(Начало
А поскольку земной мир, явленный нам в сюжете иконы, и Град Божий – два совершенно разных бытия, изображение Небесного передается по-другому - светом иконы и цветом. Понять их – значит понять, пусть приближенно, Царство Небесное, то как Оно просвечивает сквозь земное существование, как потусторонний мир отражается в посюстороннем.
Цвет и свет иконы имеют максимальную планку, представляя идеальный мир, и минимальную, нижнюю, символическую. Здесь они являются символами той или иной стороны божественной истории, прежде всего евангельской.
Свет в иконе – главное действующее лицо. Нерукотворный Свет духовного мира разливается повсюду: он падает на лик, одежду, освещает предметы, при этом на иконе нет источника света. Он находится как бы за образами, проникая и просвечивая сквозь них, как солнце просвечивает сквозь пальцы, если поднять ладонь к солнцу.
То же самое иконописец делает с одеждой святого. Пробелы одежды на сгибах показывают, как она струится по телу святого, делая его невесомым, возвышенным, неземным, сияющим как свет свечи. Свет делает святого горящей свечой, которую не скроешь под спудом, потому что святые -
«есте свет мира: не может град укрыться верхугоры стоя…» (Мф. 5;1416).
Духовный Нетварный Свет – это божественная энергия, проступающая на лицах святых уже здесь, он излучает умиротворение, мир и покой. Это тихое дуновение ветра, коснувшееся Илии, это свет, проступающий сквозь лик святого, свет обожения человека.
Мы знаем из беседы Серафима Саровского с Мотовиловым, как его лицо просияло этим неземным светом: в избе стало светло как днем. Мотовилов не мог смотреть на лицо Серафима, настолько оно стало светлым и просиявшим.
Мы знаем, что произошло на горе Фавор, когда ученики Иисуса Христа не могли видеть света, которым просиял Господь, и пали на землю, чтобы не ослепнуть. На иконе никогда нет теней, потому что Нетварный Свет не похож на свет земного солнца, от которого падают тени, это свет вечности.
Кроме света, Царство Небесное передается цветом. Но цвет иконы нельзя понимать произвольно или через земное его восприятие. Существуют определенные иконописные каноны (правила), требующие следования им. Цвет – это ноты, которыми иконописец пишет симфонию образа. Разный цвет подчеркивает разные смыслы.
Цвет, как и слово, многозначен, за одним и тем же цветом в каноне иконописи закрепляются несколько смыслов. Так, например, красный – это цвет царства, но и цвет мученической крови. Поэтому иконописец, с одной стороны, ограничен каноническим пониманием цвета, с другой – свободен в составлении цветовой композиции иконы, в гармонизации цветов, потому что в иконе главное не сам по себе цвет, а их сочетание, рождающее смысл, считываемый предстоящим.
Иконописец имеет множество вариантов сочетания цветов, которыми может проявлять образ и свою индивидуальность. Он, используя цветовую многозначность, делает определенные цветовые акценты, по которым можно прочитать, что хотел сказать иконописец, что хотел подчеркнуть. По цветовой гамме можно отличать одну иконописную школу от другой.
Так в новгородской школе преобладает ярко-красный цвет, в тверской и суздальской – зеленый. Один и тот же образ, например, Владимирской иконы Божьей Матери, может быть написан в разной цветовой гамме, потому что иконы не копируют, а делают с них списки, в которых и проявляется индивидуальность иконописца.
Цвет в иконе всегда чистый, беспримесный, яркий, без оттенков, интенсивный, преображенный, идеальный. Цвет являет смысл предметов – и это очень важно. Поэтому иконописцы предпочитают создавать цвет всегда на основе натуральных красителей, сегодня используются и синтетические. Натуральный цвет действует успокаивающе, не раздражая глаз, в отличие от синтетического, утомляющего глаза.
Цвета, используемые в иконописи, можно уподобить девяти ангельским чинам, которые располагаются по нисходящей от серафимов до ангелов в зависимости от степени близости к Богу. Цветом цветов является золото. Цвет золота передает Божественность и Божью Благодать, ее неприступность.
Золото ничем заменить нельзя, и поскольку это дорогой металл, то используются вместо золота тонкие золотистые пластинки – сусальное золото. Его наносилось на нимбы Иисуса Христа, Богородицы, святых. Иногда, когда золота не было, его заменяли охрой (желтым цветом).
Золотистый цвет часто делают фоном, означающим, что все, что изображено на иконе, относится к Божественному миру Вечности. Эта принадлежность подчеркивалась проресью одежд золотыми нитями (ассисом), золотыми лучами Нетварного Света.
В храме священники облачаются чаще всего в золотисто-охристые священнические одежды, показывающие близость к Божественному миру Царства Небесного. Но цвет облачения зависит так же от праздников, вида поста. В золото облачают Евангелие, из него (или его заменителя) делают различную церковную утварь.
Вторым цветом, наиболее близко стоящим к золотому, является белый. В белые одежды облекся Иисус Христос на горе Фавор, в белое облачались ветхозаветные священники, в белые одежды наряжаются невесты, в белый цвет облекаются чистые души умерших младенцев и души праведников.
Вспомним душу Богородицы на иконе, которую принял Иисус Христос на руки в момент Успения Божьей Матери. Белилами просветлялись лики святых и их руки. Белый цвет – это цвет рая. Белый свет (жить на белом свете) означает и просто жить, быть на этом свете.
Этим цветом украшаются храмы в большинство великих двунадесятых праздников (5 из 12): Преображения, Вознесения, Благовещения, Рождества Христова, Богоявления (Крещения). В белые ризы облачаются батюшки при крещении и погребении: начале и конце земной жизни, в начале бессмертия и рождения во вторую жизнь – жизнь вечную.
Красный цвет. Это пламень веры, цвет огня, царственный цвет, цвет мученичества, крови и цвет жизни. В красный окрашена Пасха («Пасха красная» - поется в стихирах праздника), в этот день все в храме - и одежда священников, и накидки на аналое, и завеса Царственных врат – окрашиваются в красные цвета.
Это цвет жертвенности Иисуса Христа, цвет Его Второго Пришествия и неизбежного Страшного Суда. На иконе «Сошествие во Ад» (воскресная икона) Иисус Христос изображается в красном овале (мандорле), который символизирует все смыслы красного.
Более насыщенный красный цвет – пурпурный – цвет божественного достоинства. Красным часто делают фон иконы, который подчеркивает ее праздничность, евангельскую радостную весть, особенно в новгородской школе, которую всегда можно отличить по обилию красного цвета. Это подчеркивает жизнерадостность вечной жизни.
Красный цвет является цветом тепла и любви. Красным цветом изображают огненных серафимов. Красный как цвет крови присутствует в иконах мучеников и священники в дни празднования мучеников облачаются в красное.
Синий цвет (со всеми оттенками от голубого до темно-синего) используется также часто, как красный. Это цвет неба, символ молитвенного настроения, бессмертия и Божественности. Синий цвет – цвет Богородицы, поэтому на Ее иконах синие цвета преобладают (икона «Спорительница хлебов», например).
В Ее праздники храм облачается во все сине-голубое, в цвет вечности. На Руси все оттенки синего цвета назывались голубцами. Красный и синий цвет на иконах – антинонимичные и взаимодополняющие одновременно. В вечности и Царстве небесном нет борьбы, есть целостность и мирность. Они почти всегда встречаются одновременно, символизируя двойственность природы Иисуса.
Хитон Господа красный, символ Его человеческой природы, мученичества и крови. Синий гиматий символизирует Божественную тайну, ее непостижимость и глубину. Он – совершенный Бог (синий цвет) и совершенный Человек (красный).
В образе Богородицы – синий и красный расположены наоборот, потому что Она является зеркальным отражением Своего Сына: Синий хитон Богородицы означает ее Приснодевство, она родила Бога, но осталась при этом Девой. Но Мария как человек, родившаяся по плоти от отца и матери, первая среди людей достигла святости, потому облачена в красный гиматий (накидку или омофор) – цвет материнской жертвенности.
Зеленый цвет, наравне с красным и синим, является одним из самых используемых в иконе. Он олицетворяет новую жизнь, юность, цветение, возрождение, радость жизни. Ею на иконе изображается земля, трава, цветы. Иногда, поскольку синяя краска в старину обладала большой ценностью, ее заменяли зеленой, которая при этом принимала на себя, кроме собственного смысла, еще и смыслы сине-голубого цвета.
Зеленый – цвет Духа Святого, оживотворяющего все вокруг. Поэтому в Троицу весь храм облачается и украшается зеленью: скошенной травой, ветками березы, цветами. В зеленом облачении служится и понедельник после Троицы – День Святого Духа. Зеленый цвет – цвет вербного воскресения, празднующего грядущего Господа накануне страстной седмицы.
Русская икона – очень жизнерадостная, праздничная, в ней чрезвычайно редко используются темные цвета, практически нет черного, олицетворяющего зло, которым изображалась тьма (например, пещеры), и никогда не использовался серый цвет, который является смешением добра и зла.
Более поздние иконы постепенно меняют цвет и свет иконы, которые становятся более темными и мрачными, часто используется фиолетовый цвет и лиловый, цвета мистики и аскетизма, характерные для западной традиции, но мало соответствующие православной вере, делающей акцент на радостной благой вести – Евангелии.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Чистота
- Битва Гедеона. Окончание
- Иов-ситуация
- Максим Грек
- Традиции похорон
- Преподобный Максим Грек, окончание
- Расслабленный. «Встань и ходи!»
- Православная и католическая икона. Окончание
- Прощение
- Страстная пятница. Крестная Пасха