Забытых имен много, но они остаются в культурном пространстве навсегда, если стали однажды культурным явлением.
Таким явлением был поэт Кочетков Александр Сергеевич, которого мало кто знает, но многие помнят «Балладу о прокуренном вагоне», известное как "С любимыми не расставайтесь!"
О самом поэте известно очень мало. Типичный
Работал в тишине и глубине, слыл чудаком за любовь к старушкам, кошкам и вообще ко всему живому. Он никогда не показывал своего дурного настроения, все и всегда видели перед собой приветливого и милого человека.
У него никогда не водились деньги, а если и появлялись, то тут же перетекали в пустые кошельки на помощь нуждающимся или на содержание кошек. К любому живому существу он относился с благоговением, как относятся к святыне.
Сергей Ширвинский рассказывает, что когда в 1938 году вместе с женой Кочетков снимал летом в имении Шервинских в Черкизово-Старках избу, Александр Сергеевич занимался переводом Шиллера. Во время его работы за письменным столом, в окно залетали птицы. Они садились ему на голову и плечи, но он не решался их отогнать, считая птиц священными посланниками.
Его беспомощность и стеснительность в отношении собственных стихов также удивляла: если стихи попадали в редакцию, то он боялся приходить за ответом, не желая нарываться на отказ. Александр Сергеевич работал в русле русского классического стиха, его многие за это недолюбливали, считая ретроградом и архаиком, но близкие по духу поэты ценили. Особенно Кочетков был близок с Вячеславом Ивановым, с большим уважением к нему относилась Анна Ахматова, а летом 1941 года он пригласил в Черкизово-Старки погостить
Но так сложилось, что в литературе и поэзии Александр Сергеевич остался автором единственного стихотворения, написанного по трагическому случаю - крушению поезда, на котором должен был вернуться из Ставрополя, где отдыхал вместе с любимой женой.
Они так не хотели расставаться, что решили сдать уже купленный на поезд «Сочи-Москва» билет, чтобы еще три дня провести вместе, но так случилось, что они продлили свое счастье не только на это маленькое мгновение.
Через три дня Александр Сергеевич сел в другой поезд, а приехав в Москву, узнал, что многие знакомые, ехавшие в том самом поезде, на который он сдал билет, погибли: произошла железнодорожная катастрофа. В Москве его встречали как вернувшегося с того света.
Александр Сергеевич, потрясенный этой историей, написал стихотворение, которое первоначально называлось «Вагон». Стихотворение стало известным, его переписывали от руки, но с годами о нем забыли. В шестидесятые появилась пьеса А.Володина «С любимыми не расставайтесь..», а Э.Рязанов использовал стихотворение-балладу в своей популярной «Иронии судьбы…». Так стихотворение снова вернулось к нам, чтобы уже навсегда остаться в нашей памяти.
Урна с прахом была найдена случайно в феврале 2014 года усилиями Общества некрополистов, члены которого собрались методично обходить все московские кладбища в поисках урны с прахом Кочеткова, но их первая же поездка увенчалась успехом: в конторе колумбария Донского кладбища им сообщили, что есть единственный Кочетков А.С., умерший в 1953 г.
Но тот это или нет, они не знали. Когда поисковики подошли к урне, то ахнули, потому что на урне была полустертая надпись «Поэт Александр Сергеевич Кочетков». Больше ничего. Могила его жены, которая умерла четыре года спустя, до сих пор не найдена. В настоящее время урна с прахом поэта приводится в надлежащее состояние.
Баллада о прокуренном вагоне
Как больно, милая, как странно,
Сроднясь в земле, сплетясь ветвями, -
Как больно, милая, как странно
Раздваиваться под пилой.
Не зарастёт на сердце рана,
Прольётся чистыми слезами,
Не зарастёт на сердце рана -
Прольётся пламенной смолой.- Пока жива, с тобой я буду -
Душа и кровь нераздвоимы, -
Пока жива, с тобой я буду -
Любовь и смерть всегда вдвоём.
Ты понесёшь с собой повсюду -
Ты понесёшь с собой, любимый, -
Ты понесёшь с собой повсюду
Родную землю, милый дом.- Но если мне укрыться нечем
От жалости неисцелимой,
Но если мне укрыться нечем
От холода и темноты?
