Дзэн (Чань) возник в Китае на стыке двух духовных школ - даосизма и буддизма. Буддизм пришел в Китай из Индии в начале первого века, а Даосизм - национальная китайская философия.
Дзэн отличается от того и другого тем, что ему невозможно научить. Можно только самому научиться, наблюдая и прислушиваясь к Учителю.
Здесь главный принцип – «Делай как я!» Дзэн - не интеллектуальная философия, он молчалив, неразговорчив, не любит рассуждать. Он только показывает путь, который заканчивается там, где умолкают слова.
Но к этому надо еще подготовить свое сознание. Только тогда будет понятно, что делает Учитель. А его задача – подтолкнуть к ответу, но не давать его. В связи с этим вспомнила игры, в которых участвовала в разных игровых школах и в разных качествах.
Была одна, которая практиковала эту технику. Ее идеологом был Миша Рю, живущий сейчас в Израиле, и увлекавшийся восточными практиками. Он строил игру в течение семи дней так, что к концу игровой недели все замолкали. А в течение этой недели любой доклад - ставился под сомнение, любые слова – оспаривались, любые высказывания - критиковались.
Признавались только реальные действия. Но чтобы понять это, пришлось пройти долгий путь постепенного отказа от слов и переходу к реальным действиям. Организаторы встряхивали наше сознание, очищая его от сложившихся стереотипов и мифов. Помню, как и мой доклад очень быстро и нещадно был раскритикован.
Мои преподавательские штампы были настолько очевидны, что большого труда проблематизировать и доклад, и мои стереотипы не составило. Вот так однажды я получила опыт дзэн-воспитания моего сознания, хотя только сейчас поняла, что они тогда делали на самом деле. Прозрение пришло только сейчас, когда начала разбираться с практикой дзэн.
Учить словами – пустое занятие и даже вредное так как в этом случае ученик получает готовые ответы, снимая свои вопросы один за другим, постепенно превращаясь в адепта или фундаменталиста, бронзовея и матерея.
Западному человеку это трудно понять, потому что в его ментальности рациональная составляющая – преобладающая, если не сказать подавляющая. Вся наша школа построена на этом: ученик должен учить уроки и запоминать нужные ответы. В конечном итоге он отучается доверять собственной интуиции и добывать ответы самостоятельно. В дзэн никто не дает готовых ответов: ученик их добывает сам.
Дзэнское хокку говорит:
Дикие гуси летят через озеро.
Озеро, конечно, отражает их.
Гуси не просят: "Отрази нас".
Озеро не говорит: "Спасибо,
что вы прилетели отразиться во мне.
Поэтому странными нам кажутся и дзэнские притчи, задача которых освободить сознание ученика от стереотипов. А для этого необходимо все перевернуть с ног на голову, поиграть с этим, а потом все вернуть обратно на свое место. Привожу только две притчи дзэн. Комментарии к ним сделаю в следующий раз. А пока каждый может попробовать понять их сам.
Во всем повинуйся судьбе»
Стояли дни последней декады летней жары. Газоны у монастыря совсем пожухли и пожелтели. «Надо бы поскорее разбросать немного семян травы! А то очень неприглядно!»,— сказал молодой монах. «Подожди пока спадет жара, - отмахнулся наставник. - Следуй времени!»
В осенний праздник Луны наставник купил мешок семян и велел молодому монаху посеять их. Но поднялся осенний ветер, половина семян была посеяна, а половина оказалась развеяна ветром.
«Так не годится! Слишком много семян развеяно ветром!», - воскликнул молодой монах. «Ничего страшного. Из развеянных семян больше половины - бесплодны и всё равно не дали бы всходов, - сказал наставник. - Следуй природным свойствам!»
Посеянные семена тут же начали склевывать налетевшие птицы. «Что за наказание! Птицы склюют все семена!». Молодой монах в сердцах затопал ногами. «Ничего страшного! Семян много, до конца их не склюют!» — сказал наставник. «Принимай мир, какой он есть!»
Поздней ночью внезапно полил дождь. Утром молодой монах влетел в зал для медитаций с криком: «Учитель! На этот раз всё кончено! Дождем смыто так много семян!» - «Куда смыло, там и взойдет!» - сказал наставник. «Следуй судьбе!»
Прошла неделя, и на прежде голой земле, вопреки всем ожиданиям, взошло много изумрудно-зеленых ростков травы. И даже на нескольких незасеянных прежде участках проступила зелень. Молодой монах от радости без конца хлопал в ладоши. Наставник кивнув головой, сказал: «Следуй радости!»
***
И вторая: Твой завтрак остыл
Один последователь только-только пришел в школу Чань. На следующий день прямо во время завтрака он сразу же, не переводя дух, начал засыпать наставника вопросами.
Первый: «Нетленны ли наши души?» Второй: «Обязательно ли наше тело должно обратиться в Ничто?» Третий: «Действительно ли наши души могут переселяться постоянно?» Четвертый: «Если наши души постоянно переселяются, то остаются ли воспоминания о предыдущих перерождениях?» Пятый: «Может ли чаньское созерцание избавить нас от бесконечной череды жизней и смертей?»
Этот человек задал старому монаху сразу десяток вопросов и после хотел спросить еще, но наставник остановил его всего лишь одной фразой: «Твой завтрак уже остыл».
Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Притча о прощении
- Обед в ресторане
- Матч-реванш
- О жизни
- Речи
- Страстной вторник.
- Иов-ситуация
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Поговорки о воде
- Семь дверей.
Красиво! Нет, я не слышала этой фразы. Очень интересно! На все случаи жизни. Действительно «армянский дзен»!
Вам стало грустно, Тина?
Есть такая фраза у нас, уже наверно вам знакомая — цаветт танем ( унесу твое горе арм.), у нас ее так часто и в любом разговоре, и близкие и знакомые и совсем незнакомые говорят, к месту и не к месту, что я иногда огрызаюсь, но потом жалею, потому как вижу растерянное лицо … а ведь народные фразы всегда отражают его ( народа) мудрость… Неразделенное горе это как неразделенная любовь…
Вот и слышу я везде; в магазине мясо выбираю, кусок не понравился, мне продавец :» Цаветт танем, не хочешь этот, возьми другой»… в раздолбанной маршрутке, где как селедки в бочке, едим туда-сюда, водитель уже в бешенстве орет:» Народ, цаветт танем, дверью осторожно хлопайте,у меня уже нет сил ее чинить», -дверь конечно слетает с петель, народ виновато выползает из «титаника», уныло бормоча» цаветт танем, мы же не виноваты, что у «Газели» дверь рвется в полет…. И так везде ;)… вот Вам Тина, армянский дзен 😉
Думаю, что все мудрецы учат этому: жить без невроза. Так мне кажется.
О? Душевное равновесие и познание мира!
Так прекрасно! Это означает без невроза жить!
Но…конечно я не отождествляю Дзен и Гештальт!
Мне кажется, что речь в дзэн немного не о том: дзэн как раз учит тому, как изменить свое сознание и принять не себя, а естественный ход событий. У всех свои миражи и мифы. Мне кажется, что особые защитные механизмы, если следовать Фрейду. Они как броня не дают миру и особо любопытным вторгаться в твой мир. Дзэн-буддизм пробуждает сознание, но это не лечение от невроза, а способ прийти к душевному равновесию и пониманию мира. Правда, я не уверена, что правильно понимаю дзэн-буддизм.
«радость будет радостной для тебя, а горе близким и разделенным…» — это грустно
«Следуй времени», «Следуй природным свойствам», «Принимай мир, какой он есть», «Следуй судьбе», «Следуй радости» … вот и я о том же:» Делай что следует…т.е. живи, как следует жить, научись распознавать стереотипы и не следуй им… будь свободным в выборе, принимай то, что тебе по душе, тогда радость будет радостной для тебя, а горе близким и разделенным…
И дзен, и гештальт фактически учат одному: принять себя таким, каков ты есть.
Фриц Перлз писал: «При успешном лечении невротик пробуждается от своего транса или миража. В дзен-буддизме подобный момент называется Пробуждением или Сатори. В течении Гештальт — терапии пациент переживает множество малых пробуждений. Приходя в чувство, он чаще видит мир ярко и ясно».
И даже во многих частных методах находится много общего!
Юра, спасибо за Дзэн, и за притчи. Это Вы мне их посылаете. Вы постоянно направляете меня туда, но умом я соглашаюсь, а практиковать — ни сил, ни духа нет. Ум и образование требуют своего. Не могу отключиться и следую Декарту: «Мыслю, следовательно существую» (Cogito, ergo sum). Выросшая на этом изречении, хотя узнала о нем только на философском факультете. Следовать Дзэн или Лао-цзы могу только чисто умозрительно. Нужен Учитель и сильное желание. Но, увы и ах, ни того, ни другого у меня нет. Но восточные учения — это культура и обойти ее — просто неразумно. Тем более, что у некоторых хватает и желания, и духа, чтобы следовать им.
«иногда думаю, что я и только я знаю, как надо» — как это верно! Более того, я сильно удивляюсь, когда кто-то сумел сделать лучше, чем я. Внутри сразу — белая зависть (иногда и черная). Стереотипы — заразная вещь, от них не так просто избавиться, нужен убойный молоток, чтобы их разбивать, но не будешь ведь себя им дубасить, жалко и рука не поднимается. Вот и приходится ждать, когда жизнь начнет бить ключом по голове. Тогда трезвеешь и начинаешь понимать цену и себе, и своим, якобы, «успехам» и прочей мишуре, что надмевает и кормит гордыню. Но когда ключ опускается на голову, все-таки обидно: «За что!!!» А чтобы не забывал свое место.
Конечно, но все-таки запад есть запад, восток есть восток и вместе им не сойтись, как писал Киплинг, знающий и восток (индия), и запад (Англия). Мистические учения есть в каждой культуре, но мне кажется, что запад логоцентричен, восток — пневмоцентричен. В основном, конечно, хотя в Китае есть Конфуций, который считал Лао-цзы ненормальным и учил своих учеников держаться от него подальше, не понимая, как можно учить без слов. А на западе есть Майстер Экхарт, Григорий Палама, Николай Кавасила и другие мистики.
А вот интерпретация дзэн-притч, которые в тексте. Это комментарий, данный к ним и переведенный с китайского.
К первой: «Следуй времени», «Следуй природным свойствам», «Принимай мир, какой он есть», «Следуй судьбе», «Следуй радости» — так старый монах понимает время Небес, постиг природу вещей, осознал путь Чань, проник в чувства человека. Слова этого наставника высокого уровня, даже записанные на бумаге, заставляют людей слышать и видеть по-новому. Следовать — не значит лишь идти вслед, а значит следовать естественному ходу событий, не роптать, не забегать вперед, не искать помощи. Следовать — не значит «плыть по течению», а значит использовать шансы, данные судьбой, не быть догматичным и негибким, не жить в плену своих иллюзий
Ко второй: О чем все эти вопросы, что постоянно возникают перед тобой? О завтраке или о бессмертии души? Вот тут кто-то сидит и рассуждает о Пути — так не лучше ли постигать Чань на практике?! А истину, что ты вечно возвращаешься в этот мир, знает даже тот, кто едва вступил на путь Чань. Проживай каждый миг с пользой. Не увлекайся пустыми рассуждениями, вещами, не уносись в несбыточные мечты. Нужно лишь научиться пользоваться твоим нынешним пребыванием в этом мире. Оставь это!
Достаточно кратко, что можно выразить словами…
Дзен — особое учение без священных текстов, вне слов и букв, которое учит о сущности человеческого разума ( не ума ), проникая прямо в его природу и ведет к просветлению.
Дзен говорит:» Не ищи истину, просто перестань дорожить мнениями».
Тина, Вы-чудо! Ещё раз спасибо, Вам! Может быть для ученика всё таки важнее учиться у учителя.Мне пришлось с детства заниматься физическим трудом и как сеять и сажать пришло с опытом старших.И лавина вопросов это молодость и жизнь, и учитель даст ответы на всё. И даже сейчас, хочется узнать больше и главное — освободиться от стереотипов, хотя иногда думаю, что я и только я знаю, как надо.
:)… я бы не сказала, что на западе нет своего дзена, он есть везде, и у китайцев и у американских индейцев.
«Делай что следует, будь что будет» , повторяю я детям своим, а фразу эту, где-то давно прочитала в западных источниках… менталитеты разные, а мудрость, т.е. истина — одна… Учитель дзен, учил трудиться молодого монаха, потому как знает, что истина (мудрость) придет к ученику с годами, и только в труде.