Русское зодчество середины семнадцатого века тесно связано с именем Никона. Никоновско-алексеевская церковная реформа коснулась не только книг, песнопений и богослужения, но и архитектуры.
Идея царя и патриарха сводилась к тому, что надо возвращаться от русской православной традиции к «древлеправославной» - греческой и палестинской.
В глазах Никона и Алексея Михайловича именно она была исконно-православной, а русская традиция, как отступившая от этих образцов, была по их мнению порченной.
Основанием для таких выводов был, однако, вовсе не вопрос «Что более православно: – греческое или русское?», а политические мотивы:
Начал Никон с запрета на строительство
Образцами нового «древлеправославного» стиля стали три монастыря, три архитектурных памятника могуществу патриарха: Валдайский, Кийский и Ново-Иерусалимский. Но в 1658 году патриаршество Никона закончилось, закончились и архитектурные нововведения.
Все три устроенных им монастыря были личной собственностью патриарха, не относившихся к патриаршей кафедре. Самым аскетичным и привлекательным с точки зрения монашеской жизни является Кийский монастырь. В нем наиболее четко отражены, с одной стороны, архитектурные северные традиции в духе Соловецкого монастыря, а с другой, присутствует греческий «древлеправославный» стиль.
Кийский монастырь становится не только памятником прошлой монашеской жизни Никона, но и политическим центром событий вокруг утверждения новообрядческой церкви в противовес старообрядческой. К моменту строительства Кийского монастыря уже набирала силу книжная справа и церковная реформа.
Мягко говоря, не все восприняли нововведения патриарха, а если точнее – почти никто. В числе сопротивляющихся оказалась и братия Соловецкой обители, которая устроила бунт против реформы, став оплотом старообрядцев. Кийский монастырь превратился для Никона в опору подавления старообрядческого бунта, противостоя Соловецкому монастырю во всех отношениях: убранством, численностью монашествующих, количеством святынь и богатством.
Остров Кий был некогда открыт Никоном. Когда он решил уйти из Соловков из-за разногласий с настоятелем, то отправился на материк через Белое море. Но попал в шторм и чудом, упованием на силу Креста, выбрался на берег – каменистый и безлюдный остров. Выбравшись, он в удивлении воскликнул: «Кий (чей) сей остров?» Так и закрепилось за островом название – Кий. Здесь Никон поставил большой поклонный Крест в память о чудном спасении и двинулся дальше.
Когда через тринадцать лет перевозили мощи святителя Филиппа из Соловков в Москву, Никон опять остановился на Кий-острове и с удивлением обнаружил, что тот крест стоит невредим. Рассказывали даже, что благодаря кресту многие из попадавших в шторм спасались. Тогда он дал обет построить на этом месте монастырь.
Кийский монастырь был вдохновлен также и идеологической программой патриарха: его архитектура во многом напоминает архитектуру Преображенского собора Соловецкого монастыря, поскольку обитель стала для Никона символом стойкости игумена Филиппа (Колычева), не склонившегося перед Иваном Грозным, что служило обоснованием первенства «священства» перед «царством».
Грамоту на строительство монастыря царь выдал немедленно, как только Никон обратился к нему с просьбой, рассказав свою историю чудесного спасения и данного обета. Но остров был совершенно непригодным для жизни. Грамота царя гласит:
«Остров пуст, и ничьих никаких угодий на нем нет, и быть тут жилецким людям нельзя, потому что на том месте все камень голой... и мнози на том острове от морского потопления спасаются».
Никон оказался настоящим скопидомом в отношении приобретения материальных благ в свою собственность, используя для этого всю неограниченную власть и служебное положение. Для строительства Кийского монастыря он обращается ко всем священникам и православным пожертвовать, кто чем может. Отказать ему никто не смел, боясь опалы.
Своей властью Никон приписывает Кийскому монастырю множество обителей и сел других областей, лишая архиепископов существенной части их доходов. В свою очередь царь не только дает грамоту на строительство монастыря, но и жертвует огромную сумму - 6000 рублей.
