Афоризмы Михаила Бахтина

bahtin7(Начало здесь) Классик русской мысли Михаил Михайлович  Бахтин выдвинул много оригинальных идей, но его философский облик остается размытым в силу работы мыслителя на стыках многих наук –

культурологии, филологии, литературной критики, семиотики, языкознания. Но основной круг его идей, с которыми ассоциируется имя Бахтина, все-таки можно очертить.

В представленной ниже подборке мыслей и афоризмов философа, хоть и неполной, можно увидеть, что занимало мыслителя,

какие ответы он давал на волновавшие его вопросы,  как он воспринимал конкретного человека в его отношениях с другими и как  понимал ответственность человека перед жизнью и собой.

Двери смеха открыты для всех и каждого. Возмущение, гнев, негодование всегда односторонни: они исключают того, на кого гневаются и т.п., вызывают ответный гнев. Они  разделяют, смех – только объединяет. Он не может разделять

***

В данной единственной точке, в которой я теперь нахожусь, никто другой в единственном времени и единственном пространстве единственного бытия не находился. И вокруг этой единственной точки располагается все единственное бытие единственным и неповторимым образом.

То, что мною может быть совершено, никем и никогда совершено быть не может. Единственность наличного бытия принудительно обязательна. Этот факт моего не-алиби в бытии, лежащий в основе самого конкретного и единственного долженствования поступка, не узнается и не познается мною, а единственным образом признается и утверждается

***

bahtin8

Все подлинно великое должно включать в себя смеховой элемент. В противном случае оно становится грозным, страшным или ходульным; во всяком случае – ограниченным. Смех подымает шлагбаум, делает путь свободным

***

Нет ничего абсолютно мертвого: у каждого смысла будет свой праздник возрождения

***

Не может быть изолированного высказывания. Оно всегда предполагает предшествующие ему и следующие за ним высказывания. Ни одно высказывание не может быть ни первым, ни последним. Оно только звено в цепи и вне этой цепи не может быть изучено

***

Высказывание как целое не поддается определению в терминах лингвистики…

***

 

bahtin

Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом

***

Все слова для каждого человека делятся на свои и чужие, но границы между ними могут смещаться, и на этих границах происходит напряженная диалогическая борьба. Но при изучении языка и различных областей идеологического творчества от этого отвлекаются, абстрагируются, ибо существует абстрактная позиция третьего, которая отождествляется с «объективной» позицией как таковой…

Позиция третьего совершенно оправданна там, где один человек может стать на место другого, где человек вполне заменим … где целостная и неповторимая личность человека не требуется… когда он выступает не как я сам, а «как инженер», «как физик» и т.п. В жизни как предмете мысли существует человек вообще, существует третий, но в самой живой переживаемой жизни существуем только я, ты, он…

***

Человек может быть или выше собственной судьбы, или ниже собственной человечности

bahtin10

 

Печорин при всей своей сложности и противоречивости по сравнению со Ставрогиным представляется цельным и наивным. Он не вкусил от древа познания. Все герои русской литературы до Достоевского от древа добра и зла не вкушали

Поэтому в рамках романа возможны были наивная и целостная поэзия, лирика, поэтический пейзаж. Им (героям до Достоевского) еще доступны кусочки (уголки) земного рая, из которого герои Достоевского изгнаны раз и навсегда

***

Событие, которое имеет наблюдателя, как бы он ни был далек, скрыт и пассивен, уже совершенно иное событие

***

Психология — это унижающее человека овеществление души

***

Литература – неотрывная часть целостности культуры, ее нельзя изучать  вне целостного контекста культуры. Ее нельзя отрывать от остальной культуры и непосредственно (через голову культуры) соотносить с социально-экономическими и иными факторами

***

Правда о человеке в чужих устах становится унижающей и омертвляющей его ложью

***

Человек со своим самосознанием не одинок. Смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другого или глазами другого

***

bahtin11

«Евгений Онегин» создавался в течение семи лет. Это так. Но его подготовили и сделали возможным столетия (а может быть, и тысячелетия)

***

Идеи рождаются в диалоге и в нём же и умирают

***

Прагматизм, утилитаризм, позитивизм создают однотонную серую серьезность

***

Сознание — это комментарий, который всякий взрослый человек прилагает к каждому своему поступку

***

Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз

***

Безоценочное понимание невозможно. Нельзя разделить понимание и оценку: они одновременны и составляют единый целостный акт. Понимающий подходит к произведению со своим, уже сложившимся мировоззрением, со своей точки зрения, со своих позиций. Эти позиции в известной мере определяют его оценку, но сами они при этом не остаются неизменными: они подвергаются воздействию произведения, которое всегда вносит нечто новое

***

Смысл бытия, для которого признано несущественным мое единственное место в бытии, никогда не сможет меня осмыслить, да это и не смысл бытия-события

***

Мы думаем жанрами

***

bahtin12

Быть — значит общаться диалогически

***

…наиболее напряженная и продуктивная жизнь культуры проходит на  границах отдельных областей ее, а не там и не тогда, когда эти области замыкаются в своей специфике

***

Все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним

***

Античность сама не знала той античности, которую мы теперь знаем. Существовала школьная шутка: древние греки не знали о себе самого главного, что они древние греки и никогда так себя не называли

***

Творческое понимание не отказывается от себя, от своего места во времени, от своей культуры и ничего не забывает. Великое дело для понимания  - это вненаходимость пони мающего – во времени, в пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет понять

***

… свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить в ее целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие.

Тина Гай

Интересно? Поделитесь информацией!

Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Google Buzz



coded by nessus

About Тина Гай

УВАЖАЕМЫЕ ПОДПИСЧИКИ!!! По техническим причинам вся БАЗА ПОДПИСЧИКОВ ИСЧЕЗЛА. Прошу Вас СНОВА ПОДПИСАТЬСЯ!!!! Моя цель – просвещение, девиз - просвещаясь, просвещать. Мир культуры так велик, что из него необходимо выбирать только лучшее, О человеке можно узнать по выбору, который он делает, в том числе и обо мне.
This entry was posted in Притчи и афоризмы and tagged Мудрые мысли, Серебряный век, философы. Bookmark the permalink.

16 Responses to Афоризмы Михаила Бахтина

  1. Ирина, спасибо! Зашла на Вашу страничку и тоже поразилась! Много интересного и похожего у нас с Вами и того, о чем бы сама хотела написать. Буду к Вам заходить, если не возражаете. А как оформить подписку, не нашла. Сделала себе закладку.

  2. Тиночка! Если бы Вы знали, как мне у Вас нравится!!!!! Спасибо за содержательный и полезный блог!

  3. Да, nadilel, уже возраст не тот, чтобы так поститься. Весенний период вообще для меня тяжелый: переход из одного времени в другой, авитаминоз, накопившаяся усталость, переходящая в хроническую, обострение хандры и прочее и прочее и прочее. Почему-то такое со мной бывает только весной. Осенью — наоборот: я вполне даже работоспособна. Сбой начинается где-то в феврале. Для Вас — это самый любимый месяц, а для меня — начало плохого периода, который длится где-то до мая. В прошлом году — вообще до июня. В этом году он длился на удивление всего полтора месяца. Печень меня особо не беспокоит, на удивление, а вот щитовидная и поджелудочная — давно дают сбои.

    Да, книжное царство меня завораживает. Даже один взгляд на книги меня уже успокаивает: я не одна. Перечитываю сейчас Вирджинию Вульф. И опять очаровываюсь ее стилем и ею самой. Жду новой встречи с Вами, с Вашими умными комментариями и спокойной снисходительностью к моим опискам и ошибкам, коих случается немало, как ни стараюсь их избегать.

  4. nadilel says:

    Наконец-то! Тина, я подозревала, что вам плохо. С того коммента, где вы писали, что первую неделю поста, держались только на хлебе и воде. Это очень опасно для организма, особенно для печени, которая невыносит голода, и не нужно себя оправдывать, что вы не хотели есть. Нам часто не хочется кушать, но нашему организму еда необходима, обязательно, особенно в нашем воарасте. Все эти голодовки не для нас, женщин, наш организм должен получать нормальную пищу богатую витаминами, а если этого не делать ЕЖЕДНЕВНО, то последствия будут весьма плачевны.
    Ваш дух давно закален, он закалился еще в детстве, и сейчас надо только радовать его, а не испытывать, ведь он выдержал все испытания, и даже больше, чем должно было…
    Присоединяюсь к вашей радости от новой покупки… Теперь каждый корешок книжки, вопит с полки:» Возьми меня! Нет меня! А лучше почитай меня!»… ( вот такие они эгоисты ;))))))))))

  5. Елена, я приболела немного. Давно не пишу, больше месяца уже. Как всегда, Великий пост меня напрягает и к его началу я — никакая: выжатая как лимон. Сейчас вроде пришла в себя. Почистила квартиру, себя и теперь снова готова к труду и обороне. Скоро-скоро все начнется снова. Спасибо за беспокойство: я хоть и приболела, но еще живу и даже планирую новые тексты.

  6. nadilel! Вы не представляете, какой бальзам на мою душу Ваши слова! Я думала, что меня уже все забыли за время моего долгого молчания. Я весной, особенно в Великий пост, всегда болею, чаще душой, а здесь еще прихватило давление (170) и коленный сустав где-то повредила. А так — убирала свою квартиру, сколько хватало сил, кое-что прикупила из мебели (это мой ежегодный подарок своей квартире к Пасхе), сходила в храм, исповедалась, причастилась, увидела всех своих знакомых, привела в божеский вид свою библиотеку. Смотрю на нее и радуюсь: она — мой щит и находится в моей большой спальне — на всю стену стеллажи. Какое это счастье! Каждое утро просыпаюсь и каждый вечер засыпаю, глядя на нее.

    Скоро, буквально на днях, начну снова писать в блог. Я сама соскучилась по своим любимым темам и своим благодарным читателям. Пасха отгремела. Вот уже и святая неделя позади. Осталась только Радуница. Завтра собираюсь на кладбище, только с погодой у нас проблемы — холодно и дожди. Надеюсь, что завтра все будет хорошо. Но в любом случае — после Радуницы собираюсь снова писать. Немного подлечилась, немного перышки свои почистила, привела в порядок чувства и мысли. Теперь можно снова жить и писать! До скорой встречи! С прошедшей Вас Пасхой!

  7. nadilel says:

    Тина… что-то вас не видно… может мне почта не приходит? Очень надеюсь, что пост вы одолели в здравии.
    Наша Пасха уже отгремела, у вас еще впереди… надеюсь услышать вас в скором времени, честно говоря соскучилась по вашему слову.

  8. Elena says:

    Интересная статья, спасибо, Тина! Мудрые высказывания Бахтина впечатляют!
    Тина, с вами всё в порядке? Давно не пишете и на вас это не похоже! Мы волнуемся!

  9. Да, это философ жизни, и потому его можно назвать мудрецом. Мне нравится все, что он пишет и о чем пишет, даже если с ним не соглашаешься.

  10. yuriyapril says:

    Ницше, в лучших своих проявлениях, когда становился поэтом и мистиком ( особенно в Заратустре ) был мудрецом и занимался, как вы говорите — жизнью…( опытом её переживания), но без деятельности…

  11. Есть мыследеятельность и жизнедеятельность. Первой занимаются мыслители, второй мудрецы и монахи. Редко кому удается совместить то и другое. К ним можно отнести (и то с натяжкой) Ницше. Бахтин занимался мыследеятельностью, Толле — жизнедеятельнсотью. Их области не пересекаются.

