Дзэн: зонт себе ищи сам

dzen10(Начало здесь) Дээн  (чань) - это мистическое учение о просветлении, в котором все, что говорят и делают наставники, индивидуально, потому что каждый случай - уникальный. Нет ничего раз навсегда установленного и частный случай ничего не доказывает, как ничего и не опровергает.

Это не богословие и не  философия, это способ очищения сердца конкретными действиями и практиками при помощи наставника. Четыре основных постулата Дзэн гласят:

«Не опирайся на письменные знаки», «Не передавай учение вовне», «Непосредственно взирай на сердце», "Стань Буддой, прозревая свою природу».

Как-то один человек пришел к наставнику  Синшань Вэйкуану и спросил: «Обладает ли собака природой Будды?» - «Обладает!» — ответил наставник. «Ну, а Вы обладаете природой Будды?» - «Я не обладаю», — ответил монах.

«Все живые существа обладают природой Будды, почему же Вы один ею не обладаете?" — удивился человек. «Я не живое существо», — сообщил монах. «Так если Вы не живое существо, не сам ли Вы Будда?» - «Нет, я не Будда!»

«Так что же Вы за вещь?» — теряя терпение, спросил человек. «Да я и не вещь вовсе», — миролюбиво ответил монах. «Так можете ли Вы видеть? Можете ли мыслить и рассуждать?» - «Мыслями — не достичь этого, рассуждениями — не постичь, а поэтому и называем это «вне мыслей и рассуждений».

В дзэн большая роль отводится вопросам и ответам. Специалисты сравнивают этот метод с древне-китайской юридической практикой, в которой о виновности или невиновности человека судили по его ответам: насколько он мог ответить так, что его видение реальности становилось более убедительным для судей, чем видение событий другими.

dzen11

В связи с этим вспомнился  замечательный фильм «Расёмон», поставленный по двум новеллам удивительного японского писателя Акутагавы Рюноскэ «Ворота Расёмон» и «В чаще». Поставил фильм прославленный японский режиссер Акира Курасава, известный в России по фильму "Дерсу Узала", получивший в свое время «Оскара».

Знают ли об этих фильмах современные молодые люди, не знаю, но, на всякий случай, напомню сюжет первого. В фильме «Расёмон» речь идет об одном и том же событии (убийстве и изнасиловании женщины), случившемся в чаще. Но  об увиденном рассказывают разные люди, и каждый - по-своему: так, как ему выгодно.

До сих пор помню потрясение от фильма, хотя смотрела его еще в студенческие годы. Некоторые видят в сюжете Рюноскэ ответ на философский вопрос "Что есть истина", а в фильме Курасавы – более приземленный смысл: о сложности человеческой души. Но в данном контексте важно то, что дзэн часто использует тот же прием: на один и тот же вопрос даются противоположные ответы, как, например, в притче "Ночью поднялся сильный ветер":

dzen6

Чаньский наставник Наньцюань Пуюань спросил одного монаха — своего ученика: «Сильный ли поднялся ночью ветер?» - «Сильный поднялся ночью ветер», — ответил монах. «Так это он повалил сосну у ворот?» - «Это он повалил сосну у ворот».  

Наньцюань повернулся и спросил служку: «Ночью поднялся сильный ветер?» - «Какой ветер?» - «Что повалил сосну у ворот». – «Какую сосну?» Наньцюань, печально вздохнув, произнес: «Один достигает, другой — теряет».

Комментарий к притче: Вопросы одни и те же, но две реальности! Чаньское сердце и мирской смысл — лишь в самой середине можно углядеть это. Ведь то, насколько далек ты от Будды, проявляется изнутри. Мы все живем в одном мире, но мир-то этот для каждого из нас — разный.

dzen4

Акутагава Рюноскэ  часто брал сюжеты из западной литературы или из древних японских источников, но так их разворачивал, что говорить о заимствовании не приходилось. При этом он всегда оставался чисто японским писателем, у которого фольклор и традиция присутствуют во всех новеллах, в том числе и в «Воротах Расёмон» и  "В чаще".

