(Начало
Самый верхний, праотеческий, чин на данном изображении не виден. Обычно, когда места недостаточно, он представляется только одной - замковой иконой ряда - «Троицей Ветхозаветной» Андрея Рублева.
Так часто бывает, что какие-то иконы, а иногда, как в данном случае, и целые ряды, отсутствуют. Но это не нарушает принципа построения классического иконостаса. Кроме того, этот ряд появился достаточно поздно. Но икона Ветхозаветной Троицы Андрея Рублева известна практически каждому, она и обозначает верхний ряд: ветхозаветных праотцов, составляющих родословную Иисуса Христа по плоти.
Ниже следует пророческий ряд. На нем изображены поясные ветхозаветные пророки, пророчествавшие о пришествии Мессии от Богоотроковицы. Она зачала Духом Святым и Ее чрево воспевается как «ширшее Небес», вместившая Невместимого. Замковая икона в этом ряду – самая распространенная в России икона - «Знамение» («Воплощение»).
На ней Богомладенец изображен на груди Пречистой в медальоне, а Сама Пречистая молится с воздетыми руками о милости к людям. Вокруг нее шестикрылые серафимы, а Она – Честнейшая херувим, удостоенная чести выше херувимов. Как главная икона ряда, она больше всех других икон.
Задолго до самого события Боговоплощения о нем пророчествовали праведники-пророки. На иконостасе храма Пятидесятницы они изображены по пять: слева и справа от Богородицы. Это Давид и Соломон, Даниил, Исайия, Иеремия - слева и Иезекииль, Захария, Аввакум, Захария, Осиия - справа. Все пророки стоят со свитками и в разных позах, говорящих об особенностях их пророчеств.
Они не обращены ликами к Богородице, каждый говорит для всех, что так будет: Мессия явится не в славе, а в образе раба и зачнет Его Дева-отроковица. Этот ряд, в силу поясного изображения фигур, меньше, чем основной ряд иконостаса – деисусный. Величина фигур следующего - деисусного - чина подчеркивает его ведущее место в иконостасе.
Третий ряд – замковый и самый главный, без которого нет иконостаса – деисусный чин. Центральная икона ряда – «Спас в силах». Здесь Господь изображен в Своей Славе – мандорле с небесными силами (ангелами, архангелами и т.д.), вписанной в красный четырехугольный квадрат. Спас, как судья на Страшном суде взвешивает грехи людей.
Рядом с Ним стоят, молясь за грешников, Богородица, первая молитвенница за людей, первая святая Нового Завета, и Иоанн Креститель, последний представитель Ветхозаветной Церкви. Далее следуют архангелы Гавриил (напротив Богородицы, сзади Крестителя), архангел Михаил (сзади Богородицы), Петр и Павел, литургисты Василий и Иоанн, русские первосвятители Петр и Алексий.
Фигуры ряда выполнены в полный рост, что делает его больше других, центральная фигура Иисуса Христа – большая, яркая, светлая, выполненная в цветах Царства Небесного: синем, белом, золотом и красном.
Четвертый ряд – праздничный, повествующий об основных событиях земной жизни Богородицы и Иисуса Христа. В этом ряду может быть разное количество икон. В нашем
По размеру праздничный ряд – самый маленький и расположен он после деисусного чина, т.е. в поздних традициях XVII века. В более ранние времена ряд предшествовал деисусу.
Слева ряд начинается изображением, как и положено, первого праздника церковного года Рождества Богородицы. Далее идет икона праздника
Три Богородичных иконы сменяются иконами событий, связанных с жизнью Господа: Рождества, Сретения, Крещения, Преображения и Входа Господня в Иерусалим. Далее следует икона "Вознесение", которой заканчивается период домостроительства Иисуса Христа.
Икона Сошествия Святаго Духа (Пятидесятницы) открывает период домостроительства Духа Святого, а
Самый нижний ряд – местный. В центре иконостаса храма Пятидесятницы (см. первый рисунок вверху текста) – Царские врата. Они особенные. На них в полный рост изображены отцы-литургисты: слева - Василий Великий, справа - Иоанн Златоуст. Обычно на створках изображаются четыре евангелиста, здесь они изображена на краях створок. Но их изображение - не обязательно.
На вершине царских врат изображено классическое «Благовещение». На столбиках царских врат обязательно есть маленькие иконы с изображением слева - Богородицы «Знамение» и справа "Господь-Вседержитель". Четыре евангелиста изображены в полный рост, но меньших размеров.
Слева и справа от царских врат крупно – поясные иконы Пресвятой Богородицы («Смоленская») и Господа-Вседержителя. На дьяконских вратах слева изображен дьякон Лаврентий, справа – первомученик Стефан. Наконец, рядом с южной дьяконской дверью, на которой изображен Стефан, расположена храмовая икона «Сошествие Духа Святаго на апостолов». Слева в том же ряду последняя икона – «Покров Пресвятой Богородицы».
Такое величественное сооружение, как иконостас, конечно, требует более подробного рассмотрения, но и столь малого анализа достаточно, чтобы понять всё величие и красоту русского иконостаса.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Геннадий Павлов. В час перед рассветом
- Притча о Страшном суде
- Икона «Преображение Господне»
- Прощение
- Икона "Рождество Богородицы"
- Икона «Вознесение»
- Иконография праздника «Введение Пресвятой Богородицы во храм»
- Свет и цвет иконы.
- Рождение ребенка: русские обычаи
- Иконописец
На этот счет ответил патриарх, сказав, что наверное, следует объединить празднование Рождества с католиками, т.е. перенести на 25 декабря. Не думаю, что это как-то повлияет на православную веру, поскольку дата рождения Спасителя весьма условна и к ней пришли далеко не сразу. А расхождение появилось в связи с принятием католиками григорианского календаря, а отнюдь не в связи с какими-то расхождениями в вере. А с календарем — дело сложное. У меня есть на этот счет текст: http://sotvori-sebia-sam.ru/sentyabr-kak-povod-dlya-razmyshlenij-o-kalendare/
Так что учитывая, что многие сегодня начинают праздновать Рождество 25 декабря, считаю вполне возможным перенесение его с 7 января на 25 декабря. Перенесли же католики празднование Пасхи на день, когда ее отмечают православные. Дело не в календаре, а в вере, которая не потеряет свою силу от того, что перенесут дату. Хотя в истории русского православия уже был один раскол — Никоновский — на почве изменения обрядов, книжной справы и прочего грекофильского изменения. Думаю, что вот этого надо бояться и этого на самом деле и боятся многие священнослужители. Хуже раскола ничего не может быть с точки зрения церковной жизни. Так что если что-то и менять, то постепенно, не затрагивая самого существа веры, терпеливо разъясняя необходимость изменения. Не вижу большой крамолы и в изменениях иконостаса, снижении его высоты, что пошло бы на пользу во многих отношениях. Изменения необходимы, жизнь не стоит на месте, церковная жизнь тоже должна меняться. Иначе это ведет к закоснению, мертвечине и потере живой веры.
Тина, а Вам хотелось бы каких-то изменений в иконостасе в частности, и в богослужении вообще?
Я как-то разговаривала со священнослужителем о том, что хорошо бы отмечать Рождество со всем миром 25 декабря и перед НГ. Помню, что он мне ответил, что православная вера тем и сильна, что не отходит от своих традиций веками. Уступишь в малом — потеряешь всё.
И я с ним согласилась…