Православие, пришедшее на смену язычеству, не смогло окончательно победить и после тысячелетней борьбы вынуждено было сменить тактику: перейти от прямого запрещения язычества к его «воцерковлению» и «обоживанию».
Сегодня все христианские праздники несут на себе «языческие отметины» и тесно переплелись с народными верованиями и превратились в церковно-народные.
Ранние осенние церковные праздники, начиная с
«Первая Пречистая – жито засевает, Вторая – дождем поливает».
Вторые осенины соединяли в себе два начала: земное и духовное. Земное – праздник урожая, духовное – Рождение Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
Праздник Рождества Богородицы - это переход от лета к осени. В этот день продолжаются по всем законам гостеприимства народные гулянья: проводы лета, праздник урожая, встреча осени.
Вторые осенины сменили
Овощной урожай дал еще одно название дню – Луков или Огородин. В этот день заготавливали калину. Селяне благодарили и чествовали Землю, образом которой была Богородица.
Этот Праздник назывался также «Пасековым» днем. Им заканчивался сбор меда, пчелы впадали в зимнюю спячку, в ульи на зиму закладывали сахар. Существовал также близкий по смыслу обряд «Похороны мух»: ловили муху или иное насекомое, закладывали его в «домину» и относили на поле и зарывали в могилу. Это знаменовало собой оцепенение насекомых на зиму.
Осень, богатая на красоту и урожай, дает еще одно удивительное название Празднику Рождества Богородицы - «Богач». С ним связаны особые обряды, напоминающие новогодние святки (вторые осенины - «други святки»), настраивающие на то, чтобы в доме всегда были доброта, тепло и достаток. Все в день Богача друг другу желали: «Будь богат как осень!». Молодежь в этот день тоже гадала.
Существовал и другой обряд, связанный с этим днем: с каждой семьи брали по ложке зерна и собирали его в общий лубок. Потом с ним обходили дворы, как бы очерчивая магический круг.
Круг должен был хранить от болезней, бед, напастей и несчастий. Люди верили в действенность обряда: он придавал им психологическую уверенность, настраивая на позитив и исполнение желаний.
В России Богач постепенно начинает обретать новую жизнь. Желающие его отпраздновать выбираются в осенний лес, участвуют в особых обрядовых действиях.
Они программируют на материальное благополучие, успех в делах, удачу в достижении цели, организуется общая трапеза, в старину называемую братчиной, которая также имеет глубокие народе корни.
В самый день
В этот день принято было родителям и крестным обходить дома молодоженов, смотреть, как они живут, как устроились. Хозяин показывал двор, утварь, хозяйка – свое хозяйство. Молодые подносили гостям угощение. Поэтому этот день назывался «Поднесеньевым днем», в который заканчивалось бабье лето.
Все было готово к встрече осени и Рождество Богородицы отмечалось как начало осенних святок по аналогии с зимними святками, наступавшими после Рождества Христова.
Тина Гай
Интересно? Поделитесь информацией!
Related posts
- Икона Покрова Пресвятой Богородицы
- Праздник Рождества Христова
- Икона «Введение Пресвятой Богородицы во храм». Видеорассказ
- Праздник Успения Богородицы
- Икона "Успение Богородицы"
- Вторая Пасха или Успение по-народному
- Икона «Рождество Богородицы»
- Третья Пречистая
- Икона «Вознесение»
- Благовещение Богородицы - «блаженный» день.
Татьяна! Доброго Вам времени суток!
Да, это одна из наших целей — миссионерская, так ее можно назвать. Мы очень мало знаем о нашей культуре, вот и подумали, что не будет лишим рассказывать о праздниках и вере наших бабушек и прабабушек, прадедушек и дедушек. Да и многих наших современников, кто воспринял веру уже только в постсоветское время, и потому мало что знает о ней. А душа просит и молится, даже если мы не знаем об этом. Потому что душа по природе своей христианка.
С уважением, Алевтина! С праздником Крестовоздвижения Вас и Ваших близких!
Алевтина и Мария, спасибо! Благодаря Вам я узнаю о всех праздниках. Удачи Вам!