Эгон Шиле умер в двадцать восемь лет. Но смерть присутствовала в его картинах уже тогда, когда он только нащупывал собственный стиль, постепенно отходя от гламурно-мифических фигур своего кумира и наставника Густава Климта.
Густав Климт дал никому неизвестному семнадцатилетнему Эгону Шиле путевку в мир большого искусства и именно ему пророчили место на освободившемся престоле первого художника Австрии после смерти Климта.
«Я не знаю, есть ли кто еще на свете, кто вспоминает моего бедного отца с такой печалью, как я. Способен ли кто-нибудь понять, почему я посещаю те места, где он бывал, и какую боль я чувствую при этом. Я верю в бессмертие всех существ. Почему я рисую могилы и тому подобные вещи? Потому что умершие продолжают жить во мне».
В семье художника были очень сложные отношения между супругами, что отразилось в конечном итоге на характере единственного сына, сделавшие его неуправляемым, своенравным с маниями величия и преследования. Мать, отдав сына после смерти мужа на воспитание своему брату, тихо ушла из жизни подростка, забыв и мужа, и сына, чего Эгон Шиле никогда не мог ей простить.
Отношение к матери стало темой одной из знаковых картин художника «Умирающая мать». Она была написана в 1910 году, когда мать была очень жива. На картине – портрет бледной, костлявой женщины, чье лицо больше похоже на маску смерти. Мать находится на заднем плане, оттесняемая ярким, как рубин, пятном ее ребенка в центре холста.
Но ребенок с живым розово-красным лицом помещен в черный кокон смерти, а маска его матери и ее костлявые руки напоминают хватку смерти. Двойная черная спираль - вокруг матери и ребенка – усиливает трагичность картины и говорит о присутствии смерти уже в самом зародыше жизни. Эта картина - ключ к пониманию творчества Эгона Шиле.
Смерть, как и вообще все умирающее и безобразное, по мысли художника, играет роль усилителя жизни и красоты. Они обостряют жизнь, как обостряет ее все находящееся на краю гибели: в этот момент красота становится особенно яркой, а человек начинает ценить каждый проживаемый им день.
Эгон Шиле создает красоту уродливого в живописи так же, как в конце XIX века в поэзии создавал красоту умирающего, стареющего и разлагающегося тела
Именно в этом месте появление новой жизни, как плода любви, и умирание старой как нигде близки. Здесь ощущаешь, что человек рождается в смерть, что теперь она будет сопровождать его всю жизнь, и особенно остро - в моменты интимной близости.
Темы любви, жизни и смерти проходят сквозной линией через творчество художника, даже если на картинах не мужчина и женщина, а деревья, дома и пейзажи. Нервная, экспрессивная манера, ломаная линия рисунка делают художника ярким представителем австрийского модерна и экспрессионизма, олицетворяющего новое искусство начала XX века.
Экспрессивное воплощение Эгоном Шиле темы жизни-смерти очень сильно повлияло на многих художников, в частности, на
Почти все лица на картинах Эгона Шиле выглядят как посмертные маски трупов, похожие на лицо смерти из картины «Смерть и девушка», а обнаженные женщины в картинах позднего периода - на безжизненные мертвые куклы.
Однако тема, ставшая ключевой в творчестве Эгона Шиле, оформилась не сразу. Поначалу чувственные, эротичные и демонические образы покровителя художника - Густава Климта - захватили Эгона Шиле и превратились в навязчивую идею, но это длилось недолго.
Уже к двадцати годам, с 1910 года, работы Эгона Шиле приобретают самостоятельность и оригинальность, где главными отличительными особенностями становятся линия и контур, а фирменным знаком – сексуальность и эротика как олицетворение жизни-смерти.
Изменение стиля художника случилось внезапно, как моментальный прорыв, тем более удивляющий, что его академическая учеба была недолгой и проходила в кругу консервативных наставников, которых раздражало стремление строптивого студента рисовать по-своему.
Но, несмотря на неудовольствие преподавателей, раннее знакомство с Густавом Климтом, восхищение метра показанными ему Эгоном собственных рисунков и картин, дали возможность Шиле участвовать в выставках уже с восемнадцати лет.
Через десять лет карьера и слава молодого Шиле достигла пика, обеспечив его финансами, заказами, возможностью развиваться, иметь дом, семью, хорошую мастерскую и блестящие перспективы.
Но через несколько месяцев после триумфа, накануне дня всех святых, тридцать первого октября 1918 года, художник скончался от смертоносного гриппа, унесшего тогда двадцать миллионов жизней.
Раннее взросление Эгона Шиле как художника позволяет многим сравнивать его с гениальным Артюром Рембо.
Оба гения числились по разряду Enfant terrible, оба начали свой творческий путь очень рано, возникнув сразу и словно из ничего: один в семнадцать – уже сложившийся поэт, второй – оригинальный художник.
Оба - бунтари, чье поведение выходит за рамки устоявшихся приличий и норм буржуазного общества, возмущавшее своей аморальностью.
Эгон Шиле шокировал публику обнаженными фигурами несовершеннолетних девочек и своими вызывающими автопортретами, по числу которых он превзошел даже
Автопортретов у Эгона Шиле очень много, они разные – двойные, тройные, обнаженные и обычные, часто не похожие на автора. Поклонник Зигмунда Фрейда и знаток фрейдистской теории художник находится по отношению к себе и своему телу как психоаналитик, взирающий на себя как врач.
