Чтобы понять трагизм этой семейной драмы, надо вспомнить, во-первых, что царь Давид имел восемь жен и десять наложниц, что было прямым нарушением закона Моисея, запрещающего царям увеличивать количество жен. Именно между детьми от разных жен разыграется братоубийство.
Во-вторых, Авессалом был рожден от дочери языческого царя провинции Гессур, красавицы Маахи. Давид захватил ее в плен во время войны и она родила ему двоих детей дивной красоты – дочь Фамарь и сына Авессалома. Мааха не была еврейкой и родившаяся еще до обращения Маахи в еврейство Фамарь тоже не считалась еврейкой. Позднее мать с дочерью прошли обряд посвящения гиюр, аналогичной христианскому Таинству Крещения.
Рождение Авессалома от матери-язычницы при фактическом отсутствии отца, погруженного в политические и военные битвы, означало, что мальчик будет воспитываться в языческой традиции. Не случайно Талмуд предупреждает: кто женится на красавице, захваченной в плен во время войны, у того обязательно родится сын-бунтовщик.
Прямого запрета на такой брак не было, но, совершая этот шаг, мужчина должен был помнить о последствиях, которые позднее апостол Павел выразит словами: «Всё мне позволено, не всё полезно». Но Давид, соблазнившийся красотой принцессы Маахи, тогда вовсе не думал, чем это обернется лично для него.
Но
«… во всем Израиле не было мужчины, столь славного красотою, как Авессалом: от стопы его до темени не было в нём изъяна. Когда стриг он голову свою - а стриг он ее каждый год, потому что она отягощала его, - то весили волосы головы его двести шекелей».
Сейчас самое время вспомнить о проклятии, которое от имени Бога произносит Давиду пророк Нафан. Придя к царю, чтобы обличить его в страшном грехе, совершенном в отношении Вирсавии, а затем и ее мужа, посланного на верную смерть, Нафан говорит, что за это он поплатится смертью сына от Вирсавии.
Следующий акт трагедии разыгрался не тотчас, а спустя некоторое время. Первенец Давида, сын Амнон, воспылал нечистой страстью к своей сводной сестре красавице Фамарь, единоутробной сестре Авессалома от Маахи. Они могли бы пожениться, т.к. Фамарь приняла еврейство и уже не считалась язычницей, но Амнон хотел немедленного удовлетворения своей страсти.
Он последовал совету своего друга притвориться больным и, когда придет к нему отец, попросить его прислать к нему сестру в качестве сиделки. Отец незамедлительно исполнил просьбу Амнона и прислал Фамарь. Когда она пришла, Амнон попросил испечь ему лепёшек, а потом отнести их во внутренние покои, где и совершил над ней насилие.
За изнасилование по закону Моисея полагалась смерть, но Давид, узнав о случившемся и не желая огорчать Амнона, только рассердился на него, и всё. Обиду и злость на отца и брата затаил Авессалом, родной брат Фамари, которая теперь жила в его доме. Надо было только дождаться удобного случая, чтобы отомстить обоим.
Однажды Авессалом устроил праздник по случаю стрижки овец, на который пригласил братьев. Напившись, Амнон ослабел и Авессалом приказал слугам убить его. После убийства Авессалом бежит к своему деду в Гессур и скрывается там три года. За самосуд тоже полагалась смертная казнь, но и тут царь Давид нарушил закон, в конце концов простив своего любимца.
Он снова обращается к военачальнику Иоаву, чторбы тот устроил примирение с отцом. Иоав делает вид, что не слышит. Тогда Авессалом опять решил действовать силой: один раз у него это получилось, почему нельзя и второй раз. Он сжигает все поля Иоава и тот вынужден был прийти к Авессалому, чтобы узнать причину такого поступка.
Авессалом, как ни в чем не бывало, ответил, что у него не было другого пути обратить внимание на свою просьбу. Иоав вынужден был устроить встречу. Примирение состоялось: сын встал перед отцом на колени, прося у него прощение, и отец прощает своего блудного сына. Но оказалось, что примирение было только частью коварного плана Авессалома – свергнуть отца с престола и самому стать царём.
Да, все мы гении, когда ищем самооправдания. Авессалом - тоже. Своё стремление стать царем он оправдывал тем, что ему уже исполнилось сорок лет и настало его время царствовать. Давид ведь тоже стал царем в сорок лет. Кроме того, Авессалом узнал, что своим преемником Давид сделал младшего сына (от Вирсавии) Соломона, а не его – старшего, что было прямым нарушением престолонаследия.
Авессалом убеждает их, что никогда они не найдут правды у царя Давида, что только он будет справедливым царем, если они помажут его на царство. Такими льстивыми речами он склонил на свою сторону многих, план сработал. Прошло еще четыре года.
Однажды Авессалом стал проситься у отца отправиться в Хеврон, чтобы принести там жертву, обещанную еще во время бегства в Гессур. Ничего не подозревающий Давид, согласился. Авессалома сопровождали двести сторонников, в числе которых оказался хитрый и умный советник Давида Ахитофел, дед Вирсавии, давно затаивший обиду на царя Давида за случившееся с его внучкой.
Прибыв в Хеврон, народ провозгласил Авессалома своим царем, помазав его на царство. Теперь оставалось только пойти в Иерусалим и занять царский трон. Давид, услышав об этом, сначала сильно удивился такой дерзости, потом страшно испугался и решил бежать из Иерусалима, чтобы избежать гражданской войны и прямого столкновения с любимым сыном. Для содержания дворца он оставляет десять своих наложниц.
И когда в него швыряли камнями и грязью, унижали и злословили, он молча принимал всё, считая, что проклятия и унижения даны ему от Бога. Давид рассчитывал, что за такое смирение Бог простит его.
В это время Авессалом, войдя в Иерусалим, уже как царь, прислушивается к совету Ахитофела окончательно сжечь за собой мосты: взойти на ложе отца своего – к оставленным Давидом наложницам. Это будет означать, что он вступил в права царя. Авессалом ставит свою платку на крыше дворца и на глазах у всех насилует наложниц.
Чтобы закрепить успех, Ахитофел дает Авессалому еще один совет: выбрать двенадцать тысяч отборных воинов и догнать Давида, который сейчас ослаблен, и лошадей у него нет, взять его можно практически голыми руками. Это был мудрый совет, но Авессалом засомневался в успехе и пригласил преданного Давиду Хусия.
Тем временем Давид переходит Иордан, как когда-то перешёл Чермное море Мисей. Поднимаясь в горы, он поет песни, а на вопрос, чему он радуется, отвечает: «Всё могло бы быть и хуже: если бы восстание возглавил раб, он был бы беспощаден, а здесь родной сын, и можно рассчитывать, что он не будет жесток к родному отцу. За всё надо благодарить Бога".
Наконец, два войска встретились. Битва была жестокой, погибло двадцать тысяч. Авессалом спасается бегством через густой лес. На этом пути, он цепляется своими роскошными волосами за ветки дуба и повисает на нём. Пока он доставал меч, чтобы обрезать волосы, его настиг военачальник Иоав и тремя стрелами в сердце убивает, нарушив тем самым просьбу Давида сохранить жизнь Авессалому.
Узнав об исходе битвы и о смерти любимого сына, царь Давид горько заплакал: «Авессалом, Авессалом! Лучше бы я умер, а не ты, сын мой!» И плакал до тех пор, пока Иоав не остановил его своим словом: «Если бы Авессалом остался жив, он всех бы убил, никого не пощадил, а оплакивая его, ты, царь, любишь ненавидящих тебя больше, чем тех, кто тебя любит», но и это испытание для царя Давида было не последним...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Дебора и Барак
- Первая жена или злой дух?
- О соли
- Колодцы. Сакральные и метафизические смыслы
- Руфь: Духовная одиссея
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Праведность грешника. Притча о блудном сыне.
- Ревекка
- Русские поговорки. Огонь и попа жжёт
Фолкнер прав: разные люди знают немногое, собрать всё в единое целое может только кто-то, кто видит всю картину целиком. Автор или Бог (что в принципе одно и то же с точки зрения творения).
Я тоже люблю народные эпосы, народный фольклор. В них — глубокая мудрость народа, переходящая из уст в уста. Армения — страна с историей, уходящей в дохристианские времена. У таких народов культура особенно богата такими история и народными сказаниями. Про историю Давида Сасунского ничего не слышала, сейчас почитала в Википедии. Спасибо. Через Вас я потихоньку узнаю больше об Армении.
Фолкнер заявлял, в своём романе «Авессалом, Авессалом!»,что, ни один из рассказчиков не знает точно все факты, так как «ни один человек не может взглянуть на истину»…
Я очень люблю мифологию, сказки, былины, сказания и пр.- это как раз про рассказчиков. Есть у армян эпос про Давида Сасунского, я часто перечитываю любимые истории из этого эпоса, и сейчас, вспомнила одну, которая так созвучна с историей Авессалома.
До того, как Давид Сасунский женился на Хандут, которая родила ему сына Мгера, до всех этих политических козней, была ещё Чимшик, которой Давид пообещал, что отведёт под венец, но обещание не выполнил, а у Чимшик родилась дочь, которая в последствии и убъёт непобедимого Давида отравленной стрелой и от страшного рёва раненного Давида — умрет сама в зарослях камыша, где и найдет её мать Чимшик…