  12. yuriyapril says:

    Я бы назвал Бахтина, философом от литературоведения…, когда — то…, это меня очень интересовало…

  13. Оставила Ваш комментарий напоследок. С Вами всегда сложно, почти как с философами. У Вас всегда своя точка зрения, часто противоречивая и несогласная.
    Начну с последней Вашей реплики: «Кто не живет настоящим — вообще не живет». Бахтин имел в виду, мне кажется, несколько иное: что любая мысль содержит в себе гораздо больше, чем только настоящее. Его любимый тезис, что в высказывании всегда наполовину присутствует еще кто-то, те, кто был до него. И чем глубже мысль, тем больше в ней прошлых напластований. У Толле, как я понимаю, речь идет немного об ином: о том, как жить здесь и сейчас, а у Бахтина, как мыслить здесь и сейчас и как относиться к любому высказыванию, к книгам, к оценке классиков литературы и искусства. Шекспира невозможно понять, если не понимаешь английской ментальности, как невозможно понять Достоевского. У каждого — свой Шекспир, и свой Достоевский, потому что человек всегда единственный и мыслить — тоже всегда штучно.

    —-

    «..свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и …» Сошлюсь на Ницше: путь к себе может указать только другой. Он как лазутчик может привести к крепости, которой человек взять не может. (вольный пересказ когда-то читанного)

    —-

    Я согласна с Бахтиным: оценка всегда присутствует по умолчанию. Вы не можете отделить себя от себя. Оценка — это Ваше прошлое: воспитание, прочитанные книги, мировоззрение, жизненный опыт. Это как отпечатки пальцев, по которым можно опознать человека.

    —-
    «Осознавать себя самого активно». Без осознания невозможно формирование смыслов. Все-таки Бахтин был философом, для которого мышление — дело профессиональное, а мышления без смыслов — невозможно.

    —-
    В любом случае спасибо за комментарии, даже если я с некоторыми из них не согласна.

  14. Большой пробел у нас, в том числе и у меня, по этой части. Я тоже не начитана Бахтиным, только урывками с ним знакома, хотя и есть его книги и статьи о нем. А вспомнилось в связи с его юбилейными датами.. А многие вообще не слышали этого имени.

  15. nadilel says:

    Спасибо Тина… не читала я Бахтина, а надо бы.
    «Великое дело для понимания — это вненаходимость понимающего – во времени, в пространстве, в культуре – по отношению к тому, что он хочет понять»

  16. yuriyapril says:

    Немного комментария:

    «Все подлинно великое должно включать в себя смеховой элемент. В противном случае оно становится грозным, страшным или ходульным; во всяком случае – ограниченным. Смех подымает шлагбаум, делает путь свободным»-

    вполне согласен, поскольку элемент комичекского — есть элемнт истинного…

    «Осознавать себя самого активно — значит освещать себя предстоящим смыслом» —

    осознание себя находится вне всякого смысла и никоим образом с ним не связано.
    Осознание — есть ощущение!

    «Психология — это унижающее человека овеществление души» — верно!

    «Безоценочное понимание невозможно» —
    только безоценочное понимание и есть истинное понимание, это понимание наблюдателя, без осуждения, без сопротивления и без привязанности ( на основе моего любимогоЭкхарта Толле )

    «… свою собственную наружность человек сам не может по-настоящему увидеть и осмыслить в ее целом, никакие зеркала и снимки ему не помогут. Его подлинную наружность могут увидеть и понять только другие люди, благодаря своей пространственной вненаходимости и благодаря тому, что они другие.» —
    а разве это так уж необходимо видеть собственную наружность, кажется вполне хватает вашего внутреннего, которое только вы сами и можете оценить…

    «Все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним» —

    все что принадлежит настоящему и есть истинное, остальное ложно, только настоящее- живо, прошлое — мертво, а будущее — иллюзия проекции из прошлого в будущее!
    Кто не живет настоящим — вообще не живет…, только оглядывается на то, чего уже нет или еще нет!

    ………………………….yuriyapril

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *