Речь идет об арабском трактате XI века «Ожерелье голубки", написанном Ибн Хазмом, богословом, юристом, философом Испанской Андалусии по просьбе его друзей. Этот трактат создан в ссылке, куда мудреца сослали, когда он впал в немилость власть предержащим.
Трактат о любви написан очень живым и образным языком с множеством поэтических вставок и раскрывает особенности психологии любви, но не в традиционном для мусульманской культуры смысле, а скорее в европейском.
Шедевр создан под сильным влиянием греческой неоплатонической философии, распространенной тогда на мусульманском востоке. Но автор использует источники и мусульманской, и эллинской литературы, а также собственные наблюдения за жизнь. испанской Андалусии того времени.
Ибн Хазма отличает взгляд на женщину не как на вещь или очередную рабыню для утех в гареме, а как на возвышенное существо. Природа любви, по мысли философа, шире чувственной или платонической любви, она особенная в разные моменты жизни - когда зарождается, когда проявляется, когда влюбленные ссорятся, и когда разлучаются. Любовь облагораживает человека, делает его лучше и совершеннее.
Ибн Хазм был одним из самых образованных людей своего времени, блестяще знал не только богословскую, но и светскую литературу. «Ожерелье голубки», задуманное изначально как научный трактат, превратилось в занимательную книгу с рассказами, анекдотами из жизни и многочисленными поэтическими вставками, сделавшими трактат жемчужиной любовной лирики.
Любовь - поначалу шутка, но в конце - дело важное. Ее свойства слишком тонки по своей возвышенности, чтобы их описать, и нельзя постигнуть ее истинной сущности иначе как с трудом. Любовь не порицается религией и не возбраняется божественным законом ибо и среди прямо ведомых халифов и правоверных имамов любили многие
Я придерживаюсь мнения, что причина любви — соединение в их основной возвышенной стихии частиц души, разделенных в здешней природе. Мы часто находим людей, которые предпочитают более низкого, зная превосходство других, но не находя от него спасения своему сердцу.
А если бы любовь возникала из-за соответствия качеств, человек бы, конечно, не любил тех, кто ему не помогает и не соответствует; поэтому мы знаем, что она пребывает в самой сущности душ. Но нередко любовь возникает вследствие какой-нибудь причины — эта любовь исчезает с исчезновением причины ее, и тот, кто тебя любит из-за дела, отворачивается, когда оно окончено.
Любовь по истинному влечению — это та любовь, которой нет конца иначе как со смертью. Ни при одном из видов любви по какой-либо причине не бывают так заняты мысли и не возникает такого помрачения ума, беспокойства, изменения врожденных свойств и перемены природных качеств, и похудания, и вздохов, и прочих признаков тоски, как при любви по влечению.
Любовь - обессиливающая болезнь, и в ней же возникает от нее лекарство, по мере ее действия. Это болезнь усладительная и желанный недуг; больному ею неприятно выздороветь, и страдающий не желает от нее избавиться. Она украшает человеку то, от чего он отворачивался, и облегчает то, что было ему трудно, изменяя его врожденные свойства и первоначальную природу.
У любви есть признаки, которые проследит понятливый и дойдет до них проницательный, и первый из них — долгий взгляд. Глаза — раскрытые ворота души и они сообщают ее тайны, открывают ее сокровенные помыслы и изъясняют сокрытое в ней, и ты видишь как взор, не мигая, движется с движениями любимой поворачивается, когда она повернется, и направляется туда, куда она направилась, точно хамелеон за солнцем.
Еще признак любви, когда начинают разговор, который едва ли обращен к кому-нибудь, кроме любимой, хотя бы говорящий и старался показать, что это не так, — и поистине, его притворство ясно видно тому, кто его наблюдает.
К признакам любви относится также и замешательство, овладевающее влюбленным, и его явный испуг, если он внезапно увидит любимую или та неожиданно появится; к ним же принадлежит волнение, охватывающее влюбленного, если он увидит кого-нибудь, кто похож на любимую, или вдруг услышит ее имя.
Еще признак любви, когда человек щедро отдает что может, из того, в чем раньше отказывал, словно это его одарили и об его счастье стараются; все это для того, чтобы проявить свои хорошие качества и вызвать к себе желание.
Сколько скупых от того расщедрилось, и угрюмых развеселилось, и трусов расхрабрилось, сколько грубых по природе взволновалось, и глупых научилось, и неряшливых прибралось, и бедняков украсилось! Сколько людей в летах молодилось, сколько благочестивых сделалось бесстыдными и сколько безупречных опозорилось!
Все эти признаки бывают раньше, чем загорится огонь любви, и запылает ее пожар, и вспыхнут ее головни, и взлетит ее пламя; когда же любовь овладеет и схватит своей хваткой, тогда увидишь ты тайные беседы и явное пренебрежение ко всем, кто присутствует, кроме любимой.
Когда влюбленные одинаково любят и их любовь, крепко утвердилась, учащаются между ними беспричинные приступы гнева, и умышленное противоречие в словах, и нападки друг на друга из-за всякого малого дела, и каждый из них наблюдает за всяким словом, которое проронит другой, и толкует его не в том смысле, — все это для проверки, чтобы выяснить, что думает каждый из них о другом. И разница между этим и настоящей неприязнью и несходством, которое порождается ненавистью и взаимным несогласием, — в быстроте прощения.
К признакам любви принадлежит и любовь к одиночеству, и склонность к уединению, ' и похудание тела, без жара в нем или боли, мешающей перемещаться, двигаться и ходить. Это указание, которое не лжет, и не обманывающий признак недуга, скрытого в душе. Бессонница — одно из явлений, присущих влюбленным, и стихотворцы часто описывали ее, говоря, что влюбленные — пастухи звезд.
Еще признак любви, когда ты видишь, что любящий так любит семью возлюбленной, ее родных и близких, что они значат для него больше, чем его семья, и он сам, и его родные, и все его близкие.
Любящий наблюдает за любимой и запоминает все, что она делает. Он ищет о ней сведений, чтобы его не миновали ни мелкие из них, ни важные, и следит за ее движениями, — и, клянусь жизнью, ты видишь, что тупой становится в этом положении проницательным и беспечный внимательным.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Лотреамон
- Казимир Малевич. Конец русского авангарда
- Блёз Паскаль. История обращения
- Антонен Арто. Безумный гений театра
- Святой Григор Нарекаци
- Симона Вейль: Церковь Голгофы. Окончание
- Фридрих Ницше: Философия. Окончание.
- Правила жизни философа
- Кьеркегор-4 Акт II. Регина Ольсен
- Макс Эрнст
Здесь, мне думается, речь идет о признаках в том числе и влюбленности, и страсти, которые далеко не всегда перерастают в настоящую любовь. Если говорить о них, то для меня все происходит так, как написал автор, но только я бы еще добавила, как и М.Цветаева, больше боли: «Любовь узнаю по боли». Если не болит душа, то и любви нет.
Тина, на эту тему, наверно, каждый мог бы написать своё мнение? Для меня — » и шутка, и дело» необъяснимое, мистика какая-та! Особенно. если вспомнить поговорку» любовь зла и т.д. и т.п. И признаки у всех разные, как и продолжительность…