В православно-церковном календаре - это день святого преподобного Иоанна по прозвищу Кассиан Римлянин. Основатель западного монашества святой Иоанн написал правила для общежительных монастырей и дал советы для отрекающихся от мира.
В двенадцати постановлениях он подробно описывает, какой должна быть у монахов одежда, как следует молиться ночью и как днем, как читать Псалтирь, а самое важное – как преодолевать восемь главных страстей: от чревоугодия и блуда до тщеславия и гордыни.
Святой Кассиан не только изложил учение о монашестве, но и основал в родном Марселе мужской и женский монастыри. Однако, на русской земле с именем этого святого произошла странная метаморфоза, не имеющая к подвижнику никакого отношения.
В результате долгих веков христианизации язычества в России святой Кассиан стал наследником одного из языческих богов славянского пантеона Киевского капища – Стрибога: бога ветров и стражника потустороннего мира, о котором
в «Слове о полку Игореве» говорится: «Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы».
Такой метаморфозе способствовал чисто природный фактор: за последним днем зимы следует весна, другое время, другая жизнь, другие боги: Старый бог (Стрибог) умирает, рождается новый. Не случайно с первого марта в древней Руси начинался Новый год, открывавший земледельческий период.
Время перехода от старого к новому, связан, как и любой переход, с хаосом, неразберихой, отмиранием предыдущего и нарождением нового. Стрибог-Кассиан - это двуликий Янус, закрывающий одну дверь и открывающий другую, несущий в себе одновременно жизнь и смерть, добр и зло.
С верхне-немецкого оно означает спорить, воевать, а с литовского – быть жестоким и жёстким. Но если обратиться к древне-иранскому языку, то Стрибог прочитывается как божество, делающее добро и несущее благо. Так постепенно день 29 февраля превратился в народном сознании в Касьянов день, приняв на себя, по сходному звучанию, все значения русского слова «косой».
Косой в русской демонологии - олицетворение нечистого духа, дьявола, черта. Он и внешне и внутренне лжив, перекошен, уродлив, неправеден, неистинен и обладает смертоносными характеристиками. По народно-языческой мифологии Касьян - это повелитель ветров.
В Вологде, например, есть легенда, что Касьян может наслать на людей ветры, а на скотину – мор, т.к. держит все ветры за двадцатью замками и на двадцати цепях, с которых ветер срывается раз в четыре года - в Касьянов день. По виду Касьян покрыт черной шерстью, живет в пещере или лежит в яме, засыпанной землей.
У других народов тоже существуют подобные легенды о Ветре, живущем в пещере или под землей. Вход туда стережет слепой старец или одноглазая ведьма. Касьян по сути своей - уничтожитель и разрушитель, который может погубить человека и скот не только ветром, но и недобрым взглядом.
Его веки постоянно закрыты, т.к. они тяжелы и достигают колен, и потому он не может поднять их. И только раз в четыре года вся нечисть, собравшись вместе, поднимает его тяжелые веки граблями. Тогда он может взглянуть на мир и горе тому, на кого упадет его взгляд. В таком описании Касьян не кто иной как Вий, известный герой Гоголя, погубивший своим смертоносным взглядом несчастного Хома.
Подтверждением связи Касьяна с потусторонним миром является то, что святого Иоанна Римлянина поминают в церковных службах не только 29 февраля, но еще три раза в году: в четверг масленичной, пасхальной и семицкой недели. Особенно важно его поминовение в семицкую неделю, когда по православной традиции принято хоронить всех, умерших не своей смертью: замерзших, утонувших или неопознанных.
Касьян, как бог смерти и стражник ада, принимает в свои руки души умерших и завершает круг человеческой жизни, готовя душу к рождению в новую жизнь. Он стоит на границе миров, разрушая старую жизнь и рождая новую.
Тина Гай
Да, у правителей раньше была большая власть, в том числе и власть менять календарь: переносить Новый год (в России трижды) — тоже было в их власти. Так что вполне, вполне было бы по-царски.
В Японии, раньше, скрывали факт, если девочка родилась в год Огненной Лошади, записывали ее рождение на год раньше или позже… Я думаю, если б какой-нибудь правитель, родился бы 29 февраля, то он точно бы сделал этот день исключительным (не без божьей помощи конечно ;)) )
Человечество — не знаю, а вот наши современники — точно не обременены знанием истории, а уж что говорить о народных традициях. И увы, Вы правы: «знание истории и мифологии остается только уделом специалистов». А они пишут свои тексты таким специфическим языком, что читать их простому человеку и понимать при этом просто невозможно, требуется переводчик и толкователь. Это слабость даже самых хороших трудов. А популяризацией русской истории, а тем более фольклора, занимаются немногие. Вот и возникает разрыв.
Похоже, что развитие человечества происходит без того, чтобы люди знали историю, то есть они непрерывно наступают на грабли Такое впечатление, что во всем мире люди знают свою же историю еще меньше, чем мы знаем свою. Коммунистам нужно отдать должное — издавали книги миллионными тиражами. Хотя они и подправляли историю, но все таки поднимали уровень образованности.
Приходится, видимо, принять как должное, что знание истории и мифологии остается только уделом специалистов?
Нет, показывает: осуждает, как и любое проявление язычества. Но кроме религии и церкви, есть еще этнография, фольклор и народные сказания. Для меня это очень интересная тема. Мы практически не знаем не только свою историю, или мало ее знаем, а свои этнические корни и мифологию знаем еще хуже. Мифологию греков знаем лучше, чем свою, славянскую.
В православно-церковном календаре отмечается день святого преподобного Иоанна, а церковь никак не показывает своего отношения к существованию дьявольского Касьяна?