Я так много говорю о японском писателе, потому что к западному читателю дзенские истории пришли через японскую, а не китайскую традицию. Но поскольку опыта дзен у западного человека нет, то и притчи воспринимаются как обычные, хотя за каждой из них стоит глубокий духовный опыт дзэн-буддизма.

Дождь лил не переставая. Один человек укрылся под навесом храма. Мимо проходил чаньский наставник с раскрытым зонтом. «Наставник! Спаси хотя бы одного из массы всего живущего! Проводи меня хотя бы немного!» — взмолился человек под навесом.

«Надо мной льет дождь, а ты укрыт от него под навесом. Там нет дождя — мне нет необходимости спасать тебя, — ответил монах, продолжая идти дальше и даже не замедлив шаг. «Но сейчас-то, Вы, наставник, точно должны спасти меня! — и с этими словами человек выбежал из-под навеса, оказавшись под ливнем.

«Теперь и ты под дождем, и я под дождем. Но дождь не намочил меня, поскольку надо мной зонт. Поэтому, чтобы спастись, тебе нужен зонт, а не я. А уж зонт ты ищи сам! — сказал монах и пошел дальше своей дорогой.

dzen9

Комментарий к притче: Ты не намокнешь под дождем, если взял с собой зонт. Если у тебя чаньское сердце, то можно не опасаться пут страстей и заблуждений. Не брать в дождливую погоду зонт, надеясь на помощь других людей, — это все равно, что, не постигнув сердца Чань, надеяться на чью-то помощь. Монаху не жалко было одолжить зонт, но он на самом деле проявил высшее милосердие, ведущее к спасению живых существ.

Если не пользоваться драгоценными дарами, что хранятся в твоем доме, а лишь завидовать другим, то достигнет ли твое сердце удовлетворения? Самому спасаться лишь под своим зонтом, спасать себя за счет своих же природных свойств, в повседневных проблемах не искать помощи у других людей, а решать их самим — вот это и есть истинный жизненный путь.

И примечание: Зонт — один из символов буддизма, знак «учения, которое накрывает и защищает». Будда или бодхисатва Авалокитешвара нередко изображались именно с зонтом в руке. В притче раскрывается важнейший принцип Чань: спасает не наставник, а учение. Учитель лишь направляет человека на путь, спасение же есть результат собственных усилий и прозрения чистоты своей природы.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Притчи и афоризмы and tagged Восток - дело тонкое, Притчи, философия жизни. Bookmark the permalink.

6 Responses to Дзэн: зонт себе ищи сам

  1. Я самодостаточна в плане личных живых контактов. У меня нет в них потребности. Только если совсем устаю. Но виртуальное общение — для меня важно, оно дает возможность понять, что чувствуют люди, чем они дышат, с чем они согласны и не согласны. Это интересно!

  2. nadilel says:

    О да, Мимино — шедевр, нам он особенно близок… но Кин-дза-дза, фильм философский, глубокий, во всей красе человеческой сущности…

    Не люблю обвинять и судить, но не отмалчиваюсь, когда слышу осуждение, и как правило разгорается спор, и заканчивается вердиктом не в мою пользу… я не могу назвать себя самодостаточным существом, книг, фильмов — мне мало, я люблю живое общение, а если это недоступно — то письма, обожаю писать письма, с детства :)

  3. Я вообще боюсь звонков, потому и отключила телефон, оставила только сотовый, номер которого знают только самые близкие знакомые. Да и определитель там есть. И терпеть не могу, когда звонят в полседьмого утра в дверь моей квартиры. Всегда в этом случае жду какого-нибудь несчастья. Какой нормальный человек будет звонить в такое время!
    ————————————
    А мне жалко этих несчастных дев, хотя, конечно, с богословской точки зрения так им и надо! Я тоже не люблю ни у кого одалживаться. Превратилась потихоньку в самодостаточное существо. А если необходимо, то прибегаю к помощи специалистов по объявлению, но не к знакомым. Считаю, что в этом случае становлюсь им обязанной, а это меня сковывает и напрягает. Меня тоже часто обвиняют в гордыне, но мало ли кого в чем обвиняют?! Обвинять и судить другого проще всего.
    ————————————
    «Кин-дза-дзу» смотрела один раз полностью, а потом — только частями. Я как-то не прониклась этим фильмом. В отличие, например, от «Мимино»

  4. nadilel@mail.ru says:

    Мне дев не жалко, как и того, кто оказался под дождем… надо быть предусмотрительным, я предпочту мокнуть под дождем, или останусь без Жениха, чем попрошу об услуге, это не гордыня, я считаю, что не имею право делиться своими просчетами, поэтому в глазах многих — я мелочный человек… но я так про себя не думаю 😉
    Легенду о Нараяме я смотрела несколько раз, так он меня задел… Вчера случайно попала на Кин-дза-дза Данелия (мой любимый реж.) и с наслаждением смотрела, наверно уже в 10 раз :)
    А я даже не задумывалась как-то, чем я успокаиваюсь, наверно я всегда спокойна, во всяком случае, я редко беспокоюсь… когда мой отец умер, а это случилось 30 лет назад, он скончался от инфаркта, на даче, и когда нам в Ереван позвонили в 6 утра и сообщили эту весть, я просто не поверила и убедила сестру, что там ошиблись… пока горькая весть не сделала круг по всем родичам и вновь дошла до нас, я была уже спокойна… правда до сих пор очень не люблю ранние звонки… такие дела.

  5. Да, притча о десяти девах — о том же. Вообще, когда читала притчи дзэн, то мне постоянно приходили в голову параллели с христианством. Не зря же есть легенда, что Иисус пришел из Индии. Ерунда, на мой взгляд, но общее там и здесь — явно налицо. По большому счету, я бы тех неразумных дев пожалела (как и того, кто оказался под проливным дождем). Отсылать их за маслом — значило заранее их обрекать на то, что они опоздают на встречу с Женихом. Запасаться елеем надо было им раньше. Магазины здесь не подмога, если иметь в виду, что под елеем понимается дух, который они должны были стяжать прежде. Так и здесь. Но это если исходить из мотивации помощи ближнему. А если исходить их того, что это такой способ «научения» и «наказания» (от слова «наказ»), то да, все верно. Как верным был ответ монаха из притчи про дождь и зонтик. (Учат вас, учат…).
    —————————
    «Легенда о Нараяме» тоже один из моих любимых фильмов. Я его смотрела в кинотеатре всей семьей, хотя там были сцены интимные. Кажется, они только-только стали появляться на советском экране. Как это давно было!!! Когда фильмы еще смотрели в кинотеатрах и на большом экране, а секса вообще не было. Сейчас в кинотеатр не хожу. Последний раз была, когда очень хотелось посмотреть фильм «Остров». Это было тоже давно.
    ————————————

    Да, из мелочей складывается вся жизнь. В Японии есть такая культура внимания к мелочам, у русских — нет. Им надо чтобы — все и сразу. Я себя потихоньку приучаю к вниманию к мелочам, но получается не очень. Хотя мне, например, очень нравится вышивание крестиком. Очень успокаивает и заряжает.

  6. nadilel says:

    А как же притча о десяти девах? Там пять разумных с запасом масла и пять неразумных… или это не о том же зонтике? Но мне почему-то сразу вспомнилось…;)
    Я очень люблю игры ( а в жизни все игра, ритуальная) в вопросы и ответы, особенно люблю вопросы, по ним сужу насколько внимателен чело к чужому мнению… Все анализировать — моя слабость, и даже если я нахожу ответы на поставленные вопросы — все равно сомневаюсь. Я могу так долго взвешивать все за и против, что иногда так и не прихожу к окончательному решению, в то же время, меня трудно переубедить — нужны веские доводы…
    Японские фильмы занимают особое место в моих пристрастиях, мой любимый фильм — «Легенда о Нараяме», я считаю его одним из лучших…
    Я ценю отношение японцев к мелочам, сама считаю, что нет одной больший проблемы — есть много маленьких, вовремя нерешенных проблем… Японцы в самых маленьких делах стремятся к совершенству, все для них ценно, не удивительно, что маленький ребенок для них — божество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *