Два имени, равно притягательных, - Толстой и Анна Каренина. Один – реальный и неоднозначный персонаж русской литературы, другой – выдуманный, но такой же неоднозначный, как и сам его автор. Однажды
И так увлекся, что решил взглянуть на обложку и, к своему удивлению, прочитал "Анна Каренина" Толстого. Лев Николаевич родился тоже
Однажды преподаватель, с которым вместе работала, с каким-то остервенением высказался о героине романа, назвав ее безнравственной падшей женщиной, оставившей ребенка ради любовника. Не он первый, и не он последний, кто так воспринимает Анну Каренину.
Когда только-только начинали печататься первые части романа, на него уже обрушился шквал критики, подобной вышеприведенной. Так в 1874 году Салтыков-Щедрин в одном из писем поделился своими впечатлениями о прочитанном:
«Вероятно, вы читали роман Толстого о наилучшем устройстве быта детородных частей. Меня это волнует ужасно. Ужасно видеть перед собой фигуру безмолвного кобеля Вронского. Мне кажется это подло и безнравственно. И ко всему этому прицепляется консервативная партия, которая торжествует. Можно ли себе представить, что из коровьего романа Толстого делается какое-то политическое знамя?»
А Н.Некрасов пишет желчную эпиграмму:
Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом,
Что женщине не следует "гулять"
Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
Так реагирует на роман и его героиню мужская половина человечества. Не скажу вся, но многие, если не большинство. А вот как реагирует женская половина:
«Неужели вы не заметили, что главная мысль этого великого произведения такова: если женщина разошлась с законным мужем и сошлась с другим мужчиной, она неизбежно становится проституткой. Не спорьте! Именно так!»
Сложно не согласиться с Анной Андреевной, потому что все оценки
Я люблю Анну Каренину, в том числе и потому, что однажды была в ее положении и испытала ровно то же самое, что и она, хотя на дворе стояли семидесятые годы XX века, а не XIX. И все-таки почему обычная и даже банальная история одного адюльтера вызывает до сих пор такой интерес критиков и простых читателей, киносценаристов и художников?
Позиция Льва Николаевича в концентрированном виде выражена в эпиграфе: «Мне отмщение, и Аз воздам». И даже если эпиграф не покрывает все коллизии романа, то позволяет связать его сюжетные линии в единую картину. Главное – не судите, потому что никто не знает, как надо:
…бойтесь единственно только того,
Кто скажет: «Я знаю, как надо!»
Кто скажет: «Идите, люди, за мной,
Я вас научу, как надо!»
(А.Галич. Рождество)
Если упрощать, то роман о том, что живут две семьи – одна правильная (Левин и Кити), другая – неправильная (Анна Каренина и Вронский), но в конце романа один думает о самоубийстве, а другая бросается под поезд. Нигде не хорошо: ни там, где все правильно, ни там, где все неправильно. Правых и правильных нет. Каждый живет как может. Все правы и все виноваты.
Он полюбил Анну, которая в начале написания романа мыслилась как вульгарная, толстая и пошлая женщина по имени Татьяна. А в конечном итоге она получилась живой, страстной, сильной, умной, умеющей любить жизнь и изживать ее до конца, умирая, когда жить становится невозможно.
Несколько лет назад я написала один из первых своих постов «
Удивительно, но бессмертный шедевр Лев Николаевич создает тогда, когда начал медленно, но верно, смещаться в сторону религии, ради которой в конечном итоге пожертвовал литературной карьерой и своим великим даром, предпочтя «безбожному» искусству роль здравомыслящего философа и религиозно-нравственного проповедника.
Внутренняя тяжелая борьба между художником и моралистом, животной природой человека и рассудочностью, между плотью и духом закончились тем, что восьмидесятидвухлетний старец сделал свой выбор в пользу простой жизни аскета, уйдя из дома. Но до монастыря Толстой не дошел, встретив смерть на постоялом дворе маленькой станции, иносказательно повторив судьбу своей героини….
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Агния Барто: переводчик с детского
- Мария Шкапская. Ведьма, вакханка, волчица
- Ар нуво: женщины Альфонса Мухи
- Игуменья Митрофания. Благими намерениями...
- Наталья Бехтерева
- Новый автор. Хеллен Лайт
- Биография Марины Цветаевой. Часть 2. Вскрыла жилы….
- Женщины войны: "У нас забрали победу"
- Дом, рождённый любовью
- Мистификация Черубины де Габриак. Окончание
Правых и правильных нет. Каждый живет как может. Все правы и все виноваты.
Сложная штука — жизнь!
А роман люблю!
«Жаль детей и обманутого супруга»
____________________________________________________________
Любовь не спрашивает никого и ни о чем. Она просто приходит и ставит человека перед выбором. Часто трагическим выбором. Каждый его делает, исходя из многих факторов. Дети часто становятся просто инструментом давления на женщину, как в данном случае с Анной. А «обманутый» — слишком оценочно, чтобы принимать это всерьез.
Следствие из теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера учит нас, что человек ищет подтверждения правильности своих действий. Все так и есть вот читаем строки автора: «Я люблю Анну Каренину, в том числе и потому, что однажды была в ее положении и испытала ровно то же самое, что и она,..». А мне всегда жаль детей и обманутого супруга.
Культура никому не дается просто так. Она формируется с детства, и потому в школе обязательно надо давать детям даже сложные произведения. Хотя бы знакомит их на таком уровне, как сейчас. Иначе они вовсе будут Иванами, не знающими родства. Русская культура вырастает не только из истории, но и из литературы, которую надо знать, хотя бы в таком укороченном варианте.
Тяжело с вами, философами, вы умеете находить темы, и подавать их так, что народ заводится с полуслова. Представьте, Анна Каренина простая женщина и копаться в её чувствах всё равно, что познать миллионы женщин и судеб. Гений Толстого состоит в том, что он повествует так изящно, что моментально образуются две противоборствующие стороны. И если его не поняли коллеги по перу, то они не доросли до вершин его творчества. Интересно, если бы он выбрал героями не высший свет, а простых людей, что бы сказали критики. Порассуждайте в этом направлении.
К слову. Недавно в каком-то опросе или статье встретил вопрос: Что значит название романа Толстого «Война и мир»? Не знаю как сейчас в школе, а нам объясняли его очень просто, это отношение мира (людей) к войне. Сейчас об этом, наверное, не говорят.
У меня, да и у многих школяров послевоенного поколения школа воспитала стойкое отвращение к классике ранневозрастным её изучением и неумением подать. Проще сказать — насилием над детскими умами. Спустя много лет сознаёшь сей факт, чувствуешь что тебя изящно обокрали, не дали главный в жизни импульс — уважение к русской литературе, русскому языку и, в конечном итоге, патриотизму.
Абсолютно верно и я не понимаю тех, кто говорит о царской России с придыханием. Там всего хватало, особенно беспредела в отношении женщин. Да и сегодня он не изжит.
Можно ли упрекать женщину в том, что она обзавелась любовником, если ее выдали замуж за человека, которого она не то что не любила, а даже толком не знала. Дикие были времена, дикие процветали нравы. Женщина полностью зависела от произвола отца или мужа, которые могли по своему усмотрению лишить ее средств к существованию и тогда она оказывалась перед небогатым выбором: умереть от голода или стать проституткой. Профессионального образования девушкам не давали, работать женщине считалось «неприличным». Поистине, верх цинизма: работать неприлично, а стать проституткой- нормально.
Спасибо за информацию. Я этого не знала. Думаю, и другие — тоже. Да, РПЦ в этом вопросе осталась непримирима. Помню, в одной из своих заметок в церковной газете цитировала Л.Н.Толстого, чем вызвала яростную критику и заметку убрали. Меня тогда эта ярость как-то насторожила. Потом купила брошюрку со статьей, в которой сравнивался Иоанн Кронштадский и Лев Толстой. Первый — весть такой святой (что имеет под собой основание), а второй — весь такой охульник и исчадие ада. После чего задумалась: а возможно ли вообще такое сравнение? И в чью пользу оно говорит. Столько злости, сколько вылито в этой статье на Л.Н., я не читала больше нигде. Правда, статья была написана в начале XX века, но она характеризует то православие, которое установилось тогда в России. И почему многие интеллигенты были настроены критически по отношению к нему.
Вот интересная справка, касающая отпевания ( Толстой же был отлучен от церкви)http://rusarminfo.ru/dva-dokumenta-podtverzhdayushhix-chto-tolstogo-otpevali-armyanskie-svyashhenniki/
Очень мудро. Подписываюсь под Вашими словами: «Всё приемлю».
Сказать: «Всё правильно» — значит встать на сторону кого-то. Скажу: «Всё приемлю». Спасибо!