Патриарх становится инициатором всех архитектурных решений монастыря, строительство возглавляет его архитектор Аверкий Мокеев. Строительство монастырского собора началось в 1657 году. К концу года был сооружен первый монастырский храм – Воздвиженский, в котором поместили кипарисовый крест, заказанный лично патриархом в Палестине - таких же размеров, как и крест Спасителя.
В него были вложены около трехсот частиц мощей мучеников и святых угодников, а сам Крест - украшен драгоценными камнями, серебром и золотом. В этом же году был назначен архимандрит монастыря, хотя по статусу он не имел право на это, но отказать патриарху никто не решался. Никон сам набирал иноков в таком количестве, в каком считал нужным.
О братии и крестьянах, приписанных к монастырю, он заботился как настоящий и рачительный хозяин. За три года монастырь превратился в один из самых богатых и благоустроенных, хотя на острове совершенно не было земли и все возводилось на голом камне. Существует легенда, что каждый монах, вступающий в монастырь, привозил с собой мешок земли, чтобы устроить хотя бы небольшой огородик.
Для строительства использовались гранитные глыбы, коих на острове очень много. В центре ансамбля возвышается Воздвиженский собор, представляющий собой четырехгранный куб, который венчается огромным куполом на восьмигранном барабане, напоминая архитектуру Соловецкого монастыря. Первоначально собор был пятиглавым, но в настоящее время из-за многочисленных пожаров и перестроек сохранился только один купол.
На восьмигранном барабане были также застекленные прорези, но во избежание тяги во время многочисленных пожаров их заложили кирпичом. Поэтому собор, хоть и оставляет впечатление величественного строения, но в своем первоначальном виде он был и выше, и краше.
Стены монастыря стоят очень близко друг к другу, т.к. остров очень маленький и строили все очень компактно. Кроме Воздвиженского собора в монастырский ансамбль входят двухэтажный братский корпус, первый этаж которого предназначен для хозяйственных нужд, надкладезная часовня Происхождения Честных древ по образцу староиерусалимских водоемов, вода в котором, по преданию, найдена самим Никоном.
Рядом с братским корпусом – трапезная, напоминающая крепость, по образцу Соловецкой. В ее стену замурован крест, на котором надпись о дне освящения храма. У трапезной с другой стороны находится церковь Рождества Богородицы, в нижней части которой находится церковь Рождества Христова. Тут же - колокольня, на которой когда-то было девять колоколов. К колокольне пристроена часовня-усыпальница настоятелей.
Освящен монастырь самим патриархом Никоном в 1660 году, спустя два года после оставления им патриаршей кафедры. Монастырь после Никона постепенно пришел в упадок, особенно во времена Екатерины II, которая стала активно бороться с монастырскими владениями.
В настоящее время монастырь восстанавливается, но очень медленно. В советские времена здесь был организован дом отдыха, который и сегодня пользуется большой популярностью, поскольку на острове много источников и есть целебное озеро, в котором нельзя купаться, можно только обливаться его водой.
Но главную жемчужину Кий-острова составляет северная природа неописуемой красоты. Остров во время отливов становится материком из отдельных островов, по которым можно путешествовать. Народу здесь немного и можно легко пребывать уединении.
(Продолжение
Тина Гай
Мне кажется, что монастырь не устоял потому что он превратился в оплот для подавления Соловецких старобрядцев. Там, где политика, вера не устоит. А Соловецкий монастырь, пережив все невзгоды стоит и действует до сих пор, оставшись, как и прежде оплотом истинной веры и аскетического монашества. Кто с мечом придет, тот от меча и погибнет. Люди любят остров, а монастырские останки только добавляют ему шарма.
Тина, Вы как всегда на высоте ! Спасибо. Не мне судить нужен ли был там монастырь, но вот, насчёт дома отдыха , как-то ближе!
Спасибо!
Интересно!