть триединого пути — мудрость, которая стяжается на протяжении всей жизни.
О смерти думаю редко и почему-то в последнее время все чаще, что не может быть, чтобы я умерла. Но вот старческого слабоумия все-таки боюсь. Оставаться жить, но без памяти — это страшно, и м.б. не столько для человека, сколько для его близких. У моего знакомого так умирала мать. Он к ней пришел, а она его не узнает. Абсолютно. Он ей показывает свой паспорт и фотографию, а она не знает, кто это. Последним она перестала узнавать мужа.
Борятся те, Тина, кому страшно… я не боюсь того, что должно произойти и чего я изменить не смогу, даже если освою науку индомонстров… Нами управляет мозг, и если он, как и сердце, отпашет свою колею — новая не начнется. Ученные пока не нашли панацею от забвения, а добровольно становиться их безропотным плугом на их колее — увольте… вот когда откинусь — тогда пожалуста, берите мое бренное тело и изучайте, особенно мозг — считайте, взвешивайте, копайтесь, да хоть спиртуйте
Мне тоже приходят иногда такие мысли и страшно боюсь Альцгеймера. По статистике ею болеют почти треть пожилых. Вот и стараюсь держать ум в бодрости и тонусе. авось, поможет. Ваш ум — не дремлет, и никаких признаков того, что Вам грозит «неразумная» старость — не вижу. Но исключать что-то в этой жизни невозможно и на всякий случай надо тренироваться, бороться и не сдаваться «врагам»
Вот вспомнилось Пушкинское:
Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На черный пень? Спроси его….
Никогда не задумывалась, что буду делать на пенсии, мне всегда катастрофически нехватает времени… Хотелось бы конечно прожить в разумной старости, но что-то мне подсказывает, что мне это не грозит 😉
Ездить по стране и за рубеж — это, конечно, не для простого русского пенсионера. Разве что у кого дети очень богатые и могут свозить своих родителей куда-нибудь. Москва дорогой город, с ним может сравниться разве что Петербург. Я живу в небольшом провинциальном городке, где никаких развлечений нет, но если бы и были, меня никуда не тянет. Мне нравится читать и писать. Я узнаю очень много того, о чем всегда мечтала, но не было ни времени, ни технических возможностей, какие есть сейчас. Имею в виду Интернет. Кроме книг, ничего себе не покупаю: всего хватает. А на книги, конечно, откладываю. Боюсь одного — заболеть. Вот тут начнутся проблемы. И чтобы все близкие были живы и здоровы. А умереть от голода — в наше время — просто не реально. А к дочери я тоже не обращаюсь за помощью. Более того, если когда-нибудь обращусь, то это для меня будет очень плохо, т.к. будет означать мое бессилие и впадение в детство. А я хочу как можно дольше стоять на своих ногах и чувствовать свою самостоятельность и взрослость.
Тина, свобода — это, конечно, здорово, просто мечта. Есть у меня примеры перед глазами. Кто-то, достигнув пенсионного возраста в тот же день уволился и начал писать стихи и прозу. Кто-то ездит по стране и за рубеж (но для этого нужен постоянный доход помимо пенсии). кто-то занимается самообразованием, есть возможности и в Москве бесплатно сходить в театр, посетить интересные мероприятия (которые проводятся и в ЦСО, и в библиотеках). Главное, чтобы здоровья хватило. Согласна, что можно так оптимизировать свои расходы, что пенсии хватит. Хотя… Если только ничего не сломается (телевизор, холодильник, стиральная машина, крыша, печка, машина, далее по списку) и не порвётся (куртка, обувь), и ещё… Если кто любит ездить, то на это денег может не хватить — ни на билеты, ни на бензин. Вот это особенно обидно. Конечно, можно попросить материальной помощи у детей, но это тоже не у всех получится.
Пенсии разные и потребности разные. Не все зависит от накоплений, хотя, конечно, они необходимы хотя бы на черный день, который на пенсии может случиться в любой момент. Я на пенсии уже давно. Уходила с хорошо-оплачиваемой работы на пенсию в две с небольшим тысячи. Несколько раз подрабатывала, пока не поняла, что мне гораздо комфортнее заниматься тем, чем хочу. Свобода для меня важнее, чем любая работа по найму. И как-то приспособилась к небольшой пенсии и даже научилась откладывать. Но это мой опыт, у других людей — другие пенсии и другие заботы. Но ясно одно, что в России подавляющее большинство боится старости. И прежде всего из-за боязни оказаться нищим. Этого страха в СССР не было.
Абсолютно согласна: «Те, кто активно сопротивляются старению, имеют больше шансов прожить дольше и, главное, в активном состоянии». Хобби в этом процессе не последнее дело и предыдущая жизнь, конечно, во многом определяет последующую, в том числе и в «третьем» возрасте. Сопротивление и преодоление — это и есть способ продления жизни до максимально возможного. Только сопротивление старости может победить старость.
Я бы выделил два момента «выбора стратегии».
Первый: если у человека есть хобби, то пенсия для него — это свобода. Здесь и нет проблемы выбора — хобби — оно или есть или нет!
Второй: старение неизбежно со всеми его ущербностями. Будет человек бороться со старением или нет — может показаться, что это его выбор, но похоже, что этот выбор уже сделан его предыдущей жизнью и его сформировавшейся личностью.
Те, кто активно сопротивляются старению, имеют больше шансов прожить дольше и, главное, в активном состоянии. Достойный пример — учение Галины Сергеевны Шаталовой о питании и образе жизни.
Тем, кто не заморачивается сопротивлением — уж как повезет — если наделены природным здоровьем, то могут прожить дольше и активнее первых. Но похоже, что таких мало
Очень актуально. Время летит очень быстро, не успеешь оглянуться, а уже и пенсия. И что делать? Продолжать работать или же уволиться и начать жить для себя? Но на какие средства? Хорошо, если успел накопить. А если нет? Ни на какие курсы не запишешься, никуда не сможешь поехать. Получил пенсию, заплатил за квартиру, посмотрел на остаток и ужаснулся: а что же я буду кушать до следующей пенсии? Такова реальность.