Эпиграмма-хохотунья

epigrammaЭпиграмма в России утвердилась только в XIX веке, когда  в моду вошло все французское, в том числе французское остроумие и легкий юмор. Но вот ирония судьбы:  там, где эпиграмма получила свою современную форму, там она и тихо умерла.

Как уходит жизненная сила из эпиграммы в течение трех веков, чувствуешь буквально физически, когда  читаешь подряд французские эпиграммы с начала шестнадцатого века и до века  девятнадцатого.  Она постепенно мельчала и превращалась из общественно-значимой в своеобразный вид личной мести.

Лучшие же эпиграммы, даже если и были направлены против конкретного лица,  несли в себе общий смысл и философское обобщение, затрагивающее гораздо более широкий круг проблем, чем указание на недостатки конкретного лица

Но отдадим должное французам: за триста лет французская эпиграмма выработала специфические черты, к которым относятся лаконизм, краткость, острота сюжета с обязательным неожиданным завершением, за которое иногда приходилось платить дуэлью. Вот только две эпиграммы XVI века:

epigramma3

Хоть воздает мое перо
Хвалу лишь одному Маро,
Ты на меня, собрат, не сетуй:
Тебя хвалить я был бы рад,
Но сам ты лучше во сто крат
Справляешься с задачей этой.
(Меллен де Сен-Желе. Некоему поэту)

***
Не место тем за трапезой, кто сыт,
Тем на балу, кто плачет и скорбит,
Тем на войне, кто держится трусливо,
Тем при дворе, кто говорит правдиво.
(Ги дю Фор де Пибрак. Четверостишия)

 ***

"Когда уместнее любовная игра?» —
Спросила у врача красотка.
На это врач ответил четко:
«Приятней с вечера, полезнее с утра».
Красотка молвила: «Ее, в конце концов, я
Могу с возлюбленным в тиши
Затеять на ночь для души
И снова утром — для здоровья
(Жан Воклен де Ла Френе)

В России  настоящий расцвет эпиграммы начался только с А.С.Пушкина, превратившего ее в живую зарисовку. У Карамзина, Жуковского и даже у Тютчева она была скорее искусственно построенной рифмой без той изюминки, точнее, без перчинки, которая делает эпиграмму настоящей.

Пушкинская эпиграмма – это маленькие шедевры, легко запоминающиеся, схватывающие самую суть явления, события или человека. Эпиграммы Александра Сергеевича тем были хороши, что не требовали печати и передавались из уст в уста, что делало их, в силу  легкости запоминания, жестоким оружием. Кто не знает четкой, как формула, эпиграммы на графа Воронцова.

epigramma6

Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.

Или на Аракчеева:

Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он — друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,1
Бляди грошевой солдат.

Пушкин даже хотел издать сборник своих эпиграмм, для которого написал своеобразное предисловие:

О муза пламенной сатиры!
Приди на мой призывный клич!
Не нужно мне гремящей лиры,
Вручи мне Ювеналов бич!
…………………………….

Мир вам, несчастные поэты,
Мир вам, журнальные клевреты,
Мир вам, смиренные глупцы!
А вы, ребята подлецы, —
Вперед! Всю вашу сволочь буду
Я мучить казнию стыда!
Но если же кого забуду,
Прошу напомнить, господа!
О, сколько лиц бесстыдно-бледных,
О, сколько лбов широко-медных
Готовы от меня принять
Неизгладимую печать!

Настоящая и хорошая эпиграмма не столько добрая хохотушка, хотя есть и такие, сколько оружие против пошлости, бездарности, глупости и политического мракобесия. Особенно действенны эпиграммы там, где есть сообщества, в которых эпиграмма рождается и молниеносно распространяется, иногда не имея даже автора.

В советское время эпиграмма была одним из самых популярных жанров, не в последнюю очередь потому что не требовала цензуры. Эпиграммы передавались из уст в уста, как анекдот, как фольклор,издевательски высмеивая то, что открыто сказать было невозможно. А наличие различных Союзов (кинематографистов, писателей, художников, композиторов и т.п.) способствовало их моментальному распространению.

Известный русский филолог, доктор наук, член Союза советских писателей, диссидент Ефим Эткинд, высланный из страны по политическим мотивам (защищал Бродского на суде, потом выступил в защиту Солженицына и Сахарова) собрал 323 эпиграммы, ходившие в двадцатые годы и вплоть до шестидесятых. Вот некоторые эпиграммы из этого сборника.

epigramma5

Ефим Эткинд

Я государство мыслю статуей,
Мужчина в  бронзе — символ властности;
Под фиговым листочком спрятанный,
Огромный орган безопасности.

****

Я  на мир взираю из-под столика:
Век двадцатый, век необычайный!
Чем он интересней для историка,
Тем для современника печальней.

***

Черепаха
Из чего твой панцирь,  черепаха?
Я спросил и получил ответ:
Из пережитого мною страха
И брони надежней в  мире нет.
Лев Халиф

***

Мы все евреи понемногу
Когда-нибудь и  как-нибудь,
Так обрезаньем, слава Богу,
У нас немудрено  блеснуть.
Арго

***

epigramma8

О  берег плещется волна
И люди от жары раскисли...
Как много плавает говна
В прямом  и переносном смысле!
К.  Симонов

***

Сказал однажды так Маршак,
Как мог сказать один Маршак:
— Я переводчик на Руси
И этим дорожу,
Но  я, в  отличье от такси,
Не всех перевожу.
Я. Козловский

****

Б. Пильняку
Хоть ты уже не молодняк,
Но цели главной не забудешь:
Чего ты ждешь,  Борис Пильняк?
Борись, Пильняк,  Максимом  будешь!
1928

****

На Осипа Брика
Вы думаете,  здесь живет Брик,
Исследователь языка?
Здесь живет шпик
И следователь из Чека.

****

epigramma9

Александр Родченко. Портрет О.Брик

Перед камнем сим остановись, прохожий:
Здесь Федин спит, на всех похожий.

****

На С.Я. Маршака
Уезжая на вокзал,
Он Чуковского лобзал,
А, приехав  на вокзал,
«Что за сволочь!»  он сказал ...
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!
С.Липкин 30-годы

***

На Евгения Евтушенко
Я Евгений,  ты Евгений,
Я  не гений,  ты не гений.
Я  говно и ты говно,
Ты недавно,  я — давно.
От имени Евг. Долматовского

***

На Ольгу Берггольц
Оля, Олечка, лю-лю,
Преисполнилась веселья.
Богородица с похмелья
Или ангел во  хмелю?
М. Дудин

***

epigramma10

А.Фадеев

На А. Фадеева
Когда мы  видим  генерального?
Когда он выпьет минерального.
Когда ж он выпьет натурального,
То мы не видим  генерального.
3. Паперный

****

На К.Симонова
Ему по-прежнему,
Как видно,  хочется
Слыть либералом
Среди черносотенцев.
1956

****

На Вс. Кочетова
Живет в  Москве литературный дядя,
Я имени его не назову.
Скажу одно:  был праздник в Ленинграде,
Когда его перевели в  Москву. 1955

***

На Сергея Михалкова
Что ему недоставало,
Он тотчас же доставал,
Самый главный доставала
Из московских доставал.
Лев Никулин

***

На В.Пикуля
Дорогой товарищ Пикуль,
Ты большой оригинал:
На евреев ты напикал.
А Россию обосрал.

***

На эмигрантские темы
Все поразъехались давным-давно,
Даже у Эрнста в окне темно.
Лишь Юра Васильев и Боря Мессерер
вот кто остался еще в  Эс Эс Эс Эр.
Булат Окуджава 1980

***

epigramma11

Александр Иванов

Писал эпиграммы и известный пародист Александр Иванов, но они у него скорее мягкие и добрые, чем жгучие и едкие, как у  самого известного  сочинителя эпиграмм – Валентина Гафта.

Ираклию Андроникову
Кипеньем, страстью, живостью
Его отмечен путь.
Чем-чем, а молчаливостью
Его не попрекнуть...