- За расставаньем будет встреча,
Не забывай меня, любимый,
За расставаньем будет встреча,
Вернёмся оба - я и ты.- Но если я безвестно кану -
Короткий свет луча дневного, -
Но если я безвестно кану
За звездный пояс, в млечный дым?
- Я за тебя молиться стану,
Чтоб не забыл пути земного,
Я за тебя молиться стану,
Чтоб ты вернулся невредим.Трясясь в прокуренном вагоне,
Он стал бездомным и смиренным,
Трясясь в прокуренном вагоне,
Он полуплакал, полуспал,
Когда состав на скользком склоне
Вдруг изогнулся страшным креном,
Когда состав на скользком склоне
От рельс колеса оторвал.Нечеловеческая сила,
В одной давильне всех калеча,
Нечеловеческая сила
Земное сбросила с земли.
И никого не защитила
Вдали обещанная встреча,
И никого не защитила
Рука, зовущая вдали.С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
С любимыми не расставайтесь!
Всей кровью прорастайте в них, -
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
И каждый раз навек прощайтесь!
Когда уходите на миг!
1932
И в конце еще одно стихотворение Александра Кочеткова "Поэт"
Средь голых стен, изъеденных клопами,
Ни в смерть, ни в страсть не верящий давно,
Сидит поэт, и пялится в окно,
И утомлённо вопрошает память.Внизу - проспект с огнями и толпами,
Здесь - гребни крыш, безлюдно и темно.
В пустом бокале вспыхнуло вино.
Восходят звёзды робкими стопами.Пером он помавает в пузырьке,
Чтоб раздробить сгустившуюся влагу, -
И лёгкая строка, скользя к строке,
Узором клякс ложится на бумагу.Поэзия российская жива,
Пока из клякс рождаются слова.
Тина Гай
Спасибо, Олег Николаевич! Вы правы, все истинно никогда не умирает, даже если уходит ненадолго вдаль.
Уважаемая и дорогая Тина. Какое прекрасное стихотворение, как все истинно великое стоит немного вдалеке и в тоже время с нами, всегда с нами, проросло корнями в души… Олег Долгов. немного писатель.
Согласна, Захар: «Этот стих-поэма почти лучшее, что вообще есть и останется после нас — как народа, когда-то тут проживающего». Хоть и грустный вердикт, но в нем много правды.
Ещё раз прослушал этот стих. В нём и сюрреализм (ещё к нам не пришедший) и пушкинские детали (уже не досягаемые), и голос нездешнего (от нас отвернувшегося). Этот стих-поэма почти лучшее, что вообще есть и останется после нас — как народа, когда-то тут проживающего. Спасибо, Тиночка за Ваш духовный труд по облагораживанию наших заскорузлых душ. Удачи!
Да, согласна, что такие скромные люди действительно мало получают при жизни, они этим и не озабочены. У Цветаевой была другая ситуация, она вынуждена была зарабатывать своими стихами, муж ее этим не озадачивался, хотя и для нее главным была поэзия. Так она вела летопись своей жизни. Что касается Есенина, то ему повезло с Троцким, который его любил и поддерживал. Горького поддерживал Ленин. Видите, тут у каждого своя история, и все они разные. Равноценные ли? Не знаю, Горького не очень люблю, Цветаеву обожаю в любом качестве, Есенина — тоже. Александр Сергеевич Кочетков жил так, как умел, пусть даже его не помнят, но он сам знал, чего он стоит. И будем помнить.
Спасибо! Такие люди обычно так и не получают при жизни, а часто и после, никакой известности, благодарности, памяти. Жил, писал, любил — что ж не всем быть Горькими, Есениными и т. д. Хорошо, что хоть вспоминают иногда. Но, скажите: Есенин — на слуху, Цветаева — известна… Может нужно быть поэту скандалистом, аморальный образ приобретать? Как это сейчас говорят «рейтинг поддерживать»? Или может сей поэт и не стремился к известности? А его знакомые известные хоть помогали при случае или некогда было. Своих дел полно… Много вопросов?! Да! Думаю, что Александр прожил счастливую свою жизнь. Будем помнить!