Но тут сразу же эта теория подверглась критике со стороны другого философа, который убедительно указал на многие недостатки в его системе; а вместо нее сослался на другую философию, которая, как он утверждал, была гораздо выше.
Философы заспорили и каждый из них утверждал истинность своей собственной философии, отрицая истинность чужой. Некоторые говорили, что истина не может быть обнаружена в этой жизни вообще, другие - что правда уже была записана в той или другой книге.
В конце концов, молодой человек запутался в бесконечном количестве противоречащих друг другу систем. Тогда он решил пойти вглубь леса, где наткнулся на йога, который находился в глубокой медитации.
Его лицо выражало невозмутимость, мир и созерцание. С нетерпением молодой человек спросил йога, что есть смысл жизни. В ответ йог даже не моргнул глазом, продолжая по-прежнему медитировать.
Юноша вновь был разочарован, но вдохновился сознанием йога и на следующий день вернулся к нему снова, но на повторный вопрос о смысле жизни, йог снова ответил молчанием. Тут молодой человек понял, что смысл жизни невозможно объяснить в словах.
В словах вообще мало что можно объяснить, особенно когда речь идет о смыслах. Смысл это пассажир без места, постоянно находящийся в его поиске. Мест, в которые он может быть помещен, много, но не настолько, чтобы исчерпать смысл полностью.
Всегда сохраняется остаток, который невозможно уловить и выразить в словах. Так возникают две одновременно существующие и разбегающиеся в разные стороны альтернативы: слова и молчания, слушания и говорения, чтения и письма. В одном месте - его недостаток, в другом - избыток. Знающий молчит, не знающий говорит.
Смысл выражается в словах, но в них не присутствует; это граница, соединяющая слова и вещи, в которых смысл пребывает. Смысл не дается в готовом виде, он порождается в слове, речи, картинах. Писание и говорение - способы порождения смыслов, данные человеку для осмысления событий и бытия. Смысл рождается на кончике языка, пера или кисти.
Молчание, на мой взгляд, это не способ смыслопорождений, это язык особых состояний, в которых словами ничего невозможно выразить. Тайна безъязыка и бессловесна, с ней можно разговаривать только на ее языке - языке молчания. Не случайно безмолвие зародилось в мистических школах и в мистически-религиозных движениях, цель которых не поиск смысла, а непосредственное общение с Богом.
Бог не может быть описан на языке человека, любое слово будет недостаточным по отношению к Нему, так же как Дао, которое может быть выражено словом, не есть Дао. Отсюда исихам, апофатика, умная молитва, стремление к уединению, безмолвию, затворничеству и тишине.
Противопоставление молчания и говорения имеет смысл в случае бытового понимания молчания, молчания как ответа на неприемлемое для себя поведение другого. Тогда оно становится минус-текстом, отрицательной величиной по отношению к слову или действию, как вариант непротивления злу насилием, как смирение, как преграда.
Молчание в этом случае такая стратегия поведения, которая противоположна агрессии и злу, которые человек останавливает не впрямую, а силой духа. Это политическое оружие ускользания от негатива, манипуляции, нежелательных для себя последствий. Молчание - сила врачующая, которой можно не только многое сказать, но и многое сделать.
Silentium! *
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими — и молчи.Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
Ф.Тютчев, 1829-начало 1830-х годов
Молчание - это пауза, собирание сил, мост, как вдох для следующего за ним выдоха: слова, картины, музыки; место, где рождается слово.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона Благовещения
- Иеффай
- Постная Триодь. Притча о мытаре и фарисее
- О соли
- Святитель Николай Японский (Николай До).
- Я попросила у Господа...
- Крест. Часть 2.
- Православная и католическая икона. Часть I.
- Пьер Абеляр. У времени в плену...
- Религия и менструация
Спасибо, Сергей. Очень мудрые слова. Я не слышала про этого автора. Надо будет найти и почитать. Я часто ищу такой материал для публикаций в блоге, так что пригодится. Не знаю только, есть ли на русском языке?
Однажды я встретил на своем пути мир Макса Пикара, и посвятил много времени, чтобы сделать доступными его живые мысли (немецкий и английский языки). Приведу только некоторые откровения из его книги «Мир безмолвия»:
-Прошлое, настоящее и будущее в безмолвии образуют единство. Следовательно, любящие пребывают выше неустанного движения времени. Всё может начаться снова. И будущее, и прошлое заключены в вечном настоящем. Время неподвижно для любящих. Предвидение и предвестие любящих исходит из единства, в котором прошлое, настоящее и
будущее присутствуют в любви.
-Птица поёт в лесу. Это не звук, направленный против безмолвия; это яркий взгляд, упавший с очей самого безмолвия на лес
-Но где безмолвие до сих пор является активной силой, человек постоянно воссоздаётся словом, которое исходит из безмолвия и постоянно исчезает в
безмолвии пред Богом. Его существование является непрерывным сотворением в слове через Бога и исчезновением в безмолвии пред Богом»
Читая его труд, сердце поневоле утихает…и вдыхает аромат вечности
«МОЛЧАНИЕ — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ» — это если смотреть на молчащего человека извне, а если изнутри молчащего, то молчание — скорее жизнь, т.к. в молчании набираешься сил и воздуха для следующего выдоха. Но все равно Ваш афоризм точен, даже если он учитывает только внешнюю сторону.
Отвлекаюсь от психологии, философии, поисков истины, хотя все это очень достойные и увлекательные темы :)). Одна из непреложных истин — рождение и смерть. Я даже порадовался, что изобрел афоризм, прочитав эту статью и перефразируя известное выражение: «МОЛЧАНИЕ — ЭТО МАЛЕНЬКАЯ СМЕРТЬ». Конечно, это не уменьшает его благости — ведь и наш сон, к примеру, благостен для нас!
Н-е-ет!!! Глупцы иногда очень даже умеют говорить, но проговариваются и оговариваются по Фрейду. И тогда становится ясно, что у них на самом деле на уме. А слова — только прикрытие. Надо уметь слушать не только то, что говорят, но и то, о чем молчат. Это часто бывает гораздо более информативно. Слово — вообще коварно: многозначно, раз, а во-вторых, умеет маскировать. Говорит одно, думает другое, а делает третье.
О! Замечательно!
Не только забалтывают, но и выбалтывают?
Дети? Точно!
Но я заметил, что ещё и глупцы это делать умеют!
Может быть, потому что и те и другие плохо умеют говорить?
Парадокс?
Жду второй статьи. Надеюсь, она появится скоро. Истина? Что есть истина?! Не всегда истину забалтывают, иногда ее выбалтывают, даже не ведая того. «Устами младенца глаголет истина».
Замечательная, глубокая статья!
Но…я люблю возражать!))
Кое-что здесь с ног на голову поставлено!
Знающий молчит, а не знающий говорит?
А не так: молчащий узнаёт истину, а говорящий её забалтывает, то есть словами не даёт себе к истине приблизиться!?
Не чувствуете разницу?
Здесь просто реальная механика!
Слова лишь выражают мысли, но не создают их! Если говорить непрестанно, то выражать только старые, заученные мысли! А если помолчать, то и появляться шанс для появления мысли новой, той, что раньше и не было и более продвинутой!
И вообще если на практике реализовать умение молчать, то и многие философские истины будут несостоятельны!
Как раз агрессию и злость может молчание вызвать! Тревогу, страх, беспокойство, массу неудобных переживаний!
Значит, мы словами сдерживали эти переживания, так или иначе!
Сдерживали своим внутренним говорением?
Именно так!
И как быть с этим дальше?
Скоро именно об этом у меня будет статья!
Я говорил, что возражения у меня?
По сути, нет! Просто философия это одно, а психология и психотерапия совсем другое!
Спасибо, Тина!
Возможно, Вы меня подтолкнули к написанию статьи о молчании, часть 2-я!
Наверное, близкие души часто ощущают на расстоянии то, что их сближает и отвечают друг другу.
Каждый раз, читая Ваш труд, прихожу к необъяснимому состоянию души: как будто-бы много лет я ждала чего-то такого высокого и вот Ваши мысли. Я не умею молчать. Но очень люблю одиночество. Тогда я погружаюсь в свои мысли, разговариваю с природой: цветами, деревьями .Они лучшие друзья. Они не выдадут мою тайну.
Молчание — золото. Мудрая аословица. Молчание — это то состояние, к которому стремились многие. Оно позволяет сохранять энергию для важного. Но для многих молчание является испытанием. Знаю многих, кто с трудом переноси молчание и включает ТВ и радио, чтобы хоть что-нибудь говорило, создавая иллюзию, что дома кто-то есть. Где-то читала, что личность измеряется тем, как долго она может находиться в уединении. Это действительно так. Люди не выдерживают собственной личности, которая в молчании становится часто невыносима.
Очень интересно и важно поразмышлять о молчании. Всё зависит от каждого. Я люблю молчать, люблю тишину… Полностью согласна с Вами, Тина. Время уходит и многое меняется.
А мне даже музыка мешает, когда я работаю. Зато после работы мысли так долго не оставляют меня, что я не могу не только долго заснуть, но и на другой день нахожусь под впечатлением от темы и потому мои тексты часто с продолжением. Темы меня захватывают и долго не отпускают. А Природы для меня вообще недостижима: дачи нет, самой пойти в лес — не хватает силы воли, а когда-то ходила много — в церковь за пять километров туда и пять обратно. Но времена те ушли безвозвратно. И в церковь перестала ходить, наглядевшись на нее вблизи, и вообще редко выхожу из дома.
В принципе наши мнения совпадают. Я вообще избегаю большие компании и «только в компании близких мне людей я могу говорить много, особенно на интересующие меня темы.»
Насчет энергосберегающего молчания я другого мнения… по натуре я легко воспламеняюсь и слово для меня, как заслонка в печи, если перекрыть, то угарю… но болтовню не выношу, люблю говорить о высоких материях, хотя и не разбираюсь в них…
Когда я работаю, то городской шум для меня как пытка, если я пишу картину, то звучать должна только музыка, и желательно классика, а точнее Бетховен, иначе я не соберусь, брошу кисти и уйду на кухню греметь утварью под истошные вопли радио… Но если мне повезет и я вырвусь в свой » теплый, уютный домишко…», на лоно Природы, то лучшей музыки, чем тишина, для моих многострадальных ушей, нет…
Молчание можно понимать по-разному. «Промолчи, промолчи — Попадешь в палачи» или известный герой Грибоедова из «Горя от ума» Молчалин — не лучший персонаж в русской литературе, но, к сожалению, очень распространенный, особенно сейчас. Молчание люблю, как и тишину. Молчание среди шума бывает, но все-таки скорее исключение. Я в большой компании, например, редко говорю, меня это напрягает. Я молчу и только в компании близких мне людей я могу говорить много, особенно на интересующие меня темы. Йоги мудрствуют, у них своя философия жизни. Не мудрствуют те, кто использует йогу как средство для оздоровления или в подражание, без проникновения в их философию. У йогов она есть. А молчание — один из приемов сохранения внутренней энергии. С говорением энергия молчания улетучивается. В процессе трапезы — «Когда я ем, я глух и нем» — учили с детства, но в жизни такое молчание, особенно, среди не очень близких людей, меня напрягает и я начинаю говорить, когда пауза слишком затягивается. Чтобы не ставить людей в неловкое положение. Со стороны это может казаться как болтовня. Но часто оно так и есть. Слова только заполняют перерыв («Мною заполняют перерыв»). А к тишине я привыкла давно, потому что живу в тишине, работаю в тишине, читаю и размышляю — тоже в тишине. Любой шум меня напрягает и раздражает. Так что для меня она естественна. А вот молчание — это другое. В тишине не обязательно молчишь. Болтовня может жить и внутри.
Я очень не люблю молчание, но я люблю тишину. В тишине я слышу Природу, а она никогда не молчит… Я терпеть не могу молча трапезничать, мне всегда есть, что сказать, и если рядом со мной молчат, значит одно из двух, или сказать нечего, или не считают нужным, что еще хуже…
Не думаю, что йоги мудрствуют, они просто весьма выносливы, такой вот древний индийский вид спорта…
Особенно не должны молчать молодые, хотя устаешь от их несуразности, но иначе они не научатся храбрости, потому что надо быть смелым и без страха выражать свое мнение, каким бы нелепым оно не казалось. Придет время и они будут благодарны тем, кто не отмолчался, а выслушал и даже поспорил — значит уважал.