Я всегда так укладывала спать своих детей, позднее внуков и вообще всех детишек: это безотказный способ усыпить, днем или вечером, все равно. Наркотик, успокаивающее, вводящее человека в истому... Не знаю, но и сейчас, уже будучи взрослой, испытываю это ощущение не только от стрижки в парикмахерской, но и от многих других действий: тихого пения, шуршания бумаги, поглаживания по спине, от голоса.
Встречала в жизни двух женщин, от голоса которых входила в транс и хотелось сидеть неподвижно долго-долго и слушать их бесконечно. Бархатно-томный негромкий голос завораживал и вводил в полудрему, истома разливалась по всему телу. Одна из них была коммерсантом и у нее всегда было много заказчиков. Правда, не знаю, знала ли она сама об особенностях своего голоса.
Вторая была моей сотрудницей, с которой постоянно конфликтовали, но стоило ей заговорить, я буквально замирала на месте как кролик перед удавом. Мне хотелось только одного – чтобы она говорила и говорила.
Моя эмоциональная память детства удерживает это состояние. Достаточно намека, маленького действия – поглаживания по волосам другим человеком, как тут же память восстанавливает приятное ощущение. В каком-то смысле это похоже на удовольствие, которое получают обезьяны, почесывая себе подобных. Особой привилегией при этом пользуется самец.
АСМР как аббревиатура появилась лишь в 2010 году, но как эффект известен давно.
А жил поэт не в XXI веке, а в середине девятнадцатого. Он и не знал, что описывал наслаждение, которое сегодня обозначается такими загадочными буквами - АСМР. Поэт называл его «вином чудесной лени» и благодатью бреда:
Пьянея, слышит он в безмолвии стоустом
Биенье их ресниц и тонких пальцев дрожь,
Едва испустит дух с чуть уловимым хрустом
Под ногтем царственным раздавленная вошь…В нем пробуждается вино чудесной лени,
Как вздох гармоники, как бреда благодать,
И в сердце, млеющем от сладких вожделений,
То гаснет, то горит желанье зарыдать.
("Искательницы вшей", отрывок)
Сегодня это наслаждение описывается как мурашки по коже, приятное ощущение в спине, покалывание кожи головы и т.д., которые вызываются разными стимулами. Их принято называть в кругу специалистов и пользователей триггерами. Но одно их роднит – успокаивающее воздействие на нервную систему, прежде всего на головной мозг, что породило еще один термин брейнгазм - оргазм для мозга.
На стимулы реагирует та часть мозга, которая внимательно и вдумчиво взаимодействует с нашей окружающей средой или с другими людьми. Это очень тонкое ощущение: тихое, успокаивающее, вводящее в сон незаметно и медленно, тихое дуновение ветра.
В связи с этим вспомнила не только Артюра Рембо, но и теорию французского физиолога Адриана Пеладана, на которую ссылается Павел Флоренский, проводя параллель между верхом и низом человеческого тела, которые зеркально отражают друг друга.
Флоренский размещает в «Столпе и истине» семь таблиц с соответствиями нижних органов верхним. Мочевому пузырю и мочевому каналу соответствует дыхательное горло; матке и предстательной железе – гортань; яичникам – щитовидная железа; лобку – подбородок; мочеполовому отверстию – рот; клитору – язык; заднему проходу – носовое отверстие, а слова соответствуют семенной жидкости.
Кроме симметрии верхней и нижней части, которую Павел Флоренский называет гомотипией «верхнего» и «нижнего» полюсов, философ-богослов утверждает, что всё тело человека делится на три составных части: голову, грудь и живот, из которых важнейшей является срединная – грудь, соединяющая верх и низ.
И в зависимости от того, жизнь какой части человек больше развивает, он становится мистиком этой части. Развивая жизнь груди, он становится мистиком сердца; жизнь головы – мистиком мозга; жизнь живота - мистиком оргий и их культов.
Опасна при этом не только мистика живота, но и мистика мысли, которая в религиозной жизни называется «прелестью», поскольку мозг способен всего лишь на имитацию духовной жизни, которая живет лишь в самых сокровенных уголках сердца.
В древности мистики, зная это, часто прибегали к обману, чтобы скрыть настоящий смысл своих Мистерий: вместо сердца они подставляли мозг. Отсюда понятно и то, почему существует горе от ума и почему люди головы не могут в полной мере жить сердцем, не могут преодолеть «головную» болезнь и начать жить по-настоящему.
Брейнгазм, думаю, особенно силен у тех, кто держит сердце в голове. Мне это легко понять, потому что отношусь к их числу и потому легко вхожу в состояние транса не только от манипуляций с волосами в парикмахерской, но и от много другого. Это такая релаксация для людей ума с чувствительной нервной системой.
Тина Гай
Спасибо большое за Ваш комментарий. Один из моих читателей обвинил меня в смешении разных понятий и вещей, а Вы — точно поняли мою мысль и мой посыл.
1. Кто-то из умных изрёк когда-то: «Философия без мистики — ущербная философия».
2. В статье нашёл гениально «простое» объяснение религиозному термину «прелесть» — ИМИТАЦИЯ ДУХОВНОСТИ. Здорово! Кратко и ёмко! Спасибо!
Смешение несмешиваемого — это с Вашей точки зрения плохо, а с моей точки зрения — это все одна история — непознаваемое наукой всегда воспринимаемое только на уровне ощущений. Неважно, что это мистика, АСМР или бред. Важно, что человек может войти в это пространство разными путями, а не только через одну дверь.
Понамешали несмешиваемое, мистикой приправили, еще и элементарная логика нарушена. Я не про АСМР, с ней я знакома, а про ваш «труд»
Спасибо большое, хотя на нее очень мало комментариев, но мне кажется она несет в себе большой психотерапевтический заряд.
Великолепная статья! Спасибо, Тина!