(Начало
А потому, став моделью Мана Рэя, а потом и его любовницей, она придала ему существенный вес в общественном мнении. А между тем, первые годы пребывания были далеко не радужными. Он хотел продолжать заниматься живописью, но его картины не пользовались успехом: ни коммерческим, ни зрительским. Вот тогда он и начал, от нужды и безысходности, фотографировать.
Своих друзей, их картины, их жен, любовниц, их детей. Постепенно его имя стало популярным, и зарабатывать на жизнь он научился. Но, как настоящий художник, Ман Рэй не умел делать что-то только ради денег, ему было скучно. Он начал экспериментировать, как когда-то экспериментировал с дада-объектами, превращая полезные вещи в бесполезные, искусственные - в живые.
Так наклеив на подошву утюга четырнадцать мебельных гвоздиков, он сделал его совершенно не пригодным для выполнения своей функции. Но почему-то к концу выставки этот совершенно бесполезный предмет бесследно исчез, а попросту говоря – был украден. Осталась только фотография.
Художник не задавался вопросом, является ли фотография искусством или нет? Для него она была уже впереди искусства. Он творил о ней свой миф: мысль может материализоваться в нечто, живущее только на фотографии, оставляя свой видимый след.
Предмет в реальности не существует, но он есть, здесь и теперь, - в нереальности. Скульптура, документально зафиксированная, но которой в реальности нет. Однако она все-таки существует - на фотопленке. Миф о реально-нереальном мире фотографии Мана Рея высвободил ее из другого мифа – как о носительнице смерти, останавливающей жизнь.
В детстве мне часто приходилось слышать: нельзя фотографировать собаку или кошку – после этого они обязательно умрут. И верила, и никогда их не фотографировала. А если фотографировать людей, они тоже умрут? Раньше верили и в это.
Но Ман Рэй делал другое: он растворял реальные предметы и тела в свете, превращая их в материал для фиксации собственных мыслей и воображения. Он фотографировал не предметы, человека или природу, а свои видения.
Внимательно глядя на то, как работает свет, он подключал к этому мысль. И статуя превращалась в живую девушку, а живое тело - в инструмент, как, например, в случае со знаменитой «Скрипкой Энгра» (1924), ставшей визитной карточкой фотографа и его программным произведением.
Он превратил женское тело с помощью коллажа двух черных знаков на обнаженной спине в музыкальный инструмент, на котором любил играть Энгр, но к нему реальная Кики уже не имела никакого отношения, являясь все лишь материалом для воплощения идеи Мана Рэя. Возникший образ нес в себе и другую мысль: Кики была и его, Мана Рэя, инструментом, на котором он играл так же, как Энгр – на своей скрипке.
Ман Рэй искал и экспериментировал, а в результат возникали произведения искусства, которыми потом восхищались. Так случилось, например, с изобретением, названным им рэйографией. С ее помощью он создавал свои неповторимые рэйографы.
Сам технический прием фотографирования без фотокамеры был известен давно и не принадлежал Ману Рэю, но именно он сумел увидеть в случайно полученном причудливом образе, созданном светотенью предмета, лежащего на чистом листе светочувствительной бумаги, под влиянием кратковременной вспышки света, произведение искусства, импрессионистическое и очень лирическое
Так появилась серия его замечательных фотографий-рейографов, самой известной из которых «Поцелуй». Ман Рэй экспериментировал и с другим методом, известным в физике как эффект Сабатье.
Ман Рэй не был его открывателем, но он первым увидел в этом методе новые художественные возможности и по праву считается первым, кто открыл «соляризацию» для создания высокохудожественных и необычных фотографий. Суть приема заключается в том, что если передержать негатив, то вокруг объекта появляется яркая черная полоса, контуром обводящая предмет, что делает его контрастным и серебристым.
Основным сюжетом фотографий Мана Рэя были женщины, которых он любил и которые любили его. А любили его женщины незаурядные, талантливые, необычные, некоторые из которых сами стали замечательными фотографами. С Кики, своей музой и первой моделью он жил и работал шесть лет, сделав большое количество ее фотографий.
Одна из самых известных в этом ряду - фотография «Черное и белое» (1926). На ней Ман Рэй белое лицо Кики противопоставляет черной африканской маске. Символически этот образ рассказывает о черно-белой фотографии, в которой черное и белое конфликтуют между собой.
Овальные лики обеих масок похожи в своей безмятежности, но противопоставлены по цвету (одна бледно-белая, другая – блестяще-черная), расположению (одна лежит, другая – стоит) и освещению (одна освещена сверху, другая – сбоку). Кики восхищалась творчеством своего любовника, его необычными и восхитительными фотографиями, хотя использовал он только три цвета: черный, белый и серый.
После расставания с Кики, в 1929 году у него появилась новая талантливая помощница Ли Миллер. Появилась как самозванка, однажды придя и заявив с порога: «Я буду Вашей ученицей». На что Ман Рэй ответил, что он не берет учеников и вообще скоро уезжает. Ли, нимало не смутившись и не моргнув глазом, ответила: «Я знаю, я поеду с Вами».
Так началось трехлетнее сотрудничество двух незаурядных личностей. Сначала она помогала проявлять пленки и печатать фотографии, потом стала его фотомоделью, а затем сама начала фотографировать. Есть легенда, что некоторые фотографии Мана Рэя сделаны именно ею.
После трех лет, Ли Миллер решила начать собственную карьеру фотографа, вышла замуж за египетского бизнесмена и уехала с ним. Ман Рэй переживал и долго не мог смириться, что она бросила его. В результате появилась знаменитая фотография «Стеклянные слезы» (1932).
Она выглядит как кадр из кинопленки: глаза страдальчески устремлены на то, что находится сверху и хочется посмотреть, что же заставляет так страдать эту красавицу. Ресницы ее густо накрашены тушью, а по щекам катятся крупные слезы. Но слезы – стеклянные, а модель – не настоящая. Это - манекен.
Так художник мстил своей бывшей возлюбленной, сбежавшей к другому. Но его личная драма стала еще одним поводом к осмыслению реального и не реального в фотографии и их взаимоотношению.
В быту Ман Рэй был обычным человеком, отнюдь не бунтарем. Он любил хорошие и красивые вещи, не был анахоретом-отшельником. У него постоянно были люди из высшего общества, желавшие, чтобы он их фотографировал. В результате Ман Рэй открыл свое фотоателье и стал работать для журналов мод.
Не в последнюю очередь здесь сказалось влияние его родителей: отец был портным и имел свое ателье, а мать постоянно дома шила детям одежду, а из ярких лоскутков изготвливала одеяла и другие поделки. Память о родителях вылилась в любовь к модной одежде.
Но в 1940 году, когда немцы вступили в Париж и ему, как еврею, грозила реальная опасность. Ман Рэй бросает свое ателье, машину, новую любовь Эди Фиделин и все свои картины. Он срочно уезжает в Штаты, к себе на родину.
В США живет и работает в Голливуде, женится на красавице Джульетт Браунер, родилась дочь. Но работы немного, Ман Рэй начал преподавать и давать уроки фотографии. Денег не хватало, жили на капитал, нажитый им во Франции. Он вырезал свои любимые шахматы и писал картины. Ему было неуютно и он постоянно думал о возвращении в Париж.
Кроме того, его раздражало, что о нем здесь знают только как о фотографе, а он хотел, чтобы его знали как художника и скульптора. В 1951 году со своей семьей он возвращается в Париж. Но и здесь его помнят и знают в основном как прославленного фотографа. Тогда он забрасывает свой фотоаппарат и с головой уходит в живопись и скульптуру.
Ни в Америке, ни в Париже он не соглашается участвовать в коллективных фотовыставках, считая, что он заслуживает только персональной. Все изменилось после того, как в 1961 году Ман Рэй получает на Венецианском Фотобиеннале золотую медаль.
Только тогда Ман Рэй снова возвращается к фотографии. Одна за другой проходят его персональные выставки: во Франции и Америке. И умер великий Ман Рэй, человек-эпоха, новатор и экспериментатор в 1976 году, обласканный славой и любовью.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Ночной Париж Брассаи
- Анри Картье-Брессон - Глаза XX века
- Диана Арбус: инаковость
- Альфред Стиглиц: любитель - от слова любить
- Советский плакат. Право на эксперимент
- Ричард Аведон. Портрет на белом
- Книга. Превращение
- Эжен Атже: романтик, влюбленный в Париж
- Ман Рэй. Живопись света
- Стекло
Для меня тоже невозможно видеть его работы вживую, хотя относительно недавно прошла его ретроспективная выставка портретов в Москве (2013-2014). Но поехать туда в наше дорогое время просто немыслимо. Но все равно его можно почувствовать, пусть не до конца. А то, что это глыба — безусловно!
Сложно охватить и переработать такую глыбу ))) Но чертовски интересно.))) Чтобы воспринять в полной мере все сделанное художником, надо, я думаю, увидеть его работы вживую. Что, к сожалению, для меня невозможно.
Благодарю!