Стихия всегда завораживает: мощная, дикая, яростная, перед которой человек чувствует ничтожность и беспомощность, но она покоряет, как покоряет любая сильная натура. Передать стихию так, чтобы от страха столбенеть, но не в силах оторвать глаз, требуется недюжинный талант, если не гениальность. И ладно бы
Но как передать стихию в человеке, народную стихию, особенно русскую, которая в лихие времена проявлялась в полной мере. Пушкинское «не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» вспоминают всякий раз, когда пружина народного гнева сжимается до предела и вот-вот разожмется с такой силой, что не дай Бог привести ее в это состояние: все сметет на своем пути и не поперхнется.
Это не дворяне и интеллигенция, с хорошими привычками и этикетом. Ударят – так насмерть, скажут – так пригвоздят, замахнутся – словно ударят. В России жил человек, Филипп Андреевич Малявин (1896-1940 гг), художник, которому единственному из всех русских живописцев удалось почувствовать и передать ту жуть, мощь, жестокость и страх, которая сопровождает русский бунт, ее внутреннюю пружину. О нем у нас и пойдет разговор.
Самое потрясающее в его живописи, что он сумел изобразить необработанную и не тронутую цивилизацией народную стихию через самое хрупкое и слабое – русских баб. Сила женской природы в сочетании с необузданным русским темпераментом, непосредственностью, детскостью и красотой делают его картины завораживающими, зачаровывающими, страшными, живыми и жуткими одновременно. О ней, русской бабе, что видим на картине Малявина «Три бабы», Розанов скажет:
«...Самая замечательная из фигур, однако, правая. Это она придала красный, огненный колорит картине...Бабу эту ничто не раздавит, а она собою раздавит. Баба эта — Батый. От нее пошло, «уродилось», все грубое и жестокое на Руси, наглое и высокомерное. Вся «безжалостная» Русь пошла от нее. Тут — и Аракчеев, тут — и опричнина Грозного, и все худое...»
В его картинах нет ни Пугачева, ни Стеньки Разина, диких и необузданных мужиков с вилами и топорами, что было бы как-то понятно и приемлемо. Все-таки мужики. Но в том-то и дело, что Малявин передает природную русскую необузданность, силу и мощь через русских баб, хрупкий сосуд, несущий в себе такие силы, которые не приведи Господь высвободить.
Такого потрясающего эффекта невозможно достичь, если не жить в этой стихии, не понимать ее, не чувствовать ее всеми порами души и как саламандра, пройдя через огненную стихию, сменив кожу, но оставшись по сути тем же, сумел сохранить память о ней.
Память о том, что внутри огня – пекло, в котором невозможно жить, но это тот огонь, что сжигает все наносное, чужеродное, неустойчивое и не жизнеспособное. И жить вне этой стихии саламандре тоже невозможно, она умирает. Это и случилось с художником.
Филипп Андреевич Малявин родился в 1869 году в бедной крестьянской семье, судя по его русским бабам – в старообрядческой вере. Старообрядцы – особая порода русских людей, твердокаменных и сильных. Когда смотришь на портрет отца художника, именно эти ассоциации возникают в голове: сила, мощь, стойкость и неподкупность.
Семья жила тяжело, отец зимой, чтобы сводить концы с концами, валял валенки, летом трудился в поле. Дед занимался резьбой по дереву, делал деревянные игрушки. Филя рано стал рисовать в подражание деду, его сестра – тоже рисовала, потом ушла в монастырь и стала иконописцем.
Филипп тоже больше всего на свете любил
Но случилась оказия: на побывку в деревню к родным приехал монах с Афона и мальчик уговорил его взять с собой в монастырь. Родители были категорически против, но потом смирились: одним ртом меньше. Так в шестнадцать лет Филиппок стал послушником в русском монастыре Афона.
Жилось ему трудно. И вряд ли бы он выжил, если бы не помощь одного старца. Жизнь в монастыре была очень тяжелой. Он думал, что выучится в монастыре иконописи, но оказалось, что он единственный, кто вообще может здесь заняться росписью церквей. Этим он и начал заниматься. Но самое главное, конечно, происходило с его душой.
Он научился трудиться, молиться, смиряться, жить с Богом. Стал за шесть лет, что провел в монастыре, сильнее, мощнее как личность и как иконописец. Он научился цветописи. Особенно полюбил Филипп и открыл для себя
Так бы он и остался в монастыре, если бы не случай. Приехал однажды в Пантелеимон монастырь скульптор из Санкт-Петербурга. Увидев росписи Филиппа, остолбенел от увиденной красоты, настолько это было свежо, талантливо и ни на кого не похоже: Филя всегда стремился привнести что-то свое и с послушанием старшим у него были проблемы.
Скульптор уговорил его уехать в Санкт-Петербург учиться в Академии художеств. Юноша согласился и в двадцать три года, без образования, но с талантом, был зачислен вольнослушателем и даже стал получать небольшую стипендию.
Здесь он работал как и в монастыре: упорно, постоянно, постигая все премудрости живописи и красок, но никогда не изменяя своей собственной манере, которая определилась у него очень рано.
В два года курс был закончен, Малявин приобрел среди студентов известность и уважение. В это время Академия реформировалась и появились индивидуальные мастерские художников. Как лучшего студента его зачислили в мастерскую И.Репина.
Его сокурсница Остроумова вспоминала о нем в то время: она встретила тихого, одинокого, в одежде, напоминавшей подрясник, растерянного и крайне застенчивого монашка.
Он всегда молчал, глаза были опущены и, начиная рисовать, молился и крестил чистый лист бумаги. Так он был научен в монастыре. Иконописец по иному к работе не приступает: иконы рождаются в молитве и в посте.
Монастырь стал его первой настоящей школой жизни, которая научила дисциплине, трудолюбию, духовному деланию и молитве. С ними он вошел в столичную жизнь. И пока монастырский дух Афона в нем жил и горел красным пламенем, он был тем неподражаемым русскими художником, а по сути - иконописцем, который останется в мировой и русской культуре на века.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Тамара де Лемпицка: баронесса с кистью
- Константин Сомов. Окончание
- Чжан Сяоган. Окончание
- Ауэрбах. Окончание
- Эгон Шиле. Смерть как причина жизни. Окончание
- Париж-8. Музей Пикассо. Часть 3
- У церкви стояла карета...Старинный романс по выходным
- Аршиль Горки. Население потерянных душ
- Лондонская школа живописи. Фрейд
- Антонио Гауди-4. Окончание. Саграда Фамилиа
Спасибо большое за поправки: Вы правы в своих замечаниях и, конечно, я все исправила. Но труд, никакой, напрасным не бывает и мои ошибки только доказывают необходимость просвещения. Еще раз спасибо за критику!
Жалко столь напрасный и вредный труд…В Санкт-Петербург пригласил Малявина Беклемишев, а не Балашов. Нетрудно проверить факты в интернете. Непонятно откуда вообще вы это списали.
Малявин Филипп АНДРЕЕВИЧ, и зачем выдавать девушку с кувшином Архипова за бабу в красном Малявина? Какое же это просвещение?
Ну, вот, видите. Все просто! Спасибо, что зашли!
Добрый день, Тина! Пытаюсь вновь написать у вас в БЛОГе, поставив галочки в уведомлениях о комментах и новых записях.
Спасибо, Елена! Вы у меня впервые на сайте. Но Ваш аватар я уже видела, по-моему в той группе, куда меня пригласили «Разговорчики обо всем».
Картины и вправду с особой энергетикой. Очень понравилась статья. Спасибо…
Твит и Гугл +