***

Валентину Гафту
На Гафта? Эпиграмму? Ну уж нет!
Ведь от него же никуда не скроешься.
А Гафт, хоть он актер, а не поэт,
Так припечатает, что не отмоешься…

От Валентина Гафта действительно не отмажешься, потому что пишет он эпиграммы на своих товарищей – артистов и режиссеров - вовсе не такие добрые, как у Александра Иванова.  Его саркастическими эпиграммами и завершаю этот коротенький пост о совсем не безобидном литературно жанре, каким являются эпиграммы. Своими когтями они попортили жизнь не одному деятелю искусств.

"Трем мушкетерам"
Пока-пока-покакали
На старого Дюма.
Нигде еще не видели
Подобного дерьма.

****

epigramma2

И. Смоктуновскому
Нет, он совсем не полоумный,
С театра в театр неся свой крест.
Всегда выигрывает в сумме
От этой перемены мест.

***

А. Миронову, М. Державину, А. Ширвиндту
А зря, собаку не считали,
Вам всем бы брать с нее пример.
Вы, чудаки, не замечали,
Что рядом умный фокстерьер.
Нет, братцы, вы не англичане,
Скажу об этом прямо вам.
Джером, как это ни печально,
Лишь фокстерьеру по зубам.

****

А. Мягкову
Не будь "иронии" в судьбе,
Мы б и не узнали о тебе.

***

В. Гафту (себе)
Когда ты сочиняешь эпиграммы,
Ты сам себе копаешь яму.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Искусство and tagged Любимые писатели и поэты, общество и политика, Юмор. Bookmark the permalink.

16 Responses to Эпиграмма-хохотунья

  1. Спасибо!

  2. Игорь Герасимчук says:

    Посмеялся от души, побольше бы эпиграмм теперь!

  3. Мне тоже они нравятся.
    __________________________________________
    Про рабочего и интеллигента — вряд ли это возможно, разве что интеллигент в рабочие пойдет.

  4. Lilly says:

    А мне нравятся «гарики»…и ведь большей частью они о нем самом…и никому не обидно..почти…)
    Какой талантище!!!
    А по поводу интеллигенции и рабочих…Вот бы интеллигенту навыки рабочего и…наоборот, рабочему — тонкости душевной…вроде так, хотелось выразить свою мысль, хотя, может быть, как-то косноязычно донесла…сорри!)

  5. Спасибо!

  6. Анна says:

    Очень красиво!!!

  7. И чего уж Вы так ненавидите интеллигенции. Ее, конечно, есть за что не любить, но не до такой же степени. И чем рабочие и крестьяне лучше интеллигенции? У них свои недостатки. Правда, они не делают из этого и достоинств. А что касается слона и моськи, так Гафт и не претендует на большее, а Смоктуновский — не обижался.

  8. Прочитал, спасибо, напомнили об этом жанре. Сейчас отношусь совсем иначе, и к Гафту тоже. Кстати, читал, что Лермонтов пулю получил после того, когда при дамах нехорошо сказал стихами о Мартынове. Так вот Гафт не дождался, что его могли потаскать по судам. Уважали… И когда он шутя задевает Смоктуновского, мне видится Слон, добродушно идущий вперёд, а моська — это друг попутный.
    Извините, у меня свои понятия об этой братии интеллигентной.

  9. Ну, вот я же говорю, что ничто не исчезает и ничто не забывается. Требуется только маленький толчок и все вспомнится. Вчера купила три маленьких подарочных томика стихов английской поэзии в переводах Евг. Фельдмана. Теперь наслаждаюсь.

  10. nadilel says:

    Дело в том, что в годы музыкальной экзекуции дочи, я часто распевала с ней детские песенки, особенно мы ( а точнее я ;))))) распевали песни из Робин Гуда, где кстати музыкальное сопровождение меня не особо привлекало, а вот словааа: «Из чего только сделаны мальчики?
    Из чего только сделаны мальчики?
    Из колючек, ракушек
    И зеленых лягушек,
    Вот из этого сделаны мальчики.

    Из чего только сделаны девочки?
    Из чего только сделаны девочки?
    Из конфет и пирожных,
    Из сластей всевозможных,
    Вот из этого сделаны девочки
    Так это же Бернс! — воскликнула я, после того, как вы так достали им… вот, Тина, как вы достаете из моих глубоких штанин забытый просвещенья дух :)

  11. Достала я Бернсом! Люблю его, грешна.

  12. nadilel says:

    О… это высший пилотаж! …особенно понравилось «Художнику» .
    Спасибо Тина! Я пошла читать Бернса …

  13. Мой любимый Бернс! Вчера только вспоминала о его дне рождения (25 января). Уж он-то мог припечатать так, что мало не покажется. Вот несколько эпиграмм Бернса в переводах Евг. Фельлдмана:

    ДАМЕ, КОТОРАЯ УСЕРДНО ПРОСМАТРИВАЛА БИБЛИЮ
    ВО ВРЕМЯ ПРОПОВЕДИ
    Не надо делать выводов поспешных,
    Искать намёков смутные следы…
    Толкует поп о «тварях многогрешных»,
    А вы, мой друг, – из ангельской среды! ***
    ****

    НА ТВЕРДОЛОБОГО ТУПИЦУ, ИЛИ
    К ВОПРОСУ ОБ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ
    ИНТЕНДАНТА ГОУЛДИ
    За мощью этой толщины –
    Столь хилое имущество,
    Что в толщине такой стены
    Не видно преимущества! ***
    ****

    СТРОКИ,
    НАПИСАННЫЕ ПОД ПОРТРЕТОМ МИСС БЕРНС
    Оставьте подленький смешок!
    За нею был один грешок,
    Но назовите хоть одну,
    За коей меньше было, – ну? ***
    ****

    НА МИСС ДЖИННИ СКОТТ
    ИЗ ЭЙРА
    Когда б издревле каждый скотт
    Был храбрецом, как Джинни Скотт,
    Тогда б издревле каждый бритт
    Имел довольно бледный вид
    ***

    ХУДОЖНИКУ
    Твой ангел, сколько ни пиши,
    Тепла не излучает;
    Твой ангел помыслам души
    Твоей не отвечает.
    Твой ангел вышел неказист,
    Но выйдет бес отлично:
    Уверен я, что портретист
    Знаком с натурой лично!

  14. nadilel says:

    Эпигаммы — это фектование, но между поэтами, только они чувствуют настоящую боль от укола «шпаги» противника, но это честное сражение, нам же остается только наслаждаться от созерцания этого поединка :)

    О ты, кого поэзия изгнала,
    Кто в нашей прозе места не нашел.
    Ты слышишь крик поэта Марциала:
    «Разбой! Грабеж! Меня он перевел!»

    Нет, у него не лживый взгляд,

    Его глаза не лгут.

    Они правдиво говорят,

    Что их владелец – плут. Р.Бернс… ну не прекрасные выпады?

  15. Да, это одна из самых распространенных его эпиграмм. А есть еще и такие:
    Е.Леонову
    – Иду по школьному двору
    И слышу за спиной
    Леоновское «Пасть порву»!
    Гляжу, кричит другой.
    Давным-давно с тех пор
    Вошли слова твои в фольклор.

    К.Лаврову
    – Твоя фамилия Лавров.
    И лавры дать тебе готов
    За то, что ты живешь на сцене
    И на экране как актер.
    Как старый друг твой, тем не менее
    Продолжу старый разговор.
    Нельзя опять остановиться,
    С триумфом ждет тебя столица.

    В.Высоцкому
    – Ты так велик, ты так правдив,
    Какие мне найти слова,
    Мечте своей не изменив,
    Твоя склонилась голова.
    Не может быть двух разных мнений
    Ты просто наш советский гений.

    О.Далю
    – Уходит Даль куда-то в даль…
    Не затеряться бы в дали.
    Немаловажная деталь:
    Вы все же Даль, а не Дали.

    И.Муравьевой
    – В искусстве для тебя теперь
    Открыты двери.
    И зря твердит молва –
    «Москва слезам не верит».
    Сыграла Ира очень натурально,
    Еще чуть-чуть и будет гениально.

    Г.Волчек
    – В ней, толстой,
    Совместились тонко
    Любовь к искусству
    И комиссионке.

  16. nadilel says:

    Я помню, как во времена перестройки, когда хлынул поток разрешенной литературы, мы с хохотом цитировали Гафта… до сих пор помню его: Гораздо меньше на земле армян, чем фильмы, где снимался Джигарханян :)))))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *