Как уходит жизненная сила из эпиграммы в течение трех веков, чувствуешь буквально физически, когда читаешь подряд французские эпиграммы с начала шестнадцатого века и до века девятнадцатого. Она постепенно мельчала и превращалась из общественно-значимой в своеобразный вид личной мести.
Лучшие же эпиграммы, даже если и были направлены против конкретного лица, несли в себе общий смысл и философское обобщение, затрагивающее гораздо более широкий круг проблем, чем указание на недостатки конкретного лица
Но отдадим должное французам: за триста лет французская эпиграмма выработала специфические черты, к которым относятся лаконизм, краткость, острота сюжета с обязательным неожиданным завершением, за которое иногда приходилось платить дуэлью. Вот только две эпиграммы XVI века:
Хоть воздает мое перо
Хвалу лишь одному Маро,
Ты на меня, собрат, не сетуй:
Тебя хвалить я был бы рад,
Но сам ты лучше во сто крат
Справляешься с задачей этой.
(Меллен де Сен-Желе. Некоему поэту)***
Не место тем за трапезой, кто сыт,
Тем на балу, кто плачет и скорбит,
Тем на войне, кто держится трусливо,
Тем при дворе, кто говорит правдиво.
(Ги дю Фор де Пибрак. Четверостишия)***
"Когда уместнее любовная игра?» —
Спросила у врача красотка.
На это врач ответил четко:
«Приятней с вечера, полезнее с утра».
Красотка молвила: «Ее, в конце концов, я
Могу с возлюбленным в тиши
Затеять на ночь для души
И снова утром — для здоровья
(Жан Воклен де Ла Френе)
В России настоящий расцвет эпиграммы начался только с А.С.Пушкина, превратившего ее в живую зарисовку. У Карамзина, Жуковского и даже у Тютчева она была скорее искусственно построенной рифмой без той изюминки, точнее, без перчинки, которая делает эпиграмму настоящей.
Пушкинская эпиграмма – это маленькие шедевры, легко запоминающиеся, схватывающие самую суть явления, события или человека. Эпиграммы Александра Сергеевича тем были хороши, что не требовали печати и передавались из уст в уста, что делало их, в силу легкости запоминания, жестоким оружием. Кто не знает четкой, как формула, эпиграммы на графа Воронцова.
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
Или на Аракчеева:
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,1
Бляди грошевой солдат.
Пушкин даже хотел издать сборник своих эпиграмм, для которого написал своеобразное предисловие:
О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
…………………………….Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, —
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!
Настоящая и хорошая эпиграмма не столько добрая хохотушка, хотя есть и такие, сколько оружие против пошлости, бездарности, глупости и политического мракобесия. Особенно действенны эпиграммы там, где есть сообщества, в которых эпиграмма рождается и молниеносно распространяется, иногда не имея даже автора.
В советское время эпиграмма была одним из самых популярных жанров, не в последнюю очередь потому что не требовала цензуры. Эпиграммы передавались из уст в уста, как анекдот, как фольклор,издевательски высмеивая то, что открыто сказать было невозможно. А наличие различных Союзов (кинематографистов, писателей, художников, композиторов и т.п.) способствовало их моментальному распространению.
Известный русский филолог, доктор наук, член Союза советских писателей, диссидент Ефим Эткинд, высланный из страны по политическим мотивам (защищал Бродского на суде, потом выступил в защиту Солженицына и Сахарова) собрал 323 эпиграммы, ходившие в двадцатые годы и вплоть до шестидесятых. Вот некоторые эпиграммы из этого сборника.
Я государство мыслю статуей,
Мужчина в бронзе — символ властности;
Под фиговым листочком спрятанный,
Огромный орган безопасности.
****
Я на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный!
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.
***
Черепаха
Из чего твой панцирь, черепаха?
Я спросил и получил ответ:
Из пережитого мною страха
И брони надежней в мире нет.
Лев Халиф
***
Мы все евреи понемногу
Когда-нибудь и как-нибудь,
Так обрезаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
Арго
***
О берег плещется волна
И люди от жары раскисли...
Как много плавает говна
В прямом и переносном смысле!
К. Симонов
***
Сказал однажды так Маршак,
Как мог сказать один Маршак:
— Я переводчик на Руси
И этим дорожу,
Но я, в отличье от такси,
Не всех перевожу.
Я. Козловский
****
Б. Пильняку
Хоть ты уже не молодняк,
Но цели главной не забудешь:
Чего ты ждешь, Борис Пильняк?
Борись, Пильняк, Максимом будешь!
1928
****
На Осипа Брика
Вы думаете, здесь живет Брик,
Исследователь языка?
Здесь живет шпик
И следователь из Чека.
****
Перед камнем сим остановись, прохожий:
Здесь Федин спит, на всех похожий.
****
На С.Я. Маршака
Уезжая на вокзал,
Он Чуковского лобзал,
А, приехав на вокзал,
«Что за сволочь!» он сказал ...
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
С.Липкин 30-годы
***
На Евгения Евтушенко
Я Евгений, ты Евгений,
Я не гений, ты не гений.
Я говно и ты говно,
Ты недавно, я — давно.
От имени Евг. Долматовского
***
На Ольгу Берггольц
Оля, Олечка, лю-лю,
Преисполнилась веселья.
Богородица с похмелья
Или ангел во хмелю?
М. Дудин
***
На А. Фадеева
Когда мы видим генерального?
Когда он выпьет минерального.
Когда ж он выпьет натурального,
То мы не видим генерального.
3. Паперный
****
На К.Симонова
Ему по-прежнему,
Как видно, хочется
Слыть либералом
Среди черносотенцев.
1956
****
На Вс. Кочетова
Живет в Москве литературный дядя,
Я имени его не назову.
Скажу одно: был праздник в Ленинграде,
Когда его перевели в Москву. 1955
***
На Сергея Михалкова
Что ему недоставало,
Он тотчас же доставал,
Самый главный доставала
Из московских доставал.
Лев Никулин
***
На В.Пикуля
Дорогой товарищ Пикуль,
Ты большой оригинал:
На евреев ты напикал.
А Россию обосрал.
***
На эмигрантские темы
Все поразъехались давным-давно,
Даже у Эрнста в окне темно.
Лишь Юра Васильев и Боря Мессерер
вот кто остался еще в Эс Эс Эс Эр.
Булат Окуджава 1980
***
Писал эпиграммы и известный пародист Александр Иванов, но они у него скорее мягкие и добрые, чем жгучие и едкие, как у самого известного сочинителя эпиграмм – Валентина Гафта.
Ираклию Андроникову
Кипеньем, страстью, живостью
Его отмечен путь.
Чем-чем, а молчаливостью
Его не попрекнуть...***
Валентину Гафту
На Гафта? Эпиграмму? Ну уж нет!
Ведь от него же никуда не скроешься.
А Гафт, хоть он актер, а не поэт,
Так припечатает, что не отмоешься…
От Валентина Гафта действительно не отмажешься, потому что пишет он эпиграммы на своих товарищей – артистов и режиссеров - вовсе не такие добрые, как у Александра Иванова. Его саркастическими эпиграммами и завершаю этот коротенький пост о совсем не безобидном литературно жанре, каким являются эпиграммы. Своими когтями они попортили жизнь не одному деятелю искусств.
"Трем мушкетерам"
Пока-пока-покакали
На старого Дюма.
Нигде еще не видели
Подобного дерьма.
****
И. Смоктуновскому
Нет, он совсем не полоумный,
С театра в театр неся свой крест.
Всегда выигрывает в сумме
От этой перемены мест.
***
А. Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту
А зря, собаку не считали,
Вам всем бы брать с нее пример.
Вы, чудаки, не замечали,
Что рядом умный фокстерьер.
Нет, братцы, вы не англичане,
Скажу об этом прямо вам.
Джером, как это ни печально,
Лишь фокстерьеру по зубам.
****
А. Мягкову
Не будь "иронии" в судьбе,
Мы б и не узнали о тебе.
***
В. Гафту (себе)
Когда ты сочиняешь эпиграммы,
Ты сам себе копаешь яму.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Лец: Строим на века, разрушаем навсегда
- Слиток золота
- Еврейское счастье
- Русская культура в байках и анекдотах
- Просто так
- Литературные анекдоты
- На кладбище!
- Анекдот для лингвистов
- Еврейский анекдот: смех сквозь слезы
- Джеймс Бонд. Случай из жизни
Спасибо!
Посмеялся от души, побольше бы эпиграмм теперь!
Мне тоже они нравятся.
__________________________________________
Про рабочего и интеллигента — вряд ли это возможно, разве что интеллигент в рабочие пойдет.
А мне нравятся «гарики»…и ведь большей частью они о нем самом…и никому не обидно..почти…)
Какой талантище!!!
А по поводу интеллигенции и рабочих…Вот бы интеллигенту навыки рабочего и…наоборот, рабочему — тонкости душевной…вроде так, хотелось выразить свою мысль, хотя, может быть, как-то косноязычно донесла…сорри!)
Спасибо!
Очень красиво!!!
И чего уж Вы так ненавидите интеллигенции. Ее, конечно, есть за что не любить, но не до такой же степени. И чем рабочие и крестьяне лучше интеллигенции? У них свои недостатки. Правда, они не делают из этого и достоинств. А что касается слона и моськи, так Гафт и не претендует на большее, а Смоктуновский — не обижался.
Прочитал, спасибо, напомнили об этом жанре. Сейчас отношусь совсем иначе, и к Гафту тоже. Кстати, читал, что Лермонтов пулю получил после того, когда при дамах нехорошо сказал стихами о Мартынове. Так вот Гафт не дождался, что его могли потаскать по судам. Уважали… И когда он шутя задевает Смоктуновского, мне видится Слон, добродушно идущий вперёд, а моська — это друг попутный.
Извините, у меня свои понятия об этой братии интеллигентной.
Ну, вот я же говорю, что ничто не исчезает и ничто не забывается. Требуется только маленький толчок и все вспомнится. Вчера купила три маленьких подарочных томика стихов английской поэзии в переводах Евг. Фельдмана. Теперь наслаждаюсь.
Дело в том, что в годы музыкальной экзекуции дочи, я часто распевала с ней детские песенки, особенно мы ( а точнее я ;))))) распевали песни из Робин Гуда, где кстати музыкальное сопровождение меня не особо привлекало, а вот словааа: «Из чего только сделаны мальчики?
Из чего только сделаны мальчики?
Из колючек, ракушек
И зеленых лягушек,
Вот из этого сделаны мальчики.
Из чего только сделаны девочки?
Из чего только сделаны девочки?
Из конфет и пирожных,
Из сластей всевозможных,
Вот из этого сделаны девочки
Так это же Бернс! — воскликнула я, после того, как вы так достали им… вот, Тина, как вы достаете из моих глубоких штанин забытый просвещенья дух
Достала я Бернсом! Люблю его, грешна.
О… это высший пилотаж! …особенно понравилось «Художнику» .
Спасибо Тина! Я пошла читать Бернса …
Мой любимый Бернс! Вчера только вспоминала о его дне рождения (25 января). Уж он-то мог припечатать так, что мало не покажется. Вот несколько эпиграмм Бернса в переводах Евг. Фельлдмана:
ДАМЕ, КОТОРАЯ УСЕРДНО ПРОСМАТРИВАЛА БИБЛИЮ
ВО ВРЕМЯ ПРОПОВЕДИ
Не надо делать выводов поспешных,
Искать намёков смутные следы…
Толкует поп о «тварях многогрешных»,
А вы, мой друг, – из ангельской среды! ***
****
НА ТВЕРДОЛОБОГО ТУПИЦУ, ИЛИ
К ВОПРОСУ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
ИНТЕНДАНТА ГОУЛДИ
За мощью этой толщины –
Столь хилое имущество,
Что в толщине такой стены
Не видно преимущества! ***
****
СТРОКИ,
НАПИСАННЫЕ ПОД ПОРТРЕТОМ МИСС БЕРНС
Оставьте подленький смешок!
За нею был один грешок,
Но назовите хоть одну,
За коей меньше было, – ну? ***
****
НА МИСС ДЖИННИ СКОТТ
ИЗ ЭЙРА
Когда б издревле каждый скотт
Был храбрецом, как Джинни Скотт,
Тогда б издревле каждый бритт
Имел довольно бледный вид
***
ХУДОЖНИКУ
Твой ангел, сколько ни пиши,
Тепла не излучает;
Твой ангел помыслам души
Твоей не отвечает.
Твой ангел вышел неказист,
Но выйдет бес отлично:
Уверен я, что портретист
Знаком с натурой лично!
Эпигаммы — это фектование, но между поэтами, только они чувствуют настоящую боль от укола «шпаги» противника, но это честное сражение, нам же остается только наслаждаться от созерцания этого поединка
О ты, кого поэзия изгнала,
Кто в нашей прозе места не нашел.
Ты слышишь крик поэта Марциала:
«Разбой! Грабеж! Меня он перевел!»
Нет, у него не лживый взгляд,
Его глаза не лгут.
Они правдиво говорят,
Что их владелец – плут. Р.Бернс… ну не прекрасные выпады?
Да, это одна из самых распространенных его эпиграмм. А есть еще и такие:
Е.Леонову
– Иду по школьному двору
И слышу за спиной
Леоновское «Пасть порву»!
Гляжу, кричит другой.
Давным-давно с тех пор
Вошли слова твои в фольклор.
К.Лаврову
– Твоя фамилия Лавров.
И лавры дать тебе готов
За то, что ты живешь на сцене
И на экране как актер.
Как старый друг твой, тем не менее
Продолжу старый разговор.
Нельзя опять остановиться,
С триумфом ждет тебя столица.
В.Высоцкому
– Ты так велик, ты так правдив,
Какие мне найти слова,
Мечте своей не изменив,
Твоя склонилась голова.
Не может быть двух разных мнений
Ты просто наш советский гений.
О.Далю
– Уходит Даль куда-то в даль…
Не затеряться бы в дали.
Немаловажная деталь:
Вы все же Даль, а не Дали.
И.Муравьевой
– В искусстве для тебя теперь
Открыты двери.
И зря твердит молва –
«Москва слезам не верит».
Сыграла Ира очень натурально,
Еще чуть-чуть и будет гениально.
Г.Волчек
– В ней, толстой,
Совместились тонко
Любовь к искусству
И комиссионке.
Я помню, как во времена перестройки, когда хлынул поток разрешенной литературы, мы с хохотом цитировали Гафта… до сих пор помню его: Гораздо меньше на земле армян, чем фильмы, где снимался Джигарханян :)))))))))