Вся его тяжелая жизнь похожа на жизнь безумца, от начала и до конца посвященная идеям, которые современникам казались сумасшедшими. Даже лучшие из них, поэты-романтики Вордсворт и Кольридж, отзывались об Уильяме Блейке не иначе, как о безумце, не лишенном, однако, поэтического дара.
Семьдесят лет великого художника прошли в нищете и постоянной нужде, в борьбе не только за кусок хлеба, но и за право называться художником и поэтом. Единственной его поклонницей, помощницей и слушательницей была верная ему до самой смерти жена Кэтрин Ваучер, сорок пять лет помогавшую мужу оформлять его самодельные книги: раскрашивать гравированные иллюстрации к поэмам, сшивать их и выпускать небольшим тиражом.
Так были изданы «Песни Неведения и Познания», а позднее и «Пророческие книги», над которыми Блейк работал без малого тридцать лет. Но они так и оставались лежать невостребованными на полках в его мастерской, а после смерти большинство из них и вовсе пропало. Зато сегодня оставшиеся экземпляры стоят целое состояние.
Единственная его прижизненная выставка (1809 г.) с иллюстрациями к
Блейк принадлежал к числу тех, кто никогда не шел за кем-то, не стремился к признанию и к славе: поэзия для него была духовной потребностью, а не средством заработка. И только после смерти поэта случилось то, во что он всегда верил, считая себя пророком и поэтом-провидцем - его услышали и признали.
Так случается со всеми, кто, намного опередив своё время, считается современниками сумасшедшим, а потомками – гением. Блейк оказался для современников такой неподъемной глыбой, что потребовалось время для осмысления сделанного им. Отверженный и непризнанный, он оказался востребованным другим временем и другим поколением.
Непризнание было неизбежной платой за гениальность и непохожесть на других, за отказ следовать общепризнанным нормам морали и разума, за вызов, брошенный устоявшимся ценностям, за право принимать жизнь в ее органической целостности, в которой нет места табу.
«Движение возникает из противоположностей. Влечение и Отвращение, Мысль и Действие, Любовь и Ненависть необходимы для бытия человека. Противоположность создают то, что верующие называют Добром и Злом.
Добро пассивно и подчиняется Мысли. Зло активно и проистекает от Действия. Добро – это Рай. Зло – Ад… Бог будет вечно казнить Человека за Действие… Жизнь – это Действие и происходит от тела, а Мысль привязана к Действию и служит ему оболочкой. Действие – вечный Восторг».
Но современники прошли мимо его иллюстраций к Данте, мимо гравюр к
Бедняжка муха,
Твой летний рай
Смахнул рукою
Я невзначай.Я - тоже муха:
Мой краток век.
А чем ты, муха,
Не человек?Вот я играю,
Пою, пока
Меня слепая
Сметет рука.Коль в мысли сила,
И жизнь, и свет,
И там могила,
Где мысли нет, -Так пусть умру я
Или живу, -
Счастливой мухой
Себя зову.
(Муха, Пер. С.Маршака)
Потом, прочитав Сведенборга, Блейк проникся его бунтарским духом, стремлением к справедливости и духовности, к тому, что рай и справедливый мир могут быть построены на земле, что Вавилон должен быть разрушен, а на смену старому миру придет новая эпоха любви, свободы и братства. Блейк верил, что на камнях разрушенного Вавилона каждый может создать свой справедливый мир, в котором в воцарится гармония Добра и Зла, Любви и Ненависти. (Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Антонио Гауди-4. Окончание. Саграда Фамилиа
- Икона Благовещения
- Летопись обращения. Окончание
- Молитва «Отче наш»
- Вознесение. Дальше дело за нами...
- Блёз Паскаль. Не будем искать уверенности и прочности
- Симона Вейль: она вернула миру вертикаль
- Контрацепция и религия
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Страстной цикл А.С.Пушкина. Власть
Да, это любимые мои герои. Я их ищу везде, а кто ищет, тот всегда найдет.
И где только Вы их находите, таких интересных, непризнанных, загадочных и, часто познавших славу после смерти?
Спасибо. Рада, что этот материал Вам понравился.
Спасибо!
Большое спасибо за просвещение, Тина! Читала с большим интересом! С нетерпением жду окончания!
Тина, с Добрым Утром! Радуешь!
Я ещё и Кустодиевым порадовался!