Михаил Врубель. Последний акт

mihail_vrubel38(Начало 1, 2, 3) Не будет преувеличением  сказать, что Михаил Врубель большинству известен по этому, последнему акту его жизненной трагедии: тяжелой психической болезни, с которой боролся десять последних лет, сменив с десяток больниц в разных городах. По «Демону поверженному», которого, уже выставленного,  постоянно дописывал и переписывал, меняя выражение лица; по слепоте, настигшей художника за четыре года до смерти.

Часто вспоминают мрачное предзнаменование, бывшее ему, когда художник только-только приехал в Киев: разыскивая Кирилловский храм, он спросил, как добраться до него. Ему ответили: «Скажите извозчику, чтобы отвез Вас к дому умалишенных». Оказалось, что храм располагался на территории психиатрической больницы, в которой девятнадцать лет спустя Михаил Врубель окажется пациентом.

Но тогда он меньше всего связал это с будущим собственной судьбы, но круг жизни замкнулся именно на этой трагической ноте. Вообще, кроме антиномий, в его искусстве явно прослеживается  круговая завершенность: начав творчество с религиозной тематики, он и закончил ею, написав последней картину на библейский сюжет «Видение пророка Иезекииля».

mihail_vrubel39Встретив впервые Надежду Ивановну в Петербургском театре, там же он видел ее и в последний раз: в начале 1906 года Врубель ослеп. Первые признаки сумасшествия у художника появились в 1901-м году. На него стали нападать приступы беспричинной агрессии, а когда выходил на улицу, то вымещал её на первых, попавшихся под горячую руку, людях: извозчике,  репортёре,  капельдинере театра...

В это время он работал над «Демоном поверженным», работал по двадцать часов в сутки, заглушая в себе боль от рождения сына с уродливой губой. Но Демон не давался, не давалось выражение человека, не желавшего смириться со своим поражением.

mihail_vrubel40Михаил Врубель перестал есть, бриться, умываться; его мучила бессонница, а как только закрывал глаза, ему снился Демон, заставлявший вставать и продолжать работать. Началась лихорадка. В 1902-м консилиум врачей во главе с Владимиром Михайловичем Бехтеревым вынесло приговор: больного необходимо поместить в психиатрическую больницу:

«Дорогая моя Надюша», - пишет из больницы жене Врубель. «Как бесценное здоровье твоё и Саввочки? …Я на новоселье в Клинике психиатрической (…плачу в 1 мес. вместо 200 руб. -9 руб.). Не дурно, экономно; здесь режим строже, в дортуарах курить запрещено, можно курить только в столовой, великолепной комнате с олеографиями и окнами, выходящими на великолепный парк с 200-летними липами, пропасть сиреневых кустов, то-то летом весело. …

Я поправил наконец свою ошибку, надо совсем забыть про работу, тогда время, на нее употребленное, войдет в норму 3-4-5 часов днём и главное  не больше. Меня свалило то, что я после такого громадного труда, как Демон, стал еще работать по-прежнему по 15-20 часов в сутки; это было тем более глупо, что я покупкой Мекком «Демона» за 3000 руб. был совершенно обеспечен» (Москва, 07.09.1902)

mihail_vrubel29Через год художник вышел из больницы почти здоровым. О Демоне не вспоминал, обещая писать только сына и жену. Портрет сына написал быстро. Портрет поражал взрослыми глазами, наполненными смертельной мукой. Буквально через месяц Саввочки не стало. И опять он корил себя, что принял приглашение приятеля погостить  с семьей в Киеве. Не надо было, т.к. сын был слегка простуженным, но он настоял на поездке.

В поезде было холодно, простуда перешла в воспаление лёгких. Спасти мальчика не удалось, хотя до Киева они добрались, но слишком поздно…. Так Киев снова встретил Врубеля холодом. По городу он бродил, не помня себя от горя. И вдруг увидел ту самую Кирилловскую церковь, с которой всё начиналось, и вспомнил пророческие слова о сумасшедшем доме, на территории которого стоял храм.

Так он снова оказался в больнице. Потом опять были больницы: в Петербурге, в Москве, в знаменитой клинике Фёдора Арсеньевича Усольцева, что расположилась в Петровском парке. Он  лечил его стихами, дождём, музыкой, прогулками и добрым словом, а Михаил Врубель называл его своим добрым демоном. В год смерти Фёдор Арсеньевич написал статью «Врубель», разместив ее в «Русском слове»:

mihail_vrubel36

«…Он творил всегда, можно сказать непрерывно, и творчество для него было также легко и также необходимо, как дыхание…Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить…

С ним не было так, как с другими, что самые тонкие, так сказать последние по возникновению представления – эстетические – погибают первыми. Он знал природу, понимал ее краски и умел их передать, но он не был рабом ее, а скорее соперником… Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

Здесь Михаил Врубель рисовал портрет Валерия Брюсова, который потом вспоминал, подтверждая слова Усольцева, что как только художник брал в руки карандаш или уголь, она становилась твёрдой, а линии – безошибочными. Сила искусства пережила в нем его страшную болезнь.

mihail_vrubel34В эти годы его добрым ангелом стала любимая Надюша, которая постоянно ухаживала за ним, а он называл ее фиалкой, розой, бесценной драгоценностью. Ему достаточно было слышать ее голос, чтобы радоваться. Уже ослепнув, он продолжал диктовать ей письма. В последний год художник уже не хотел жить, устал и часами простаивал у форточки в надежде простудиться и умереть.

Не обрадовало Врубеля даже известие, что его произвели в академики Академии художеств. В конце концов он добился того, чего хотел: в феврале 1910-го у него появились признаки воспаления лёгких, а первого апреля его не стало. Надежда Ивановна пережила Михаила Врубеля всего на три года, умерев в 1913-м  в возрасте 45 лет.

mihail_vrubel35

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры велик, из него выбираю то, что ложится на мою душу, что меня трогает. О человеке можно узнать по выбору, который он делает, значит, и обо мне.
This entry was posted in Великие имена and tagged русские художники, Серебряный век, художники. Bookmark the permalink.

13 Responses to Михаил Врубель. Последний акт

  1. Безумие меня пугает, и потому мне страшно было за Врубеля, когда писала о его болезни. Несколько раз я сама была на грани и это страшно!!! Врубель действительно заглянул в бездну, в вечность, туда, куда простым смертным путь заказан. Только такие гении как Врубель могут рискнуть, даже ценой безумия.

  2. Это цена гениальности? Сейчас появились работы, объясняющие связь гениальности с психикой. Как правило, для них отклонение — это норма.

  3. nadilel says:

    Творческие личности, в большинстве своём имеют проблемы с психикой и в те революционные времена, эти отклонения только стали замечать, а классифицировать их ещё только пытались. Невыносимы муки чела творческого, которому удалось сорвать признание обществом его таланта и даже оценки его, а потом нести на себе бремя отверженного, психически уравновешенный художник не выдержит, а что говорить о тех, чья тонкая нить психики подобна паутинке…

  4. Игорь says:

    Здравствуйте, Тина. Надеюсь, что тема Врубеля не заканчивается на этом выпуске. Он поражает и будет поражать. Возвращаемся к нему вновь и вновь. Слой за слоем будем постигать прозрения гения… Тот самый случай, когда гениальность и безумие (одержимость) дали такие удивительные всходы!

