Есть люди, которые выпадают из контекста времени, не столько опережая его, сколько становясь вообще вне времени, попадая сразу в вечность. Через время и расстояния они узнают себя друг в друге, питаясь друг от друга и продолжая друг друга.
Эдвард Мунк - один из них. Эдвард родился в 1863 году, 12 декабря. В 2013 году будет отмечаться 150-летие со дня рождения Мунка. Норвегия, а вместе с ней и весь культурный мир, уже начали готовиться к этому событию.
Отдадим дань памяти гениальному художнику и мы. Мунк сумел, как немногие художники, выразить чувства, знакомые каждому человеку, но которые люди либо стесняются, либо опасаются показывать и выражать, считая неприличным проявлять их, боясь сойти за сумасшедшего.
Запад, чопорно-пуританский запад, особенно. И первая же значительная картина Мунка «Больная девочка», с которой начался художник, вызвала шквал критики: в депрессивности, упадничестве и декадентстве, потому что выражала запретное: боль, страдание, муку и отчаяние человека. Уже в 29 лет появилась его самая знаменитая картина – «Крик», купленная в 2012 г. почти за 120 млн долларов чуть ли не нашим Абрамовичем.
Мунк состоялся уже к тридцати годам. Но еще полвека он творил и создавал один за другим шедевры: "Ревность", "Тревога", "Меланхолия", "Отчаяние", "Голгофа", "Мадонна", "Вампир", "Солнце", "Лунный свет", "Танец жизни" и т.д.. Насколько же сильна была боль, чтобы так творить!!!
Чувства печали, смерти и одиночества сопровождали художника всю жизнь, он желал только одного: освободиться от мучившего его ужаса и кошмара, депрессии и одиночества. Он писал, чтобы не сойти с ума окончательно...
Мальчик рос физически очень слабым, болезненным и, как часто бывает, очень чутким и чувствительным. Родители были людьми очень разными. Отец – военный врач, очень жесткий и набожный, страдавший психическим расстройством.
Мать на двадцать лет младше мужа, очень болезненная, окончательно надорвавшаяся в бесконечной беременности и ежегодном рождении ребенка (аборты по религиозным мотивам запрещались). Родители прожили вместе шесть лет, после которых в семье осталось пятеро детей.
Но еще страшнее был нрав отца: очень набожный и религиозный, он старался воспитывать детей в строгих пуританских обычаях, травмируя и насилуя детскую психику. Он постоянно попрекал детей, при их малейшей провинности, грехами, на которые, как он пугал, мать смотрит, молча порицая.
Он внушал детям страх, сделав его постоянным спутником детства, а потом юности и зрелости. Это может понять только тот, кто прошел через ужасы этого страха, внушенного «благочестивыми» родителями.
Смерть и ужас навсегда вошли в душу ребенка, а с годами Мунк сам стал страдать психическими расстройствами, маниакально-депрессивным психозом, потерей памяти, усугублявшимися алкоголизмом и наркотиками. В такой тяжелой атмосфере смерти, болезни, тоски, одиночества и безумия формировался мальчик.
Это предопределило не только жизнь, но и все творчество Мунка, сумевшего, однако, преодолеть путь героев своих картин: сумасшествие, алкоголизм, наркотики, одиночество, страх, ревность и суицид. Но кто знает, не будь этого безумия, состоялся ли гений Мунка?
Счастье… Мы часто рассуждаем о счастье. Но вот вопрос: счастье или несчастье рождает такие великие полотна, как «Крик» или «Подсолнухи»? Выразить свой талант – это счастье или несчастье? Но это так, к слову. Мунк хотел говорить о самом главном в человеке, о живом человеке, о живых чувствах. Ему это удалось.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Эгон Шиле. Смерть как причина жизни. Окончание
- Михаил Врубель. Последний акт
- Страстная седмица. Любовью не тронуть сердец
- Леон Бакст. Часть 1
- Врангель. Маска и душа
- Эжен Атже. Окончание
- Люсьен Фрейд. Поиски себя
- Константин Панков. Северный Пиросмани
- М.Шагал. Париж
- Мелочи жизни
Но есть автопортрет (1866 г.), которым открывается текст. Фотография мне, кажется, не всегда передает то, как человек себя воспринимает, поэтому предпочла автопортрет кисти самого мастера.
Спасибо. Очень интересно. Только не хватает фото самого мастера
Да, Ирина. Купили одну из 4-х версий. У Мунка же всегда, или почти всегда, есть несколько вариантов одной и той же картины. У «Крика» их четыре.
Разве «Крик» не находится в музее Мунка в Осло? Или купили одну из версий?
Да, Ирина, мне Мунк очень нравится, поэтому пишу о нем. Спасибо, что заходите к нам на блог.
Большое Спасибо!
Наталия! Добрый день! Да, это счастье, что мы имеем такую возможность! Я, готовя тексты про великие имена, наслаждаюсь просто тем, что могу о них прочитать, а потом и показать их красоту и величие.
Всё же это счастье, что мы можем видеть картины и сопереживать автору. И с другой стороны природы дала для Эдварда Мунк такую возможность выразить себя.БЛАГОДАРЮ!