(
После Франции Максим отправляется в Италию, где знакомится с Дж. Савонароллой. Горячая проповедь итальянца откликается в его душе желанием посвятить себя Богу, и Максим (тогда еще Михаил) уходит в доминиканский католический монастырь с желанием стать монахом. Но нравы католического монастыря его не вдохновляют, и он принимает решение принять православие: уезжает на Афон, становится монахом Максимом и 10 лет читает древнейшие рукописи, которыми славится афонская обитель, становится крупным богословом.
Когда к афонской братии обратился русский князь Василий III, Максим Грек оказался самым подготовленным для этой миссии, Василий III хотел разобраться в богатой греческой библиотеке, оставшейся от матери – греческой царевны Софии Полеолог. Библиотека пролежала без движения 100 лет, никто до нее не дотрагивался, тем более не переводил, потому что знатоков греческого в России просто не было. Первым предпринявшим попытку разобраться в этих рукописях был Великий князь. Кроме того, он хотел исправить все богослужебные книги, в которые в силу неграмотности переписчиков вкрались многие ошибки.
И хотя Максим не знал русского и церковно-славянского языков, его талант к языкам позволял надеяться на быстрое их изучение. Так Максим Грек оказался в России. Здесь его поразило удивительное и богатейшее собрание греческих книг в библиотеке князя: там были такие рукописи, которых не было даже в Греции и Италии, мертвым грузом лежали книги, которые не были переведены даже на славянский, не говоря уже о латыни. Максим стал знакомиться с рукописями и предложил начать перевод на церковно-славянский с Толковой Псалтири, наиболее часто используемой в богослужении.
Помощников, которые приехали с Максимом, отпустили обратно на Афон, выдав им достойное вознаграждение, а его, показавшего себя высокообразованным и просвещенным, Великому князю отпускать не хотелось. Ему давали все новые и новые переводы, которые он с усердием выполнял.
Так появились на Руси не только перевод Псалтири, снабженный многими примечания об авторах толкований, но и Деяния Апостольские, перевод толкований на Евангелия, были исправлены многочисленные богослужебные книги, изобиловавшие ошибками и опечатками.
Максим Грек стал первым ученым, начавшим масштабную работу по справе книг, богослужебных и богословских. И первый же опыт в неграмотной, умственно неразвитой и темной стране, нуждающейся в просвещении и просвещенных людях, обернулся трагедией.
В XVII веке, патриарху Никону, одному из самых значительных церковных деятелей, продолжившему дело книжной справы Максима Грека, это стоило многолетнего заточения в монастыре, откуда он слезно и униженно просил царя Алексея Михайловича вернуть его на служение. А для церкви исправление богослужебных книг обернулось старообрядческим расколом, от которого до сих пор она не оправилась, хотя формально примирение состоялось.
Причина такой непримиримости все та же: косность, нежелание идти на диалог, жестокость в подавления инакомыслящих и, как реакция, исход из церкви лучших и наиболее преданных православию людей, самосожжения, ссылки в Сибирь, уничтожение несогласных огнем и мечом.
Кстати, надо сказать, что старообрядцы почитают Максима Грека как своего святого. Думаю - как своего собрата по несчастью. Книжную справу Максиму еще не раз припомнят и обвинят в ошибках, которые он сделал по плохому знанию русского и церковно-славянского. Он от них и не отказывался, а объяснял, почему это стало возможным.
В первое время князь его любил, благоволил, так же, как и тогдашний митрополит Варлаам. Но смена церковной власти, которая привела на митрополичью кафедру раболепного и властолюбивого Даниила, изменила ситуацию. Произошло это в связи с вопросом о расторжении брака Василия III c бездетной Саломонией Сабуровой и желанием князя вступить в новый брак. Максим Грек резко осудил Великого князя. В то же время инок Максим отказался переводить по просьбе новопоставленного митрополита историю блаженного Феодорита, в которой было много писем в защиту Ария, что, по мнению Грека, могло смутить народ.
Словом, за ним установили слежку, заточили в темницу, а потом созвали Собор из числа духовных и мирских властей, осудивший и сославший его в тот самый монастырь, из которого был выходцем митрополит Даниил. Условия его содержания были настолько жестокими, что в первые дни Максим Грек падал в обморок, его морили голодом, холодом, черным дымом, смрадом, ему запретили чтение и писание, к нему никого не допускали. Шесть лет он провел в маленькой клетушке без окон, во вражде иноков монастыря, не выходя на улицу, ни с кем не разговаривая и ничего не зная о том, что творилось в мире.
Его перевели в Тверской Отрочий монастырь, не сняв с него церковного запрета на причастие. Здесь ему ослабили тяготу заключения: разрешили читать и писать, наместник монастыря очень полюбил его, часто приглашал к себе. Там и началась его настоящая просветительская работа.
Потом были еще прошения к властям отпустить его на Афон, но на это уже не реагировали, потому что занимались своими внутренними проблемами, было не до чужестранца. Вернулись к нему, когда умер Василий III и Даниил, разрешив после 13-летнего запрещения ходить в церковь и причащаться.
Еще через шесть лет за него вступились восточные патриархи – Константинопольский и Александрийский - прося отпустить Максима Грека на Афон. Но власти, боясь, что инок слишком много знает о православии в России и церковных нестроениях, расскажет об этом, и его опять не отпустили.
Наконец после 25-летнего заточения боярам и настоятелю Троице-Сергиевой Лавры удалось уговорить Ивана Грозного перевести Максима в Лавру, где у него открылся дар пророчества и где он мирно почил. Почти сразу начались чудеса на его могиле, в народе его стали почитать как святого, хотя церковь прославила его в лике святого только в 1988 г., а в 1996 г. были обретены его мощи, которые и находятся до сего дня в Лавре.
Так относительно счастливо закончилась история с Максимом Греком, длившаяся почти 500 лет, но, самое страшное в этой истории то, что она дала властителям образ расправы с неугодными, свободными и непокорными. Максим Грек был не только первым мыслителем, философом, богословом, творившим на русской земле, но и первым узником церковной и светской власти, объединивших свои усилия против несогласного.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Самарянка. Путь к Богу
- Смерти нет
- Антонио Гауди-4. Окончание. Саграда Фамилиа
- Руфь: Духовная одиссея
- Мысль юродивого
- Праздник Благовещения – первый день нового мира
- Похвальная Суббота. Акафист Богородице
- Самсон. Мед из трупа
- Свет миру. Исцеление слепорожденного
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Власть
Да, Валентина! Меня это всегда удивляет. Я, например, больше знаю историю Израиля, чем историю России. А дети наши и внуки ее и не хотят знать. А что уж говорить о русских мыслителях и богословах, живших в далеком 16 веке! Их и помнят-то только специалисты. Так что по мере сил и возможностей хочется делиться нашим богатством с другими. Сколько мы не знаем о себе самих!
Как все интересно! Читаю и диву даюсь, как все запущено. Мы прекрасно разбираемся в католицизме, очень сейчас популярном, индуизме, А свое, родное не знаем! Ай-ай-ай.