Потом этот подход будет развивать
Поведение художника и тщательность, с какой он изображал тело во всех тонкостях его сексуальности, в глазах обывателя были недопустимыми и переступающими грань дозволенного. В связи с этим художник вынужден был сначала переселиться в другой город, а через год и вовсе поплатиться почти месячным заключением в тюрьму по обвинению в изнасиловании несовершеннолетней и порнографии.
Правда, в суде изнасилование не было доказано, но найденные при обыске в его квартире коробки с неприличными рисунками и картинами, дали основание осудить его за распространение порнографии среди несовершеннолетних, а несколько его картин и эскизов были публично сожжены.
Автопортрет для Эгона Шиле, был однако, только средством, с помощью которого он проникал в подсознание человека, где всегда находил одно и то же: обнаженное, скрюченное, осеннее дерево, с которого видимо и слышимо опадают листья.
Ххудожник любил рисовать осень и голые деревья, а человеку одетому предпочитал обнаженного. Тела Эгона Шиле не просто не прикрыты, они выглядя так, будто с них содрана не только одежда, но кожа. Обнаженные деревья и человеческие тела яснее проявляют свою суть, а потому честнее.
Осенние деревья у художника – те же автопортреты, как «автопортретно» все его творчество. У дерева изломанные ветки снаружи, у человека - внутри; голые ветви на фоне неба и камней выглядят видимыми трещинами, в человеке - его сокровенная суть предстает в виде изломов рук, ног, обрубленных конечностей и гримас, действующих на зрителя неожиданно эмоционально и болезненно.
Любимыми цветами художника были цвета осени, времени увядания и смерти. Черный, темно-коричневый, коричневый, темно красный, вишневый, желтый, наиболее точно передают и усиливают главную мысль и настроение художника.
Так же яростно и экспрессивно с внутренним проникновением в суть Эгон Шиле изображает женское тело, особенно выделяя в нем женские гениталии, шокирующие даже привыкшего ко многому современника начала века XXI.
(Окончание
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Михаил Ларионов
- Советский плакат. Право на эксперимент
- Скандальный Дэвид Гамильтон
- Константин Сомов. Книга-праздник
- Иконописец
- Эль Лисицкий. Увидеть новое небо
- Павел Зальцман: осколки Серебряного века
- Магический реализм Мартины Хоффман
- Люсьен Фрейд. Поиски себя
- Врангель. Маска и душа
у каждого свое мнение на этот счет, но художник невероятный! сделала целое видео о немhttps://www.youtube.com/edit?o=U&video_id=MYBvWgOCOu0
Да, согласна: «между ними все оттенки Простоты». Сразу вспомнила название фильма «Пятьдесят оттенков серого» (?) То, что одним кажется красивым, другим кажется вульгарным. Все расставляет по местам время. Не все могут оценить художника в момент, когда он творит, особенно если он опережает время.
Поэтому мы говорим «Гениально просто», или «Вульгарно», а между ними все оттенки Простоты
Конечно, нет. Но примитивизм в искусстве люблю, такой, как у Анри Руссо или Поля Гогена. До такого уровня простоты надо еще дойти. Анри Руссо и не знал, что он изобрел новое направление в живописи — примитивизм, а его дочь сожгла после смерти все его рисунки, не считая их за что-то ценное. Тоже своего рода простота, совсем не равная простоте отца.
Конечно вы знаете, Тина, что такая простота называется Наивным ис-вом, а точнее примитивизм… Я думаю, что вы не имели ввиду простоту, которая вульгаризм.
Но есть простота и простота. Есть простота, которая хуже воровства, а есть простота как проявление гениальности — в смысле «все гениальное — просто», хотя такая простота для понимания бывает очень трудной, потму что она только внешне кажется простой.
Леонардо да Винчи: «Простота — это то, что труднее всего на свете; это крайний предел опытности и последнее усилие гения.»
Здесь проходит черта между обычным человеком и художником, это противоречие, о котором Вы писали раньше:
«Личность художника никогда не будет понята обывателю, потому что его (художника) личность — гений и он сам по себе, у него своя жизнь и своя судьба, а вот личная жизнь художника ничем не отличается от жизни «простого» человека, те же проблемы со здоровьем, с детьми, с семьей, с обществом… Гений художника, как его двойник, и это раздвоение всегда драматично, эго гения в художнике, сталкивается с его «истинным» эго, в вечном споре кто важнее… на этом поле брани художник сгорает…». Это раздвоение — трагедия для художника, особенно гениального.
У художника свой язык, и он не всегда понятен тем, кто пытается прочесть то, что написано на холсте…
Давно, когда я еще училась в худ. училище, как-то пришлось ехать мне долго на автобусе, в обществе простых сельских жителей… мой попутчик, молодой человек, узнав, что я рисую, осторожно поинтересовался, правда-ли что мы рисуем обнаженных, а когда получил утвердительный ответ, удивлению не было предела… в его сознании не укладывалось, то, что натура могла в таком виде быть… тогда я первый раз поняла, трагедию художника, который не может не писать то, что видит, а видит он мир таким, какой он есть, но таким его не хочет видеть даже ближний художника, а что говорить о тех, кто его даже не знает…. и это смерти подобно
Ненависть=сострадание? Не уверена. «любовь с постоянным чувством смерти!» — это так.
Могу согласиться! Ведь, в принципе, как любовь, так и ненависть тоже сострадания. Тем более любовь с постоянным чувством смерти!
Почему ненависть? Я вижу только сострадание и любовь к человеку.
Любовь. Жизнь. Смерть? Я бы назвал: Ненависть. Существование. Конец!