(Начало
В переводе Рахиль означает овечка, Лия – корова, телка. Противопоставление жертвенной овечки Рахили и неповоротливой дикой коровы Лии добавляет характеристикам обеих важное для понимания не только их внешности, но строя их духовности.
Жестокий обман, совершенный Лией в сговоре со своим отцом, вряд ли оправдывается обманом, совершенным Иаковом в отношении престарелого отца, но именно этим подлогом (вместо старшего Исава слепой Исаак благословляет младшего Иакова) Лия оправдывает подмену младшей сестры старшей в замужестве и тем как бы восстанавливает справедливость.
На один обман всегда найдется другой, но никакой обман не может оправдать другой. Но можно толковать событие с подменой жен и по-другому: как Божий промысел, ибо человек да не судит, поскольку не ведает путей Господних. Одна из хасидских легенд гласит:
«Измерять поведение человека – это великое зло, особенно когда человек соизмеряет свое поведение с поведением других: он словно бы всегда подходит к людям с меркой и весами».
Кроме того, каждое событие можно рассматривать с точки зрения здесь и сейчас, а можно – с точки зрения исторической перспективы, в которой многое, что сегодня кажется несправедливым, завтра становится оправданным: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».
Кажется, случай со своей женитьбой Иаков воспринял как волю Всевышнего и как возмездие за свой обман. По крайней мере, он слабо сопротивлялся, только однажды укорив Лавана в совершенном подлоге. Как бы то ни было, семейная жизнь Лии началась с обмана и вряд ли могла быть счастливой.
Она знала, что сердце Иакова принадлежит младшей сестре и что именно за нее он продался в рабство своему хитроумному дядюшке на семь лет. Рахиль же согласилась на обман из жалости к старшей сестре и из покорного послушания отцу: в самый решающий момент она промолчала.
Итак, история соперничества двух сестер начинается со свадьбы, после которой для одной настало время испытания любви, для другой – испытания веры и надежды на эту любовь. В этот раз Бог был на стороне Лии: до свадьбы она молилась, чтобы Он даровал ей мужа-праведника, выплакав все глаза, отчего они стали слабыми и мутными, а после свадьбы - чтобы Он даровал ей детей, а вместе с ними - любовь мужа.
Лия боялась, что после обмана Иаков с ней разведется, но Бог смилостивился и на этот раз, поэтому в каждом имени рожденного ею ребенка слышится благодарность Всевышнему. Своего первенца она назвала Рувим, что означало: «Господь увидел скорбь мою и Иаков будет теперь любить меня». Второго назвала Симон, означающее: «Господь услышал, что другие презирают меня, и послал мне сына еще». Третьего назвала Левием, означающее: «Теперь муж будет ко мне привязан».
Четвертым родился Иуда, из колена которого произойдет Спаситель. В переводе имя означало «благодарность»: «Теперь я вознесу хвалу и благодарение Богу!», - воскликнула при его рождении Лия.
Все это время бедная Рахиль оставалась бездетной, она была почти в отчаянии и начинает винить в своем бесплодии мужа. В ответ на ее слова: «Дай мне детей, а не то я умру!», - Иаков впервые гневается на нее и грубо отвечает: «Я не Бог, чтобы давать плод твоему чреву. Молись ты о своих детях, у меня они есть».
И мечтательная, ранимая Рахиль не выдерживает позора и отдает Иакову свою служанку в надежде на ребенка хотя бы от нее. Потом был второй ребенок, тоже от служанки. Но Лия опять позавидовала Рахили: она хотела хотя бы в этом опередить соперницу.
И тоже отдает мужу свою служанку, родившую Иакову еще двоих сыновей. Потом Бог даровал Лие еще двоих, последнего из которых она назвала Завулон, что в переводе означало: «Теперь муж будет со мной жить всегда». Ее слова оказались пророческими.
Только на исходе седьмого года замужества Рахиль родила долгожданного сына, а в наказание за гордыню Лии и упрек Иакова в бездетности любимой, все сыновья Лии поклонятся в ноги сыну Рахили - Иосифу.
После рождения первенца Рахиль надеялась, что у нее появится еще сын. Так и случилось, но его рождению предшествовало проклятие, произнесенное Иаковом в ответ на обвинение тестя в краже его идолов: «Путь не живет тот, у кого ты найдешь своих идолов!» Идолы украла Рахиль, не сказав об этом мужу ни слова.
Так Иаков вынес Рахили смертный приговор, не зная, кому адресовано его проклятие. Но прежде его исполнения Рахиль родила Иакову Вениамина, однако его рождение стоило ей жизни.
А на Лие исполнились слова, сказанные ею после рождения шестого сына. Она не только закончила свою жизнь рядом с ним, но и после смерти упокоилась рядом с ним в родовой усыпальнице, в которой с Авраамом лежит его жена Сарра, а с Исааком – его жена Ревекка.
Так вера и упорство Лии при всей ее внешней непривлекательности, зависти к красоте младшей сестры, обмане при замужестве - через труд, скорбь, плач и молитву удостоили ее чести быть похороненной рядом с праотцами и их женами, ибо она стала родоначальницей восьми колен из двенадцати и большинство потомков ведут начало именно от ее детей, а не от детей Рахили.
В христианской традиции, в отличие о иудейской, Рахиль стала символом умозрительной монашеской жизни, а Лия - деятельной мирской и продолжательницы рода. И кто больше прав? Одному Богу ведомо...
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Иов-ситуация
- Яблоко от яблони недалеко падает
- Притча о деревьях и терновом кустарнике
- Авессалом, Авессалом
- О соли
- Пророчество судного дня. Икона "Страшный суд".
- Троица Андрея Рублева
- Семь дверей.
- Первая земная женщина
- Аод и Еглон. Жертвоприношение
В сегодняшнем христианском чинопоследовании брака (Таинство «Венчания») речь идет о благословении супругов, о детях вовсе не упоминается. А в иудействе брак обязательно должен был сопровождаться деторождением. Бесплодие было наказанием за большие грехи и считалось позором. От этого Рахиль и страдала, а Лия — пользовалась своей плодовитостью, вымаливая себе детей. Сегодня да, отсутствие детей не считается изъяном супружества. Тем более, что, как Вы точно заметили, существуют другие способы иметь детей.
Наивно утверждать, что если женщина не родила, то это наказание Господа, по крайней мере сейчас… Продолжительность жизни у чела в те времена была не такой как сейчас… голод, насилие, болезни уносили тысячи жизней, особенно детских, поэтому браки были полигамны, дабы род был многочисленным, и суррогатное материнство всегда было и это нормально…
Это сейчас имена тысячилетней давности стали нарицательными и обросли качествами, которых у них и в помине не было…