Когда обыкновенный человек слышит слово «пассия», для него это означает, что у кого-то появилась новая любовная страсть, однако, в богослужебной практике «Пассия», хоть и означает тоже Страсть, но страсть совсем иного рода. Пассия – это особое богослужение, посвященное Страданиям Господа.
Пассия проходит задолго до страстной недели: по вечерам первого, второго, третьего и четвертого воскресений Великого Поста во всех монастырях и соборах. На этой службе читаются отрывки из четырех Евангелий: в первое воскресение – от Матфея, во второе – от Марка, в третье – от Луки и в четвертое – от Иоанна. Все отрывки рассказывают о Страстях Иисуса.
По всем источникам Пассия написана Петром Могилой, митрополитом Киевским, в конце XVII века, хотя оригинал богослужения так и не найден. Впервые чинопоследование обряда напечатано в 1702 году при киево-печерском архимандрите Иоасафе Кроковском, но практиковалось служба только на юго-западе России, в Малоросии.
Со временем Пассию стали служить и в Великороссии. В моем городе Пассию служат только в кафедральном соборе, а в маленьких приходах о ней не знают даже постоянные прихожане. Относительно этого богослужения до сих пор идут споры, причем споры богословские, а отнюдь не обрядовые, поскольку с этой стороны все соответствует православному чинопоследованию вечерни.
И основание для споров есть. Чтобы понять их суть, обратимся к фигуре Петра Могилы, автора Пассии: кто он, где учился, что сделал для церковной жизни и каковы плоды его усилий. Георгий Флоровский в «Путях русского богословия» дает ему такую характеристику:
«Есть что-то загадочное и двусмысленное в образе Петра Могилы. Трудно понять, был ли он искренним ревнителем православия или скорее искусным соглашателем... Между тем, его историческое влияние было решающим. И обоснованно его именем обозначают целую эпоху в истории Западно-русской церкви и культуры...
Могила был вряд ли не самым сильным и властным из западно-русских церковных деятелей XVII-го века. У него был подлинный державный пафос, умение и охота властвовать и побеждать. Сын молдавского господаря, «воеводич земель молдавских», он и в звании Киевского митрополита оказался всего скорее господарем, правителем скорее, чем пастырем...»
Все говорят, что авторство принадлежит Петру Могиле, киевскому митрополиту, но известно только то, что именно он впервые начал служить Пассию в Киево-Печерской Лавре, когда стал ее Архимандритом. И даже если согласиться, что службу написал Могила, то доля истины в том, что она несет на себе отпечаток духа римско-католической церкви, несомненно, существует.
Отголоски борьбы между востоком и западом, на острие которого находился тогда Киевский митрополит, сегодня аукаются конфликтом России с Украиной. Вопрос о Пассии отнюдь не только церковный вопрос. В истории встречи востока и запада точка будет поставлена еще не скоро, если вообще будет поставлена. Кто такой Петр Могила, вокруг которого не умолкают споры вот уже три столетия?
При нем Лавра стала благоустраиваться, в богослужебную практику привносится много нового, величавого и торжественного. Именно тогда в дни Великого Поста и стали служить Пассию, которая становится частью богослужений этих дней. Петр Могила был очень деятельным и властным, напоминая в этом патриарха Никона, да и жили они в одно время.
Главные усилия Петра Могилы были направлены на просвещение, но просвещение его было польско-латинским в противовес уже существующему славяно-греческому. Поначалу сторонники греков хотели побить Могилу из-за того, что он насаждал польско-латинское образование, но силы оказались не равны: Петр Могила вышел из этой борьбы победителем.
Созданная им латино-польская Коллегия за основу взяла программы иезуитских школ, а преподавателями в ней стали представители латинской школы. Планы Великого Архимандрита были грандиозными: создать сеть таких школ, в которой бы объединились русские и нерусские в единой культурной работе, но под эгидой запада.
Реально это было первое столкновение греческой, эллино-славянской, культуры и западной, латинской. Для Петра Могилы и его друзей родным был запад, а отнюдь не восток. Борьба продолжалась. Его поставление митрополитом на Киевскую кафедру тоже было скандальным. Хиротония проходила во Львове, а не в Киеве, где уже служил законно избранный митрополит Исайя.
Могила явился в Киев как ни в чем не бывало и начал борьбу с предшественником, которого пришлось свергать силой - в лучших традициях римско-католической церкви. Но это был спор не только о власти, это был спор о культурной ориентации. Исайя был человек, глубоко укорененный в восточном православии, и скептически настроенный против внешнего образования:
«Ин бо есть разум мира сего, ин же духовен. Духовного бо разума от Пресвятого Духа учишася вси святии и просветишася яко солнце в мире. Днесь же не от Духа Свята, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и прочих языческих любомудрцев разума учатся. Сего ради до конца ослепоша лжею и прельстишася от пути правого в разуме. Святии заповедей Христових и умного делание учишася, сии же точию словес и глаголаний учатся; внутрь души мрак и тма, на языце ж вся их премудрость»
в которых присутствуют комментарии к чинопоследованиям из латинских книг; созданная им Коллегия становится Киево-Могилянской академией, первым высшим учебным заведением на восточно-славянских землях, но с латинской программой обучения и на латинском языке.
Да, западно-русская церковь, благодаря Петре Могиле, состоялась, но ценой вопроса стала латинизация православия, его смешения с римо-католичеством, в результате чего произошли существенные изменения в вере, обрядах, богословии и психологии народа, не говоря уже о том, что были разорваны все связи с востоком, а внутренняя свобода и независимость – утрачены.
Правды ради, добавим, что Петр Могила закончил дело, которое было начато до него, но именно он довел его до логического конца. И не случайно, когда верующие с юго-запада начали приходить в русские монастыри, их не признавали за своих, вплоть до того, что оставляли монастыри и уходили в другие земли.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Дорога к храму. Париж-13
- Православная и католическая икона. Окончание
- Начало Великого Поста 2013
- Семик
- Страстной вторник.
- Первая земная женщина
- Мытарь и фарисей
- Евхаристия, часть 1
- Прощение
- Иеффай
Я очень рада этому!
Спасибо! Очень совпадает с моими мыслями!
Спасибо! Да, зимне-весенние страсти я переношу тяжело, но стоически. Тяжелое время и поэтому спасибо за поздравленя. Все-таки легче становится на душе, когда тебя помнят давние друзья.
С праздником, Тина. Присоединяюсь к поздравлениям. Здоровья и творческих успехов!
8 марта — это же 23 февраля ( по старому стилю)! Таинство. Зимне-весенние страсти. Как нам без них!
Спасибо, большое, Константин, за поздравление!
Не по теме правда.
Поздравляю Вас с Женским днем 8 марта ! Здоровья и радости вам !