Картинки детства. Варивода

нотный станБыла в нашей школе одна замечательная и удивительная вещь – музыкальная подготовка. В школе работал настоящий подвижник музыки и замечательный музыкальный педагог, не простой учитель музыки, каких потом видела много в других школах.

Подготовка, которую он нам давал, была на уровне, как минимум, музыкальной школы или музыкального училища. Его фамилию я запомнила на всю жизнь – Варивода. Он любил музыку до самозабвения, до фанатизма, и нас также фанатично учил понимать музыку и петь. Его самоотдача была удивительной, беспримерной.

Но тогда для нас уроки музыки  были пыткой. Варивода был строгим и требовательным. Всегда с тяжелым баяном и временами отстраненным взглядом, смотрящим в какую-то невидимую для нас точку. Мы его боялись, а его уроки были самыми главными. Главнее русского, литературы, математики и физики вместе взятых. Когда на следующий день по расписанию стояла «музыка», то вечером на самоподготовке больше половины времени тратили на выполнение домашнего задания к этому уроку.

ХорУчил нас Варивода музыкальной грамоте всерьез. Мы знали всё сольфеджио со всеми тонкостями музыкальной грамоты: нотами, музыкальными знаками (си-бемолями и диезами), мажорным и минорным ладом, гаммами и счетом (на два, три, четыре счета). На каждом уроке спрашивали каждого, поэтому на самоподготовке мы пели всем классом вместе с воспитателем. Не дай Бог, на уроке сфальшивить!  Но это было  не все.

Самое страшное было - общешкольное пение. Проходило оно три раза в неделю. Вся школа выстраивалась в большом-большом коридоре второго этажа для хорового пения. И в течение двух-трех часов мы разучивали песни и учились петь хором. Как мы ненавидели этот хор! Кто бы только знал. Народные песни были - ножом в горле. А кроме общешкольного пения, был еще малый хор, в который отбирали по голосовым и слуховым данным. Хор готовили для выступлений. Я попала и туда. Так под тройным музыкальным гнетом проходило мое детство.

НотыТруды Вариводы не могли не дать хороших плодов. Наш хор славился и гремел на весь город. Не проходило ни одного месяца, чтобы мы где-нибудь не выступали, а выступали мы только на очень крупных и ответственных мероприятиях. В каких только дворцах мы не побывали! Помню закулисные распевки, репетиции, переодевания, костюмерные, волнения, всегда сопровождавшие такие выступления. Помню и большие длинные скамейки, которые мы расставляли на сцене для хора. Однажды я упала в обморок: то ли от перенапряжения, то ли от жары, то ли от малокровия.

Нас неоднократно награждали, постоянно приглашали на телевидение, городские смотры и конкурсы. Варивода гордился своим детищем. И школа им тоже гордилась. Пока школу не расформировали и нас не перевели в другой интернат. На этом тогда все и кончилось.

Хор детскийВ новой школе учитель пения утверждал, что нас специально отбирали в наш интернат по музыкальным способностям. Он не верил, что так можно научить петь самых обыкновенных детей. А мы действительно были обыкновенными детьми, с обычными способностями или даже вовсе без них, без слуха и голоса. Я до сих пор считаю себя безголосой и тугоухой. Но наш Варивода сделал каждого из нас и навсегда поклонниками не только русской народной песни, но и привил любовь к классической музыке. Чего ему это стоило, знает только он один.

Сейчас у меня большая коллекция духовных песнопений и классической музыки. И стоя на службе в храме,  не могу удержаться от пения и  слез, всегда вспоминая с благодарностью и любовью нашего "ненавистного" Вариводу.

Тина Гай

 

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Творчество and tagged Детство. Bookmark the permalink.

2 Responses to Картинки детства. Варивода

  1. Да, Татьяна, Вы правы. Но ведь садовник тоже часто не видит результатов, да и не только садовник. Многие великие так и ушли из этого мира, не дождавшись признания. Например, Ван Гог, который при жизни не продал ни одного своего полотна и рисунка, не говоря уже о письмах. Так что — это удел не только учителей, а всех, кто служит. А служить можно только чему-то, что выше самого человека.

  2. Вы может и хотели показать, что такое настоящий учитель, а может решили выразить ему «вашему Вариводу» свою благодарность. Но для меня в этой статье открылся еще один смысл: Учитель (настоящий учитель) вкладывает всю свою душу, все свои силы в ребенка, и становится обидно, что он не видит, как прорастает его посаженное семя в детях, которые уже ушли от него во взрослый мир. Учителю сложно, так как он не всегда видит результаты своего труда сразу. Спасибо вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *