Игумен Иоанн Лествичник, которого вспоминают сегодня, в
Про жизнь будущего игумена Иоанна мало что известно. Жил он в VI веке, был сыном знатного вельможи Константинополя.
Отец отправил двух своих сыновей учиться в Бейрут в православное училище, но по дороге в Бейрут корабль разбился, но они спаслись. Юноши приняли это как знак призвания их к иноческой жизни.
Добравшись до берега, они разошлись по разным монастырям. Святому Иоанну было шестнадцать лет. Он отправился в монастырь, который был основан у Синая еще императором Юстинианом, и вручил себя святому отцу Мартирию.
Спустя четыре года юноша принял от отца Мартирия монашеский постриг и подвязался под его руководством еще 15 лет. Рассказывают, что однажды Иоанн со своим духовником пришел к святому Иоанну Савваиту.
Старец при виде их налил воды, обмыл ею ноги Иоанну Лествичнику и поцеловал руку. Но Мартирий, духовник Иоанна, сей чести не удостоился. Когда его спросили, почему, Иоанн Савваит ответил, что он принимал не отрока, а игумена и умыл ноги игумену.
После смерти духовника, Иоанн Лествичник избрал местом своего подвижничества пустыню Фолу. Здесь он подвязался сорок лет. Отсюда он ходил каждую неделю, в субботу и воскресение, в ближайший храм и причащался.
Ел он все, что не возбранялось монаху, но не до сытости и спал столько, чтобы ум не повредился от бдения и молитвы. Когда некоторые стали говорить, что он слишком говорлив, он избрал себе подвиг совершенного безмолвия.
Когда ему старцу исполнилось 75 лет, его избирают игуменом монастыря Синая. К этому возрасту он обрел дар письма и наставлений, чудотворений и врачевания. Но сам игумен меньше всего ценил эти дары, говоря, что есть более сокровенные, которые не так видны, но зато и не так склоняют к падению.
Пробыл игуменом старец всего около четырех лет и снова возвратился к безмолвию, поставив вместо себя своего брата, с которым когда-то спаслись от кораблекрушения.
Главный свой труд Иоанн написал по просьбе настоятеля одного из монастырей и называется он «Лествица». Книга эта замечательная во всех отношениях, но и опасная для новоначальных, которые только приступают к подвигам.
Ее и читать-то не так просто, а уж исполнять - на это требуются годы и годы, и не всегда дойдешь даже до середины пути. Поэтому на ее чтение далеко не все настоятели благославляют. И это правильно. Излишняя самонадеянность и гордыня (конечно, ты-то уж обязательно достигнешь вершины) могут сыграть злую шутку с теми, кто по своеволию начнут ее читать и исполнять. Больше всего меня поразила тридцатая ступень:
"о союзе трех добродетелей – Вере, Надежде и Любви".
Оказывается, что к ним можно прийти только тогда, когда пройдешь все остальные ступени и очистишься от семи смертных грехов. Любовь венчает подвиги, а не предваряет, потому что:
"Любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству источник веры, бездна долготерпения, море смирения" (30:7).
С любви не начнешь. До нее надо дорасти. Это было самым важным открытием. Любовь - трудно достижимое свойство, не только для иноков и, тем более, для мирян, но и для пастырей:
«Истинного пастыря укажет любовь; ибо из любви предал себя на распятие Великий Пастырь».
Наверное, поэтому любовь в таком дефиците и в миру, и в храмах.
Тина Гай