    В Евангелиях только одержимые бесами\демонами сразу и безошибочно узнавали Христа! Тепло-хладные апостолы путались, сомневались (горело сердце? – или, может быть, нет?) — то узнавали, то опять не узнавали. Даже сам Иоанн Креститель усомнился !
    Бетховен, потерявший земной слух, но воспринимающий Музыку Сфер. Врубель, лишившийся зрения и рассудка Мира Сего, и прозревший для созерцания иных миров…сами стали демоническими натурами…Слабо наше бренное тело для таких энергий! Брюсов мечтал быть похожим на свой портрет, где не сирень, но аура и крылья Ангела хранителя овевают замысел Творца о нём, о В.Брюсове… Но Судьба позволила лишь чуть-чуть заглянуть за грань…

  5. Про письма Врубеля, которые она завещала сжечь, читала. Странная всё-таки женщина. Она не могла не понимать ценность этих писем, т.к. к тому времени Врубель уже был прославлен и никто уже не сомневался в его гениальности, как в пору их знакомства. Но м.б. она боялась, что они как-то негативно могут сказаться на ее образе.

  6. Спасибо, Оксана! Стихотворение очень печальное, как надгробная эпитафия.

  7. Брюсов вспоминает: «Врубель сразу начал набрасывать портрет, безо всяких подготовительных этюдов… Во второй сеанс Врубель стёр половину нарисованного лица и начал рисовать почти сначала… Утром, в день моего приезда, Врубель взял тряпку и, по каким-то своим соображениям, смыл весь фон, весь этот гениально набросанный, но еще не сделанный куст сирени. Попутно при нечаянном движении руки, тряпка отмыла и часть головы».

  8. Да, я читала поздравительную телеграмму, которую ему направила редакция в больницу Усольцева 01.02.1906 в связи с выходом первого номера «Золотого руна»:
    «Празднуя выход первого номера «Золотого руна», пьем за Ваше здоровье» Рябушинский, Брюсов, Белый, Грабарь, Миллиоти, Виноградов, Кузнецов, Феофилактов, Воротников, Петровская, Тароватый.

  9. Да, судя по Вашим комментариям

  10. Игорь Герасимчук says:

    Тина, привет и большое спасибо! Много нового узнаю с твоей помощью!

  11. Оксана says:

    Да, и об Э.Л. Праховой. Эмилия Львовна Прахова пережила Врубеля на 17 лет. С мужем они разъехались спустя какое-то время, хотя официально развод не был оформлен. В отличие от мужа и сына, воспоминаний о своём знаменитом поклоннике она не оставила, а перед смертью взяла с дочери Ольги клятву, что та уничтожит все письма Врубеля, которые Эмилия Львовна хранила. Дочь исполнила завещание матери.

  12. Оксана says:

    И ещё маленькое дополнение о журнале «Золотое руно», о котором Вы писали. 1 февраля 1906 года Врубеля поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю».

    От жизни лживой и известной
    Твоя мечта тебя влечёт
    В простор лазурности небесной
    Иль в глубину сапфирных вод.

    Нам недоступны, нам незримы,
    Меж сонмов вопиющих сил,
    К тебе нисходят серафимы
    В сияньи многоцветных крыл.

    Из теремов страны хрустальной,
    Покорны сказочной судьбе,
    Глядят лукаво и печально
    Наяды, верные тебе.

    И в час на огненном закате
    Меж гор предвечных видел ты,
    Как дух величий и проклятий
    Упал в провалы с высоты.

    И там, в торжественной пустыне,
    Лишь ты постигнул до конца
    Простёртых крыльев блеск павлиний
    И скорбь эдемского лица!

  13. Оксана says:

    Что интересно, портрет Брюсова сначала был написан на фоне тёмного куста сирени, из которого выступало лицо. Брюсов был в восторге от портрета, но Врубель не считал его законченным и продолжал сеансы. Брюсову нужно было уехать на две недели в Петербург; по возвращении он ахнул — весь фон с сиренью оказался стёрт. Врубель посчитал, что сирень не подходит к характеру Брюсова, и решил написать новый фон с изображением свадьбы Амура и Психеи, по фотографии с итальянской фрески. Он принялся за новый фон, но успел нанести на полотно только предварительный набросок. На том работа оборвалась, так как зрение стало отказывать художнику — он плохо видел, что делает его рука, путал цвета, брал не те карандаши, какие хотел.
    Портрет Брюсова стал последней работой Врубеля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *