(Начало
Лечили его врачи из монастыря Пор-Рояль, чьи обитатели исповедовали янсенизм - религиозное учение, считавшее, что от расслабленного христианства необходимо вернуться к его истокам – строгому аскетизму, отречению от мира и его соблазнов, полностью отдавшись служению Богу.
Янсений утверждал, что человеку необходимо изжить в себе три главных губительных страсти: похоть власти, чувств и познания. Но если две первых никогда Блёзу Паскалю не грозили,
то познание было его единственной и всепоглощающей страстью. Паскаль искренне хотел стать настоящим христианином, но отказаться от науки? Неужели это действительно препятствие и ему придется выбирать: либо наука, либо Бог?
Это был большой соблазн для молодого человека: книжный, чувствительный и восприимчивый, он долго мучается, но все-таки решается уйти из науки и обратиться Богу. Однако, первая попытка обращения оказалась мечтательной и поверхностной иллюзией, идущей от ума, а не от сердца. И когда через пять лет умер отец Паскаля, а любимая младшая сестра, не послушав брата, все-таки ушла в монастырь, он, чтобы заглушить боль от потерь, вновь возвращается в науку.
Казалось, выбор сделан окончательно: он начал посещать светские салоны, появились друзья из аристократического общества, участие в азартных играх и развлечения - вполне обычный для того времени образ жизни молодого денди. Однако, воспитанный отцом в относительной изоляции от общества, привыкший скорее к уединению, чем к шумным компаниям, Блёз Паскаль уже через два года начинает испытывать тоску, тяготиться новыми знакомыми, праздной жизнью и сожалеть, что не последовал совету янсенистов.
Мучительный вопрос выбора между ученым и христианином снова встал перед ним. С трудом понимая светскую жизнь, ученый выглядел в салонах скорее как провинциальный молодой человек, неожиданно для себя попавший в столичные аристократические круги. Но пока все идет внешне обычным порядком: он влюбляется, пользуется успехом у женщин, окруженный ореолом славы ученого.
У него много планов на будущее: собирается купить должность (по законам того времени), жениться на светской красавице Шарлотте, сестре своего друга–герцога и начать жить как все. От трехлетнего светского периода остались трактат «Рассуждения о любви» и решение двух задач, связанных с игрой, положивших начало теории вероятности. И все было бы хорошо, если бы не трагический случай, окончательно расставивший все точки над i.
Однажды, в середине ноября 1654 года, он едет с друзьями на очередной праздничный вечер. Дорога шла через мост Нёйи, который в то время ремонтировался. Вдруг лошади, увидев препятствие, остановились, поднялись на дыбы и ринулись вниз в проем перил. Чудо спасло Паскаля: в пропасть сорвалась только первая пара лошадей, порвавшая ремни, крепившие их с другими лошадьми и каретой.
Карета повисла на краю пропасти, Блёз Паскаль потерял сознание, но остался жив. Этот страшный случай не прошел бесследно: началась бессонница, появилась постоянная боязнь упасть в пропасть, слева от него всегда должен был стоять стул, чтобы быть уверенным, что он не упадет. Позднее бездна стала одним из главных образов его философии.
Вскоре после этой истории, 23 ноября 1654 года, у него случилась галлюцинация, мистическое видение, экстаз. Пророчество, которое он услышал в тот момент, Блёз Паскаль успел записать на первом попавшемся под руку клочке бумаги. Затем он его аккуратно переписывает на узкий пергамент и зашивает вместе с черновиком в подкладку сюртука.
С этой запиской, получившей название «Амулета Паскаля» или «Мемориала», он не расставался и никому о ней не рассказывал, даже своей любимой младшей сестре. Текст был обнаружен совершенно случайно слугой старшей сестры, осматривавшего вещи усопшего. Вот этот текст:
Год 1654. Понедельник, 23 ноября, день святого Климента, папы и мученика. Накануне Дня Св. Хрисогона мученика. С 10:30 вечера до 12:30 ночи. Огонь. Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не философов и ученых. Веруй, веруй, почувствуй Радость и Мир. Бога Иисуса Христа Мой Бог и твой. Deum meum et Deum vestrum — забудьте обо всем в мире, кроме Бога. Лишь Евангелие приведёт к Нему. Величие человеческой души. Праведный Отче, мир не знает Тебя, но я знаю. Слёзы радости. Я не с ними. ... Боже, Боже мой, почему ты меня оставил? Позволь мне быть с Тобою навеки. Ибо Он жизнь вечная, истинный Бог наш, Иисус Христос. Иисус Христос. Иисус Христос. Я бежал и отверг Его, распятого. Могу ли я жить без Тебя? Он открывается через Евангелие. Отвергаю себя. Отдаюсь в руки Христовы. Вечная Радость за малое испытание на Земле. …Аmen.
С этого момента Блёз Паскаль уже не колебался, мучительный выбор между наукой и верой, христианином и ученым, который он никак не мог сделать, наконец, свершился. «Мемориал» - изложение личной программы на оставшуюся жизнь, без которой понять все последующее поведение и действия мыслителя невозможно.
Второе обращение Паскаля уже не было головным, оно было сердечно-мистическим, даже ему до конца непонятным. Он воспринял его как знак свыше и понял: обратного пути нет. После этого он отказывается от всех заявленных научных докладов,
удаляется в начале января следующего года в монастырь, добровольно принимает на себя все строгие монашеские обеты, однако, от монашеского пострига отказывается, оставляя за собой парижскую квартиру и право свободного перемещения.
Ему тридцать один год. Оставшиеся восемь лет стали для Блёза Паскаля самыми плодотворными, прежде всего, в философском плане. Именно в эти годы он пишет свои главные произведения: страстные, призывающие к настоящей вере, истреблению ханжества и лжи «Письма к провинциалу»
и бессмертные, тонкие, завораживающе-мистические «Мысли» - главное дело его жизни. Книга не была закончена, братия и друзья с большим трудом смогли расшифровать записи философа и по-своему их упорядочить. Опубликованы они были только после смерти мыслителя, спустя семь лет.
Жизнь Блёза Паскаля в Пор-Рояле постепенно превращалась в житие: он в прямом смысле слова истязал себя, вплоть до того, что носил пояс, сплошь утыканный гвоздями. Когда его одолевали, как он считал, гордыня и тщеславие, то вонзал пояс в плоть. Никаких излишеств ни в одежде, ни в пище, ни в жилище, а когда его мучили боли, то отказывался от врачей, полагаясь только на молитву и Бога.
Он стоически переносил все болезни, одна за другой одолевавшие его хрупкое тело, рассматривая их как благо, данное ему для искупления грехов. Полностью отказавшись от науки, Блёз Паскаль сделал исключение лишь однажды: чтобы как-то заглушить зубную боль, начал решать задачу о циклоиде, решив ее в считанные дни.
Публиковать решение он не хотел, но ему посоветовали выставить задачу на конкурс, где свой вариант решения опубликовать под псевдонимом. Жюри единогласно присудило его работе победу и первую премию. Это был прощальный жест. Больше наукой он не занимался.
Теперь главной его страстью стала вера, размышления о Боге, человеке, смысле жизни. Но если Паскаля как ученого признавали все и безоговорочно, то как философа – почти никто, объявляя то сумасшедшим, то религиозным фанатиком, то просто несчастным.
Да, он не создал своей философской системы, потому что был противником всякой догмы, да, он смеялся над философией, считая, что на нее жалко потратить и часа, потому что истина – не в рациональных доказательствах, а в сердце и открывается она ему, а не разуму. Все построенные разумом системы лишены самого главного – сердечного прозрения.
Блёз Паскаль понял главное – тщету всего земного, ложь и лицемерие мира и что достижение счастья на земле невозможно, как бы человек этого ни хотел. Ничтожество человека превращается в его величие, и несчастье - в благодать только силой веры.
...Мы никогда не живем, а лишь располагаем жить; мы всегда предполагаем быть счастливы, но неизбежно, что мы никогда не будем счастливы.
...Но, как мы ни несчастны, мы все-таки имеем идею счастья, хотя не можем его достигнуть...
Блёз Паскаль был мистиком, первым осознавшим трагический удел человека, заброшенного в мир не по своей воле, обреченный быть самым хрупким, самым болезненным творением, былинкой, тростником, но мыслящим тростником, самым неустойчивым, чье место всегда будет между двумя безднами – та, что над ним, и та, что в нем. Отчаяние и тоска всегда будут его спутниками.
(
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Молчание. Место, где рождается слово
- Триодь Цветная. Воскресение Твое...
- Битва Гедеона. Окончание
- Гедеон. Воин поневоле. Часть 1
- Максим Грек
- Часослов
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Страстной вторник.
- Патриарх Никон. Часть 1
Спасибо, Сергей. Я рада, если Вы нашли что-то интересное для себя в моем блоге.
Спасибо, Тина, за собранный вами букет цветов…благоухание такое разное и такое до боли знакомое…вы — родственная душа…искренне благодарен вам…
«Не по своей воле» — это так. В этом я вижу изначальный трагизм человека, который должен научиться жить.
Как интересно ! Я это осознала всем существом своим,
а теперь читаю у вас про Паскаля, что он осознал весь
трагический удел человека, заброшенного в этот мир
НЕ ПО СВОЕЙ воле !!!
Я думаю, наоборот: он наполнил свой стакан (мозг, разум) до уровня, когда в него уже больше ничего не вмещалось. Он дошел до предела. Дальше нужен был разворот совсем в другую сторону. И он его сделал.
Рада, что понравилось! Блёз Паскаль — гениальный философ, опередивший время как минимум на сто лет.
Спасибо, Тина!
Да… для Паскаля, стакан всегда был наполовину пуст…
Да, всегда есть У Вас, что читать и чем восхищаться! Спасибо!
Спасибо, Ольга!
Тина, огромная благодарность за Ваши посты, которые всегда очень интересны. С уважением Ольга